Лидера Палестины убили ракетным ударом прямо в Тегеране. Чем на «пощечину» ответит Иран?
«Можно поставить крест на переговорах по обмену заложниками, которые пытались вести. Это вызов не только ХАМАС, но и Ирану. На его территории убили человека, приглашенного на инаугурацию», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» смерть руководителя политического бюро ХАМАС Исмаила Хании. По предварительным данным, лидера палестинской организации убили высокоточным ракетным ударом, причем в Тегеране, куда Хания приехал на инаугурацию недавно избранного президента Ирана. Власти Израиля и США пока молчат, а ночью в Ливане якобы убит один из высокопоставленных командиров местной группировки «Хезболла». О том, какой будет реакция на убийство Хании, что оно означает и приблизилась ли большая война на Ближнем Востоке, — в нашем материале.
Громкая «пощечина» для ХАМАС и Израиля
О гибели одного из самых влиятельных людей в Палестине, руководителя политического бюро ХАМАС Исмаила Хании стало известно сегодня ранним утром. Смерть своего лидера радикальное палестинское движение подтвердило около 6:00 мск. Как отметили в ХАМАС, Хания погиб в результате «израильского рейда» на его резиденцию в Тегеране. В столицу Ирана глава политбюро приехал для участия в инаугурации избранного президента Ирана Масуда Пезешкиана и был убит вскоре после торжества. Так что убийство выглядит серьезным ударом не только по ХАМАС, но и по Ирану. Новый президент уже пообещал, что убийцы Хании пожалеют. Высший совет национальной безопасности Ирана проводит экстренное заседание.
По данным телеканала Al Hadath, Хания был убит в результате прямого попадания ракеты и в момент удара находился в спальне. По некоторым данным, вместе с главой политбюро ХАМАС погиб и его телохранитель. Хания находился в специальной резиденции для ветеранов боевых действий на севере Тегерана, уточняет Fars. Удар по зданию был нанесен с воздуха в 2:00 по местному времени (1:30 мск), пишет информационное агентство. Был использован «управляемый авиационный снаряд», пишет Nournews и отмечает, что сейчас идет поиск места запуска снаряда.
Армия Израиля сообщения о смерти Хании пока не комментировала, но выступил, например, израильский министр по делам Иерусалима и наследию Амихай Элияху. «Верный способ очистить мир от грязи», — описал он и отметил, что смерть Хании «делает мир лучше». Канцелярия премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху дала указание израильским министрам не высказываться по теме убийства Хании, пишет The Jerusalem Post. В ХАМАС назвали убийство «серьезной эскалацией», которая не достигнет целей, и пообещали ответить.
Министерство иностранных дел Ирана выразило соболезнования в связи с «мученической смертью» Хании и уточнило, что начато расследование. Турецкий МИД решительно осудил убийство. «В очередной раз выяснилось, что правительство [Израиля Биньямина] Нетаньяху не намерено добиваться мира. Эта атака также направлена на то, чтобы распространить войну в Газе на регион. Если международное сообщество не предпримет действий, чтобы остановить Израиль, наш регион столкнется с гораздо более серьезными конфликтами», — отметили в Анкаре. МИД РФ назвал произошедшее «неприемлемым политическим убийством», которое приведет к росту напряженности. Ближний Восток ждет резкая эскалация, регион «вступает в самые трудные времена противостояния», отметил вице-спикер Совфеда Константин Косачев. США пока воздерживаются от комментариев по существу.
После произошедшего мировая пресса вновь говорит о реальной перспективе полномасштабной войны на Ближнем Востоке. На фоне новостей об убийстве Хании несколько отошли на второй план сообщения вчерашнего вечера, хотя и они имеют принципиальное значение. Во вторник армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) ударила по столице Ливана — городу Бейрут. Целью был высокопоставленный командир ливанской военизированной группировки «Хезболла», и его судьба на данный момент неясна. По предварительным данным, убит Фуад Шукр (Хадж Мохсен) — второй человек в «Хезболле», старший советник по военным вопросам лидера группировки Хасана Насраллы, ответственный за военные операции. Также этой ночью США «в целях самообороны» нанесли удар по военной базе Ирака к югу от Багдада, погибли четыре сотрудника государственного агентства безопасности.
«Израиль и США одновременно атаковали столицы трех исламских государств — Бейрут, Тегеран, Багдад. Если это не начало большой войны, то что?» — задается вопросом в своем телеграм-канале философ Александр Дугин. Пока наблюдается только ожесточенная риторика в адрес Израиля, но уже понятно, что убийство Хании еще больше осложнит и без того накаленную обстановку на Ближнем Востоке. Достаточно сказать, что руководство Израиля обсуждает масштаб военной операции в Ливане против «Хезболлы». Ограничится ли ЦАХАЛ вчерашним ракетным ударом — большой вопрос.
«Говорят, нам эта заварушка выгодна. Но при таком развитии событий скоро придется делать выбор…»
«Убитый в Тегеране Исмаил Хания был главным переговорщиком между Израилем и Палестинским движением сопротивления. Именно поэтому его и убили. Убили те, кому не нужны ни эти переговоры, ни мир на Ближнем Востоке», — отметил в своем телеграм-канале журналист Максим Шевченко. По его мнению, Иран «ответит не лобовым способом» и сейчас ведет консультации с Белым домом. «Главный ответ Ирана Нетаньяху — недопущение [экс-президента США Дональда] Трампа в Белый дом. Трамп — последняя надежда Нетаньяху. Если он проиграет, то Нетаньяху ждет непростая судьба, возможно тюрьма с пожизненным приговором», — указал Шевченко.
«Израиль просто взял и убил главного переговорщика от Палестины Исмаила Ханию. Но по-прежнему это Иран — главное государство-террорист на Ближнем Востоке. Когда терроризм облекается в тезисы „обороны дэмокраси“, он не имеет предела», — недоумевает телеграм-канал Win/Win. По его мнению, от большой войны Ближний Восток сейчас сдерживает только «понимание Ирана и Ливана, что Израиль легко уничтожит еще тысячи мусульман, живущих по соседству».
«Вот говорят, нам эта заварушка выгодна, США будет меньше поддерживать Украину, поддерживая Израиль. Но при таком развитии событий скоро придется делать выбор, кого поддерживать. Пока мы поддерживаем только Сирию в военном отношении. Строго говоря, это практически нейтралитет», — указал телеграм-канал.
«Кроме всего прочего, ликвидация Хании — это еще и пощечина для Тегерана. Получается, что иранцы не смогли обеспечить безопасность своему почетному гостю», — делает акцент канал «Восточный синдром». Ответные действия Ирана на убийство Хании «будут военными», считает телеграм-канал «Военный обозреватель».
«Пощечина Ирану» получилась громкой, соглашается «Канал визионера». «Попытки договориться с Тель-Авивом и Вашингтоном, усилившиеся после избрания президентом Ирана „голубя“ Пезешкиана, как и переговоры о судьбе заложников в секторе Газа, можно считать завершенными. Дальше — только эскалация. Даже если Иран и его прокси все сейчас проглотят, ограничившись очередными символическими пусками ракет по Израилю, большая война на Ближнем Востоке все ближе», — отмечает телеграм-канал. По его мнению, «удивительная эффективность» Израиля, который долго охотился за лидерами ХАМАС и «Хезболлы», связана с «информацией американских и британских спецслужб, предоставленной израильтянам в рамках крутого разворота Вашингтона от стремления к разрядке на Ближнем Востоке на провокацию войны с Ираном».
«Послание Израиля Ирану, ХАМАС, „Хезболле“ очевидное и недвусмысленное. Две ликвидации за два дня. От расплаты никто не уйдет. Израиль возвращается…» — пишет в своем телеграм-канале политолог, руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев.
Убийство Хании вряд ли столь выгодно Израилю, как это пытаются представить, рассуждает «Седьмая печать». Телеграм-канал обращает внимание на то, что «относительно прагматичный» Хания в последнее время он активно перемещался по Ближнему Востоку в качестве переговорщика по соглашению о прекращении огня и эксперты называли его «политическим и дипломатическим фронтом ХАМАС».
«Гибель Хании является, конечно, ударом по организации, но совсем не столь значительным, как это представляют. Окончательное решение по Газе принимал не он, а Синвар (Яхья Ибрагим Хассан Синвар — лидер организации ХАМАС в секторе Газа и один из основателей военного крыла организации — прим. ред.), позиции которого после гибели одного из самых известных и самых богатых палестинских борцов с Израилем только укрепляются. Ну и народ обретает очередного мученика», — добавил канал.
Как реагирует Запад?
«То, что произошло в Тегеране, было плохим событием для иранского аппарата безопасности… и именно поэтому Иран почувствует, что он должен как-то на это отреагировать», — сказал телеканалу Al Jazeera научный сотрудник центра исследований Ближнего Востока Абас Аслани. Также телеканал приводит слова высокопоставленного чиновника ХАМАС Сами Абу Зухри. «ХАМАС — это концепция и институт, а не личности. ХАМАС продолжит идти по этому пути, несмотря на жертвы, и мы уверены в победе», — отметил собеседник телеканала.
Западная пресса, например, агентство Reuters, называет Ханию «более умеренным представителем ХАМАС», предполагая, что его убийство приведет к большой эскалации в регионе. Американская газета The New York Times (NYT) описывает убитого главу политбюро ХАМАСа как ключевого игрока в переговорах о прекращении огня и также выражает беспокойство о возможной эскалации конфликта в регионе. Иранское государственное телевидение обвинило Израиль в смерти Хании и предупреждает, что это отсрочит прекращение огня в Газе на несколько месяцев и вызовет ответные действия со стороны поддерживаемых Ираном групп боевиков в регионе, замечает NYT. Издание поясняет, что заявления на иранском государственном телевидении имеют вес, поскольку отражают точку зрения аятоллы Али Хаменеи и правительства.
Хотя Израиль не дал комментариев, в последние годы он совершил ряд громких убийств в Иране, что вызвало беспокойство у иранских лидеров и привело к серьезной реорганизации системы безопасности, включая отставку высокопоставленного чиновника службы безопасности, добавляет NYT.
Нападение крайне позорно для Ирана и ставит перед верховным лидером аятоллой Хаменеи и новым президентом задачу, как на него реагировать, утверждает Bloomberg. Агентство подчеркивает, что, поскольку Хания был ключевым участником переговоров о прекращении огня, его смерть может их сорвать.
Politico связывает смерть Хании и якобы убийство высокопоставленного командира «Хезболлы» Шукры, о котором отчитались израильские военные (между событиями разница в три часа). Сама «Хезболла» смерть командира не подтверждает. Если подтвердится факт точечного удара Израиля, убийство Хании, по-видимому, станет для иранцев серьезным и постыдным нарушением правил безопасности, поскольку он был центральной фигурой церемонии инаугурации, обнимая и целуя нового президента Ирана Пезешкиана, говорится в статье. Politico утверждает, что лидеры и официальные лица США, Франции, Германии, Италии и Великобритании сейчас обращаются к коллегам в Ливане, Израиле и Иране, чтобы предотвратить более масштабную региональную войну.
«Это очень сильно приближает прямое столкновение Ирана и Израиля»
В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты порассуждали, как стало возможным убийство Хании и какого ответа ждать от ХАМАС и Ирана.
Федор Лукьянов — главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель президиума совета по внешней и оборонной политике:
— Это очень традиционная практика израильских военных и спецслужб — устранение лидеров организаций, которые они считают террористическими. Собственно, предшественники Исмаила Хании… На одного из них, Халеда Машаля, уже покушались, пытались отравить, правда, неудачно. Духовного лидера ХАМАС шейха Ясима 20 лет назад уничтожили так же, воздушным ударом. То есть это, в общем, совсем не новость.
Новость в другом, что это произошло не в секторе Газа и даже не в Ливане, где более или менее привыкли к такого рода действиям, а на территории Ирана. То есть, во-первых, этот удар можно трактовать как нападение на иранскую территорию. Во-вторых, сами обстоятельства неприятные для властей. Хания приехал на инаугурацию президента Ирана, был высоким гостем, и в этой связи получается, что иранцы не смогли обеспечить безопасность своего важного гостя. Это, конечно, добавляет штрихов в происходящее. То есть Иран не может такое просто проигнорировать. Но, каков будет ответ, пока совершенно непонятно.
Евгений Сатановский — президент Института Ближнего Востока:
— Убит один из главных организаторов политического диалога ХАМАС с либеральной общественностью, в том числе американской, один из главных в мире сборщиков денег на ХАМАС. Личное состояние Исмаила Хании составляет, по ряду оценок, как минимум 4 миллиарда долларов. То, что он убит в Тегеране, — дополнительная пощечина иранцам, подобное означает, что никто из их союзников нигде, в том числе на территории Ирана, не может чувствовать себя в безопасности.
Поскольку никакое уничтожение ХАМАС без ликвидации такого рода фигур невозможно (просто потому, что стоят стеной люди, в том числе значительная часть американских демократов, которые требуют прекратить поддержку Израиля и криком кричат: «Вот, есть же Хания, который не глава военного, а глава политического крыла!»), то здесь Нетаньяху пошел ва-банк. Насколько я понимаю, это очень сильно приближает прямое столкновение Ирана и Израиля, поскольку вялотекущая тягомотина в виде войны на сопредельных территориях либо территории самого Израиля в нынешнем ирано-израильском противостоянии грозит Израилю физическим уничтожением. Это понятно. Выиграть у Ирана, который использует арабов как расходный материал, Нетаньяху не может и никто не может. Тем более что за спиной у ХАМАС стоит и Турция, и один из главных спонсоров ХАМАС — Катар, где на протяжении длительного времени Хания жил. После того как ХАМАС поддержало силы, стремившиеся к уничтожению режима Асада, ХАМАС из Сирии изгнали.
Будет очень серьезное обострение, потому что иранский нынешний президент не дать зеленый свет Корпусу стражей исламской революции на прямой удар по Израилю не может. Являлся бы он каким-то тяжелым консерватором, ему бы это было позволительно. А Пезешкиан славится тем, что он от умеренных, почти либерал! Значит, будет резкое обострение, что, видимо, станет способствовать очень серьезной эскалации и американо-иранского противостояния. Я, вообще-то говоря, давно сказал, что все это закончится большой войной с «Хезболлой» и напрямую израиле-иранским столкновением, которое, скорее всего, перейдет в ядерную фазу.
Семен Багдасаров — эксперт центра аналитических исследований, директор центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии:
— На территории Ирана не в первый раз осуществляется террористический акт. По мнению иранских представителей, их проводят структуры, связанные с курдскими и белуджскими сепаратистами. Есть еще такая организация подпольная, «Организация моджахедов иранского народа», возглавляет которую госпожа [Марьям] Раджави, она сейчас за рубежом находится, естественно. Считается, что эти силы тесно сотрудничают с израильскими и американскими спецслужбами. Это не первая акция. Если помните, года два назад было нападение на один из важных военно-промышленных комплексов в Исфахане с использованием мини-дронов. Атака была осуществлена Израилем с опорой на одну из курдских сепаратистских организаций.
Теперь, я думаю, можно поставить крест на переговорах по обмену заложниками и прочим делам, которые пытались вести. Это вызов не только ХАМАС, но и Ирану. На территории последнего убили человека, приглашенного на инаугурацию президента. Как отреагирует на это Иран — самый интересный вопрос. Иранцы, по большому счету, не заинтересованы в крупном конфликте на Ближнем Востоке, но надо как-то отреагировать.
В том, что будет большая война, я сомневаюсь. И американцы, и иранцы уходят от большой войны. Без поддержки США Израиль не пойдет на масштабные крупные боевые действия, даже на территории Ирана. Американцы делают все возможное, чтобы до [президентских] выборов этой войны не было. Есть такой спецпредставитель американский Амос Хохштейн (советник президента США Джо Байдена — прим. ред.), он из Израиля не вылезает, подключил всех, чтобы большой войны не было до выборов. А вот если победит Трамп, вероятность такой войны возрастет.
Азат Ахунов — исламовед:
— Это абсолютно не новость, потому что Израиль такие акции проводил многократно. Можем вспомнить убийство в 2020 году в Багдаде Касема Сулеймани, одного из руководителей Корпуса стражей исламской революции. Да, его убили американцы, но это все одно и то же, знак равенства можно ставить. Что касается самого Ирана, то в его новейшей истории таких случаев было много, особенно касательно иранских ученых-атомщиков. Они тоже погибали при таких загадочных обстоятельствах. Всегда потом выяснялось, что это рука Израиля, хотя они это и не подтверждали.
В первую очередь убийство на руку Израилю, потому что требуются все новые и новые сакральные жертвы, особенно перед началом возможной полномасштабной войны с Ливаном. Уже разгорается очередная израильско-иранская война, мы стоим на пороге этой войны. По-моему, такие акции — предвестники более страшных и более масштабных событий.
Израиль давно проводит такие акции, но у Ирана чисто символические ответы обычно были. На самом деле Иран очень сильно устал от санкций, от состояния войны, в целом есть желание наладить мирную жизнь и жить спокойной жизнью, поэтому он тоже сейчас по возможности проведет переговоры с Западом и рассчитывает на то, что будут сняты санкции.
Да, фигура знаковая, потому что Исмаил Хания воспринимается как муджтахид (высокопоставленный исламский богослов — прим. ред.) фактически. Он и так стал муджтахидом, шахидом, учитывая, что израильтяне убили у него практически всю семью, погибли все его дети. Конечно, трудно сказать, что будет. Реакция какая-нибудь должна быть, но окажется она адекватной или, как обычно, символической, чтобы успокоить свое население? Конечно, в данном случае это требует жесткого ответа, если взять публику в Иране, вообще в мусульманском мире.
Все равно все политические события, в том числе на Востоке, завязаны на выборах в США. Америка будет гасить любые поползновения любым способом. Они пытаются удерживать и Израиль, но тот уже просто слетел с катушек и жаждет войны. Нетаньяху почувствовал вкус крови, и его не остановить дипломатическим путем. Все может быть, но я все-таки считаю, что убийство Хании не станет причиной какого-то полномасштабного ответа.
Карине Геворгян — политолог, иранист, завотделом политологии журнала «Восток» (Oriens) академиздатцентра «Наука» РАН:
— Понятно, что силовые структуры самого Ирана понесли невероятные репутационные потери как в регионе, так и внутри страны. Второй вопрос: это произошло на следующий день после убийства второго лица в «Хесболле», был совершен удар со стороны Израиля по югу Бейрута, погиб Фоат Шукр. Третий момент — откуда была запущена ракета. Уже есть подтверждение, что это была ракета. И тут самое интересное. Я думаю, что иранская сторона еще и потому так воздерживается от комментариев, да и израильская — тоже, по поводу того, откуда была запущена ракета... Либо с территории Ирака, либо с территории постсоветского Азербайджана. Это принципиально важно.
Безусловно, Нетаньяху добивается эскалации и просто кровно заинтересован в том, чтобы втянуть американцев в войну на Ближнем Востоке. Учитывая, что в последнее время американцы доставляли в Израиль немало оружия, вот эти военно-транспортные самолеты были заметны. По всей видимости, избежать этого им не удастся. Но, возможно, американцы считают, что при некоторых раскладах такой сценарий [полноценной войны] может оказаться им выгодным. Я имею в виду нынешней администрации [США], потому что не исключено, что при определенном развитии событий это позволит изменить сценарий выборов в самих Соединенных Штатах, даже отложить их.
Александр Гавриленко, Илья Зима, Анна Скрып
* признана в России террористической организацией