Автор Вячеслав Киреев
- Вам. Это самый быстрый способ научиться кинодраматургии. Главная ошибка начинающих киносценаристов это то, что они начинают писать полнометражное кино или телесериалы. На это тратится невероятное количество времени, при этом результат оказывается плачевным. Короткометражка пишется быстро, все ошибки видны в ней как на ладони. Вы потратите одну неделю на написание, получите довольно быстрый отзыв, учтёте ошибки и продолжите творить уже на уровень выше.
- Студентам. Каждый год студенты мечутся в поисках подходящего сценария для курсовых и дипломных работ. Это режиссёры, актёры, операторы и сопутствующие профессии. Технику им обычно предоставляют, но снимают они на собственные средства. Основные параметры студенческих работ — предельный минимализм. Это не более трёх актёров, не более трёх легкодоступных локаций, 5-10 минут хронометража и более-менее внятный сюжет.
- Режиссёрам. Для тех режиссёров, кто уже получил диплом, но ещё не вошёл в профессию по каким-то причинам, короткометражка является дорожкой в большое кино. Если они засветятся на каком-нибудь фестивале с удачной короткометражкой, то их запросто могут пригласить снимать большое кино. Посмотрите фильмографии заметных режиссёров, большинство из них начинали с короткометражек. Поскольку технику они уже арендуют и вообще снимают на свои, то требования к предельному минимализму сохраняются.
- Организациям. Есть разные компании, которые что-то делают, приближённое к кино, но кинокомпаниями не являются. Они обладают финансами, оборудованием, специалистами и в какой-то момент решают замахнуться на Вильяма, так сказать, Шекспира. Это могут быть самые разные компании, которые снимают свадьбы, всякие события, рекламу или что-то в этом роде. Их настроения переменчивы как ветер, но они могут снять что-то посерьёзнее, чем драма в хрущёвке.
- Онлайн платформы. Платформы не заказывают короткометражки, сами их не производят, но, насколько мне известно, некоторые платформы размещают у себя короткометражное кино, например ОККО. Это обещает небольшой денежный ручеёк в карман производителей, что потенциально обещает некоторый коммерческий спрос на короткометражные сценарии.
Как писать короткометражки. Пишите короткометражные сценарии на 5-10 страниц. Их быстро читать, легко снимать. Самые первые короткометражки пишите как угодно, без каких-либо ограничений и оглядки на востребованность. Когда преодолеете технические и драматургические сложности, переходите к ярким сюжетам в одном помещении с тремя актёрами максимум. Востребованы фантастика без спецэффектов, комедии, драмы/мелодрамы, триллер.
Куда отправлять короткометражки? Следите за разнообразными драматургическими конкурсами. Найдёте подходящий — отправляйте. Публикуйте их на многочисленных ресурсах для киносценаристов, которых теперь множество в сети. Там вы как минимум получите хоть какие-то отзывы на свой сценарий. Отправлять короткометражки по адресам в объявлениях о поиске сценариев я бы не советовал, или как минимум рекомендую делать это очень осторожно. Обычно это не приводит к какому-либо результату. К результату приводит ситуация, когда с вами связывается режиссёр, который где-то увидел вашу короткометражку, прочитал её и хочет экранизировать. Иногда такие люди пропадают, но гораздо чаще действительно экранизируют. Можете отправить на конкурс сценариев сайта Сценарист.ру. Входящий отбор там жёсткий, но хотя бы уже на входе вы получите некий отзыв на своё творение. Если пройдёте публикацию, то соберёте некоторое количество комментариев. Интересные короткометражки с предельным минимализмом там регулярно экранизируют.
Сколько просить денег за сценарий? За корочку хлеба отдавать короткометражку точно не стоит. Устойчивых расценок не существует, просите что-нибудь от 10 до 50 тысяч рублей. Лет 10 назад в ФРГ за сценарий короткометражки давали 2500 евро. Договаривался лично, но не срослось. Обычно я отдаю короткометражки бесплатно, но выдвигаю ряд требований, среди которых основное — предоставить качественную копию. Суть бесплатности проста: я не подписываю договор, значит никому права не передаю и в случае необходимости могу забанить этот проект на любом уровне, поскольку я автор и доказать это не составляет труда. Пример. Нашёл однажды фильм по своей короткометражке на ютубе, но в титрах меня не было. Причём произведена короткометражка была не в России и переведена на другой язык. Написал об этом в профессиональном сообществе и не прошло суток, как мне уже звонил вспотевший режиссёр и расшаркивался. Я попросил его вписать меня в титры и предоставить качественную копию. Всё было сделано и меня это вполне удовлетворило.
Итоговое качество короткометражного фильма. У меня примерно десяток экранизированных короткометражек. В том числе с известными актёрами и режиссёрами в титрах. Случается откровенная самодеятельность. Текст сценария обычно слегка, или не очень слегка переписывают и это отражается на качестве. Быковать по этому поводу не советую, это всё равно ни к чему не приведёт. Расслабьтесь и получите удовольствие от самого факта экранизации. Теоретически, как автор вы можете сами посылать эти короткометражки на фестивали, но я никогда этим не занимался, если вам интересно — можете попробовать. Это при условии, что вы не получали денег и соответсвенно не передавали права на сценарий.