В этом году мы посетили Музей-усадьбу Надежды Андреевны Дуровой (кавалерист-девица, участница Отечественной войны 1812 г.) в городе Елабуга (Татарстан).
В экспозиции, посвящённой её литературной деятельности, внимание привлёк портрет молодого человека, добродушного и весёлого, одетого по моде, с щегольством, и с модной прической. Внизу была подпись - Николай Васильевич Гоголь. Несколько минут мы прибывали в шоке: как это музей мог перепутать изображение Гоголя?! А может это другой Гоголь? Да нет, Николай Васильевич. Сделали фото, чтобы потом с этим разобраться.
Оказывается, это один из первых прижизненных достоверных портретов Гоголя петербургского периода. Того периода, когда повесть "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1829—1832) принесли ему широкую известность.
Автор этого портрета — художник, литограф, гравёр Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847). Он считается родоначальником русской жанровой живописи. Венецианов писал повседневную жизнь людей с их бытовыми заботами и ежедневным трудом. А с 1830 г. получил звание придворного живописца.
О существовании этого портрета знали немногие, из-за малого числа экземпляров. По одной из версии Гоголь считал его плохим и уничтожил почти все копии.
Снова этот портрет возник в 1878 г. благодаря библиографу, библиофилу, издателю и историку литературы Петру Александровичу Ефремову (1830-1907). Он знал о его существовании, но никак не мог найти информацию о нём.
После смерти поэта Николая Алексеевича Некрасова (1821–1877), Ефремову досталось, на память о покойном, три портрета, которые стояли на рабочем столе в кабинете Некрасова - портрет литературного критика В.Г. Белинского, портрет историка Т.Н. Грановского и литографированный портрет какого-то молодого человека, с единственной пометкой: «Венецианов. 1834». Ефремов предполагал, что это Гоголь, но 100% уверенности не было. Пока Петра Александровича не посетил драматург и актер Пётр Андреевич Каратыгин (1805-1879).
Речь зашла о Гоголе и Каратыгин заметил, что он уже не знал писателя таким, каким Гоголь был изображён на портрете Иванова, зато хорошо знал такого, как он изображён на Венециановском портрете, который висел в кабинете на стене у Ефремова. После этого никаких сомнений, что это портрет Николая Васильевича Гоголя - не было.
Кстати, в интернете можно найти картину, которая была написана художниками школы А.Г. Венецианова в 1832-1836 гг. "Субботнее собрание у Жуковского", где Гоголь снова предстаёт в непривычном для нас образе.
Картина была выполнена по заказу поэта Василия Андреевича Жуковского (1783—1852). Здесь запечатлён его кабинет, который располагался в Шепелевском доме на углу Зимней канавки и Миллионной улицы (Санкт-Петербург) (сейчас на этом месте располагается здание Нового Эрмитажа). На картине изображены постоянные участники субботних собраний поэта: литератор и поэт П.А. Плетнёв (1792-1865), писатель В.Ф. Одоевский (1804-1869), поэт и купец А.В. Кольцов (1809-1842), писатель Н.В. Гоголь (1809-1852), поэт А.С. Пушкин (1799-1837), композитор М.И. Глинка (1804-1857), писатель И.А. Крылов (1769-1844), дипломат П.И. Кривцов (1806-1844), музыкальный деятель М.Ю. Виельгорский (1788-1856), поэт И.И. Козлов (1779-1840), литератор и поэт А.Н. Карамзин (1815–1888, сын историка Н.М. Карамзина).
Ну а это портреты уже привычного для нас Николая Васильевича Гоголя:
Николай Васильевич Гоголь (при рождении Яновский; с 1821 г. — Гоголь-Яновский; с 1822 г. — Гоголь) (1809-1852) — классик русской литературы, писатель, драматург, критик. Автор таких произведений, как "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Ревизор", "Мертвые души", "Женитьба", "Миргород" и др.
В очередной раз убеждаемся, что путешествия и посещения музеев развивает кругозор!!!
А вы уже видели этот портрет Гоголя? Вы сразу его узнали?