Если поискать информацию в интернете, окажется, что роман «Ах Куй» Владимира Коваленко был переведен на иностранные языки, а также по нему делались театральные постановки, а сама книга периодически возглавляет топы продаж в независимых книжных. Это редакцию портала окончательно поразило и заинтересовало, поэтому мы и решили разобрать сильные и слабые стороны книги, а также понять, почему «Ах Куй», несмотря на свой странный генезис, продолжает притягивать интерес аудитории.
Итак, для начала надо понять, что перед нами гипертекст, формат не очень популярный в мейнстриме, возможно оттого и привлекательный для остальных. Основная линия повествования перемежается с рассказами, набросками, эссе и параллельными элементами. С одной стороны, это создает динамичность и позволяет охватить множество тем сразу, с другой – это не понравится любителям обычной книжности, где главный герой, его мир, разговоры, раскрытие мира и так далее. Возможно, популярность книги как раз и кроется в ее фрагментарности, современным людям, привыкшим к роликам, постоянным сменам картинок и быстрым потокам информации, – гораздо проще читать подобное.
Видимо автор схватил нерв читателя, которому проще прыгать от темы к теме, чем концентрироваться на долгой истории. Действительно, современный человек будет читать в очереди, в вагоне метро, в автобусе или на кухне полчаса перед сном, его не стоит грузить долгими рассуждениями и описаниями. Иногда фрагментарность доходит до предела, например, книга начинается с фразы «Положи на место», то есть с вызова и интерактива. Тоже важная черта современной книги – не просто история, а игра, общение, что-то, что постоянно бодрит. Некоторые страницы в книге надо даже вырвать. Оформление очень интересное – картинки и верстка на высоте, но это и отличает книгу от массового «буквосодержащего» продукта в магазинах – там с оформлением все гораздо хуже.
Со структурой поняли – один из принципов успеха – необычная и интерактивная форма, но о чем же сама книга? Она рассказывает про странный роман. Да, эдакая игра получается у Коваленко – книга про книгу. Как говорил Умберто Эко «разумеется, рукопись». Так вот, автор на место центрального артефакта помещает «ненаписанный роман мертвого писателя», за которым охотятся разные сущности. Какие?
Тут кроется еще одна важная особенность книги – с самого начала Коваленко кидает нам в лицо между фразами о закрытии книги и идею, что Россия сама постмодернистская страна, дескать, старое ушло (имея в виду СССР), а нового не наступило. Такую концептуальную раздробленность России 90/00/10-ых автор отлично схватил и показал. Действительно, имперские символы и идеи давно уничтожены, их не восстановить. Советские уничтожены относительно недавно, но тоже окончательно. А новые? До февраля 2022 этих смыслов практически не было. Но это отдельная большая тема. Получается, «роман» Коваленко схватил и очень большую эпоху безвременья отечественной истории. Но как он ее показал?
В России не осталось своих смыслов, грубо говоря, кто знаком с «Американскими богами» Геймана, примерно понимает, о чем речь. Но лишь примерно. У Коваленко в России живет Постмодерн – именно так с большой буквы «П», он ей управляет, а с ним борются конгонезийские боги – почему-то именно так, «конгонезийские», не конголезские. Может так задумано, а может ошибка. Грубо говоря, за Россию сражаются не ее смыслы. И «ненаписанный роман мертвого писателя» – это их путь к господству. Главный герой книги – это журналист Петербуржского издания, который пишет про криминал. Этот герой находит артефакт, за которым гоняются сущности, ну и понеслось. Далее он всю книгу будет пытаться разобраться в том, что происходит, постоянно влипая в странные ситуации, один только «РосПостмодернНадзор» чего стоит. Вместе с этим в «ненаписанном романе» как в зеркале отражаются проблемы современной литературы и взаимоотношения автора с этой самой современностью.
История заканчивается очень круто – автор подводит к тому, что как бы ни казалось сложно, страшно и как бы весь мир не был против тебя, какие бы сущности и силы не хватали за живое, главное – это верить и делать, делать свое маленькое дело, потому что через творчество человек может спастись. Получается, такой своеобразный перформанс, что автор издает роман в маленьком издательстве, сделанную почти на коленке книжку, которая потом становится культурным событием.
Но, как говорится, все хорошие вещи являются продолжением наших недостатков и наоборот. Все перечисленное выше – это на любителя, то есть «Ах Куй» подойдет, если вам нравится такое guilty pleasure, вроде «Москвы-Петушков». Если вы привыкли к классической или современной литературе, вроде Сенчина, то рваность, скорость и хулиганский стиль просто отпугнет. Книга – нишевая и на любителя, потому что некоторые шутки – ну очень на грани. Поэтому кого-то тон книги порадует, а кого-то расстроит.