Всем привет! В рубрике "А у кого это сегодня день рождения?" вы просили больше подробностей о Давиде Петровиче Штеренберге и эта статья специально для вас!
Давид Петрович с раннего возраста проявил склонность к искусству, что подтолкнуло родителей к мысли о его художественном образовании. В 1895–1896 работы были отправлены в Петербургскую Академию Художеств, где их не приняли.
Желание изучать искусство привело его сначала в Одессу (1905 г.), а затем в Вену (1906 г.). Однако Париж стал главной школой для Штеренберга. В 1907 он переехал во Францию и поселился в знаменитой художественной колонии «Улей». Там он поступил в Школу изящных искусств, а позже до 1912 года учился в Академии Витти, где преподавал Кес ван Донген. Подружился с Гийомом Аполлинером и стал частью круга журнала «Вечера Парижа», общаясь с известными французскими художниками, такими как Альбер Марке, Морис Утрилло, Амеде Озанфан, Фернан Леже и Пьер Боннар.
Между 1911 и 1916 годами Штеренберг искал свой художественный стиль. Он отдал дань сезаннизму, создавая работы, такие как «Натюрморт с синим кофейником». Однако его больше привлекал фовизм Матисса, это заметно по таким работам как, «Вид из окна» (1914) и «Бананы и апельсины» (1913–1914). В его работах также можно увидеть элементы стилизованного кубизма, как в «Печке» (1914) и «Столе художника» (1916). Штеренберг даже попытался создать собственный образ еврейской родины, в работах вроде «У реки. Житомир» (1914). Но в целом он держался в рамках «Парижской школы». В 1916 году, к концу своего пребывания во Франции, он нашел свой стиль, который ярче всего проявился в жанре натюрморта, тяготея к примитивизму.
В парижский период Штеренберг активно участвовал в выставках, таких как Весенний салон (1912), Осенний салон (1912, 1913) и Независимые (1912–1917). В 1914 познакомился с А.В. Луначарским, что сыграло важную роль в его возвращении в Россию в 1917 году. После краткого пребывания в Петрограде он отправился в Житомир, а затем в Москву. В октябре 1917 он был назначен художником при Московском Совете и активно включился в организацию художественной жизни. Благодаря Луначарскому в декабре 1917 был назначен правительственным комиссаром по делам искусств.
В начале 1918 года стал заведующим Отделом ИЗО НКП и возглавил петроградскую Коллегию. С этого момента он выступал как важный общественный деятель. Среди его заслуг было умение сохранять баланс между разными художественными направлениями и продвигать авангардное искусство. В связи с новой работой он переехал в Петроград и участвовал в составлении программы обучения для Свободных мастерских.
В конце 1918 – начале 1919 годов Штеренберг переехал в Москву вместе с правительством, где продолжил общественную деятельность и вошел в комитет Международного бюро Отдела ИЗО НКП.
В России его художественный стиль приобрёл окончательную форму. Штеренберг достиг высот мастерства и декларировал минимализм, предвосхищая более поздние течения. Его стиль, сформировавшийся во Франции, гармонично вписался в российскую действительность, особенно в жанре натюрморта, который хорошо отражал экономическую ситуацию.
Давид Петрович Штеренберг умер 1 мая 1948 года в Москве, в возрасте 66 лет. Его похоронили на Ваганьковском кладбище в столице. К сожалению, после смерти художник почти не сохранился в общественной памяти.
В апреле 2000 года на Неглинке в Центре искусств прошло новое знакомство любителей живописи с талантливым художником Давидом Штеренбергом. Благодаря Международному благотворительному фонду, основанному коллекционером Андреем Ереминым, была организована масштабная выставка его натюрмортов.
Полагаю, если бы Давид Петрович жил в наше время, он бы наверняка использовал масло Тициан для своих произведений. У тебя есть такая возможность, не упускай ее!