Найти тему
Валидия

МАТЬ - СЫРА ЗЕМЛЯ

ЗЕМЛЯ- одна из основных стихий мироздания, наряду с водой, воздухом и огнем.

Земля - как всеобщий источник жизни, мать всего живого, в том числе и человека, Мать - сыра Земля.

-2

Священная сила, отторгающая всякую нечистоту как в прямом, так и в переносном смысле. Она не Богиня и вообще не имеет персонификации,
а также, по сути, обходится без культа. Говоря о почитании земли в народной культуре, мы подразумеваем землю физическую — почву и дерн, которые воплощают максимально благое начало. Так, крестьяне в поле перед трапезой вытирали руки о землю, уверенные, что она очистит любую грязь, то есть грязь не может уйти в землю, она останется на поверхности.
Представление о Земле тесно связаны с понятиями Род, Родина. В православии образ Матери-Земли тесно связан с образом Богородицы.

-3

Мать - сыра Земля тесно связана со стихией Воды, оплодотворена дождями и готова ро дить урожай. Начиная засевать поле, произносили заговор-песнь:
"Батюшка-Перун, Батюшка-ДаждьБог, благословите семена в Землю бросать. Напои те ты Мать-сыру землю студеной росой, проливным дождем опои, чтобы принесла она зерно, всколыхала его, возвратила нам большим колосом." (Перун — бог грозный, и в то же время милостивый, приносящий благодать на землю в виде дождей, оплодотворяющих землю нашу, поэтому также он считается богом плодородия, ибо благодатным дождём насыщает по весне Мать Сыру Землю живительной силой). (Дажьбог, или Даждьбог, — бог Солнца и белого света в русской ведической традиции. Бог светлый, отделяющий Явь от Нави, свет от тьмы и день от ночи. Он суть защитник и хранитель жизни, податель благ, наделяющий жизнью весь Явный мир. Он также почитается как покровитель природы, олицетворение тепла и света солнечного. Дажьбог — чадо небесное — Сварогов сын. Он Дед наш, от которого ведём мы род свой с изначалья времён на Земле).

-4

В заговорах часто используются обращения типа Земля - Мать, небо - Отец. Или небо- ключ, Земля замок, тем самым показывая, что Земля и Небо представляются нам супружеской парой. В "Повести временных лет" (12 в.) "Паки же и землю глалогють матерью...Да аще им есть Земля мати, то отец им есть небо".
"Гой еси сырая, Земля матерая! Матерь нам если родная, Всех еси нас породила..."
Земля — воплощение непогрешимой истины. Известно
выражение «землю есть» в  смысле «давать клятву»  — в  Древней Руси при  такой клятве землю реально ели (или целовали). В споре о границах участка человек клал себе на голову кусок дерна и шел по предполагаемой меже — считалось, что если он обманет соседа, то земля его раздавит.
Клятва с куском дерна на голове вообще была распространена достаточно широко, она не считалась языческой (так как не связана с почитанием языческих богов) и упоминается даже в славянской версии «Слова» Григория Богослова.
Земля обладает целительной силой, излечивая как телесные, так и душевные недуги. Скот в случае мора прогоняли через специальный туннель, образованный в почве. Земля защищала и от вредоносного колдовства. Уезжая на чужбину, непременно брали горсть земли в ладанке. В этом было всё: и земля как оберег, и ощущение связи
с родными людьми и местами.
В славянской культуре есть понимание круга стихий, Коло года, где Земля замыкается, засыпает на зиму, и пробуждается весной 1-2 мая.
В духовном стихе "Непрощаемый грех" Земля выступает как носительница нравственной правды, особого закона родовой жизни.
"[Каялся-то доброй молодец сырой земли,
Как сырой земли да сырой матери:]
«А прости, прости ты, матушка сыра земля,
А прости, прости, сыра матери,
И меня прости, покай да добра молодца.
Во первом греху прости, покай меня, —
Уж я жил-то со кумой да со крестовою,
Уж я прижил у кумы да млада отрока». —
«Уж я в том греху, я могу простить,
.Я могу простить, могу покаяти:
Уж ты малой был да молодёхонёк,
Умом-разумом да был глупёхонёк», —
«Во втором греху покай, матушка сыра земля,
Ты покай да добра молодца, —
«Уж я в том греху тебя да ведь могу простить, ,
Уж могу простить, могу покаяти:
Уж ты молод был да молодёхонёк,
Своим разумом да был глупёхонёк». —
«Но третьим греху покай, дя мать сыра земля,
Ты покай, прости да добра молодца, —
Уж я ездил, доброй молодец, да по чисту полю,
Я убил в чистом поле купця, гостя торгового». —
«Уж я в том греху тебя ведь, молодец, да не могу простить,
Не могу простить да не покаяти:
Не купця убил, гостя да не торгового,
Как убил ведь своёго брата крестового,
Как порушал ведь да крёстно знаменьё».


Русский народный фольклор

Самое благое пожелание у восточных славян звучало так:
"Бувай здорова як рыба, гожа як вода, весела як весна, рабоча як пчола, а богата як Земля святая."
Представление о силе Матери Земли очень точно и многогранно отображено в русских былинах.
На нашем канале публикуются русские былины в разных переводах.
Подписывайтесь на канал!

#стихии #мояземля #мифология #славянская мифология