Главой пантеона воинов киевских земель как славян, так и варягов) был Перун. Мы уже упоминали его культ, когда речь шла о его священном дереве — дубе и о его священном животном — быке.
Его имя означает «ударяющий» в смысле «удара молнии» («перуном» в русском языке называли молнию еще в 19 веке). Прослеживается связь с именами других индоевропейских громовержцев (таковы литовский Перкунас, индийский Парджанья).
Культ Перуна многократно упоминается в договорах Руси с греками, причем добавляется, что если варяги нарушат этот договор, то будут посечены своим оружием. Споры между учеными вызывает фраза «да будем золоты, якоже золото се», которую пытаются читать и как «будем колоты, как золото»,
подразумевая некий неизвестный обряд, как «заболеем золотухой», и как просто «умрем». Последняя трактовка основана на том, что в символике Перуна важную роль играли золото и серебро (когда Владимир приказал установить идол Перуна, то у этого идола волосы были покрыты серебром, а усы золотом).
Перун возглавлял пантеон Владимира.
И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, и Даждьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Мокошь.
И приносили им жертвы, называя их Богами, и приводили своих сыновей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими.
Владимир же насильно вводил культ Перуна в Новгороде — за местом капища по сей день сохранилось название Перынь.
Итак, Перун - верховный Бог Киевской Руси, грозный Бог, повелевающий небесными явлениями, Бог войны. Высокий, плечистый, черноволосый, большеголовый, златобородый (мёд по бороде течёт). В правой руке держит лук, в левой - колчан со стрелами. Борется со злыми силами.
2 августа - Перунов день. В этот день вся нечистая сила превращается в различных зверей, спасаясь от стрел Перуна.
...В самой середине высился вырубленный из старого, покрытого узлами и прожилками дуба Перун. Мастера-древоделы, которые вытесали его, сделали из дерева длинные, опущенные вниз руки, широкие плечи и высокую, похожую на женскую, грудь, вырезали на его туловище подобие брони, широкий пояс, меч, тул со стрелами, а кузнецы выковали богу большую серебряную голову в шлеме, приделали золотые усы...
С.Д. Скляренко "Владимир"
Старославянский миф о Перуне частично восстанавливается по его следам в белорусской и некоторых других славянских традициях, где громовержец и есть Перун, первоначально в образе всадника на коне, позже на колеснице, поражает свои оружием змеевидного врага (в изначальном варианте мифа - то мифологическое существо, которому соответствует Волос-Велес, в поздних текстах - сказочный Змиулан), последовательно прячущегося от него в дереве, камне, человеке, животных, в воде. В дальнейших трансформациях мифа изменяется имя, но не облик его противника. Основная сюжетная схема остается неизменной. После победы Перуна над врагом освобождаются воды (скот, женщина, похищенная противником Перуна - Додола, Марена, Мокошь) и проливается дождь. По сей день идут споры между учеными, кем же был противник Перуна. Ведь Велес входит в тот же пантеон Богов, что и Перун, и теоретически не мог быть противником. Кроме того, Велес - Бог, уничтожение его невозможно. Есть над чем подумать...
Публикую здесь миф об этой истории.
Похититель чужой жены
Еще в незапамятные времена, до того, как сделаться «скотьим богом» на земле, Велес пастушествовал в небесах. Он гонял по синему своду стада облаков, играл на свирели и распевал песни о великих деяниях, кои дано свершить богам и людям.
А у громовержца Перуна, небесного владыки, была жена — богиня добра и красоты Лада. Велес давно зарился на нее, и вот, не в силах с собой справиться, улучил миг, когда Перун отвернется, — и похитил красавицу Ладу.
Лада, которая была богиней не только любви и красоты, но и счастливого супружества, очень горевала в плену. Она любила своего грозного мужа, любила своих детей и только и мечтала, как бы убежать от похитителя. Но разве убежишь, если стоит Велесу заиграть на его волшебной свирели, как ветры встают на пути!
И задумала Лада украсть волшебную свирель.
Однажды Велес уснул, разнеженный, а Лада схватила свирель и с такой силой отбросила ее прочь, что свирель улетела на землю и рассыпалась на тысячи обломков. Из них вырос тростник и камыш, а люди с тех пор и начали делать свирели.
Громовержец прорвался в жилище Велеса и рассек своей молнией дерзкого похитителя, а тело его яростно разбросал по лону земли.
Увидав, как жестоко наказан Велес, добросердечная Лада горько заплакала, и слезы ее теплым дождем пролились на землю. Пожалел суровый Перун красавицу-жену и дал ей слово вернуть Велеса. Но не сразу, а спустя несколько месяцев, когда утихнет гнев громовержца и когда настанет время укутать землю на зиму снегом.
Но все-таки Перун не хотел, чтобы жена все это время смотрела вниз, на землю, и любовалась красавцем Велесом, а потому обратил его в медведя.
С тех пор так оно и повелось. Лето Велес проводит на земле, в лесу, в образе медведя, украдкой помогая людям пасти их стада и оберегая коровушек от диких зверей: недаром зовется он «скотьим богом», покровителем пастухов.
Осенью, когда птицы улетают в теплый Ирий-сад, они уносят с собою Велеса, вновь принявшего свой обычный облик. В это время подлинные медведи залегают в берлоги на зимнюю спячку.
В небесах Велес приносит Перуну клятву верности и собирает свои разгулявшиеся стада. Но весной все начинается сызнова! Вновь кровь буяет в жилах Велеса, вновь похищает он Ладу, а грозный Перун рассекает его молнией и сбрасывает с небес на землю. Так вершится смена времен года.
#мифология #славяне #ритуалы #мифыславянские