Найти в Дзене

Мамонтовский художественный кружок

Мамонтовский художественный кружок можно смело считать одним из феноменов в истории русского искусства. Это было неформальное объединение русской интеллигенции, существовавшее в последней трети XIX века, чьим «штабом» было Абрамцево (недалеко от Сергиева Посада), где находилась усадьба Саввы Ивановича Мамонтова. P.S. эту статью можно читать под такие композиции: «Струнный квартет №1» (П.И. Чайковский), «Симфониетта на русские темы» (Н.А. Римский-Корсаков), вальс ми минор (А.С. Грибоедов). Идейным вдохновителем кружка и его инициатором был Савва Иванович Мамонтов – сын купца Ивана Фёдоровича Мамонтова, занимавшегося железнодорожным строительством. Его отец был директором общества Московско-Ярославской железной дороги и желал, чтобы сын пошёл по его стопам. Однако молодой Савва Иванович был больше заинтересован в театре, хотя со временем и занялся делом отца. Молодой Мамонтов учился на юридическом факультете Московского университета неохотно. В 1864 году он отправляется в Италию с целью
Оглавление

Мамонтовский художественный кружок можно смело считать одним из феноменов в истории русского искусства. Это было неформальное объединение русской интеллигенции, существовавшее в последней трети XIX века, чьим «штабом» было Абрамцево (недалеко от Сергиева Посада), где находилась усадьба Саввы Ивановича Мамонтова.

P.S. эту статью можно читать под такие композиции: «Струнный квартет №1» (П.И. Чайковский), «Симфониетта на русские темы» (Н.А. Римский-Корсаков), вальс ми минор (А.С. Грибоедов).

История объединения

Идейным вдохновителем кружка и его инициатором был Савва Иванович Мамонтов – сын купца Ивана Фёдоровича Мамонтова, занимавшегося железнодорожным строительством. Его отец был директором общества Московско-Ярославской железной дороги и желал, чтобы сын пошёл по его стопам. Однако молодой Савва Иванович был больше заинтересован в театре, хотя со временем и занялся делом отца. Молодой Мамонтов учился на юридическом факультете Московского университета неохотно. В 1864 году он отправляется в Италию с целью ознакомиться с тонкостями коммерции, но там неожиданно открывается один из его талантов: оперный голос. Во время этой поездки Мамонтов также знакомится со своей будущей женой (Елизаветой Сапожниковой).

Следующая поездка Мамонтова в Италию проходила в 1972-1973 годах, и именно эту дату можно считать началом Абрамцевского кружка. В Риме молодой промышленник знакомится с художником Дмитрием Поленовым, скульптором Марком Антокольским и историком искусства Адрианом Праховым. Здесь Мамонтов открывает для себя ещё один талант: ваяние. Антокольский даже пророчил ему большое будущее в этой сфере. Как бы то ни было, у друзей появляется идея создания кружка. Не желая расставаться с кругом таких ярких и неординарных личностей (который сильно расширился за его дальнейшее путешествие по Европе), Мамонтов приглашает новых знакомых на свои творческие вечера в Москве. Сначала встречи проходили на Садовой-Спасской улице, а в летнее время семьи посетителей перебирались в Абрамцево. Встречи проходили незабываемо: друзья устраивали рисовальные вечера и воскресные акварельные утра, сопровождавшиеся музыкой или чтением литературы, а также в усадьбе существовала домашняя опера.

Живописная составляющая

Абрамцево на некоторое время стало центром притяжения как многих передовых художников того времени, так и молодых мастеров. Самым ценным для вех его членов была возможность обмениваться мыслями друг с другом, работать командой над сюжетами. Практически членом семьи Мамонтовых стал Дмитрий Поленов. Именно в Абрамцеве он находил вдохновение для своих пейзажей, размышлял над своими работами, искал новые идеи. Его сестра тоже приезжала в Абрамцево. Отучившись у Павла Чистякова и Ивана Крамского, она создавала жанровые картины и пейзажи, а также собирала местный фольклор. Здесь же Поленов познакомился и со своей будущей женой – Натальей Васильевной Якунчиковой (сестре жены Мамонтова). Часто посещал усадьбу и друг Поленова, Илья Репин. В Мамонтовском кружке он осел ненадолго: после знакомства с Л. Толстым его творчество начало отходить от эстетических идеалов Абрамцевского кружка всё больше стремясь к изображению обличающей правды. Однако здесь возник замысел одной из его самых известных картин – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В мамонтовский кружок входили и оба Васнецова. Говоря о Викторе, стоит упомянуть, что именно в этом обществе он переосмыслил своё творчество. Если ранее В. Васнецов работал в бытовом жанре и был вместе с передвижниками, то после знакомства с Мамонтовым он больше заинтересовался русской историей и отечественным фольклором, а особенно сказочно-былинной темой, такой близкой членам кружка. Брат Виктора переехал в Абрамцево, окончив Вятское духовное училище. Здесь его наставниками стали сам Виктор, Поленов и Репин. Посещал усадьбу и пейзажист Александр Киселёв.

Постоянными гостями Абрамцева было также и молодое поколение художников. Благодаря Поленову в кружок попали Исаак Левитан и Константин Коровин. Первому из них пришлось нелегко из-за еврейского происхождения: в Московском училище считали, что он не достоин художественного образования, поэтому Левитану выдали диплом преподавателя по чистописанию. Абрамцево во многом помогло молодому художнику. Коровин же спокойно получил художественное образование, интересуясь импрессионизмом, и стал одним из любимых художников Саввы Мамонтова. Благодаря промышленнику и его друзьям получил известность Илья Семёнович Остроухов. В Абрамцево он написал несколько выдающихся пейзажей, которые получили высокие оценки, например, от Павла Михайловича Третьякова. Ещё в юном возрасте в кружок попал ученик Репина, Серов. Во многом именно абрамцевское общество сформировало его художественный вкус. Здесь он обрёл много друзей и близко сошёлся с Коровиным. Из его известных картин, написанных в Абрамцево, можно выделить «Девочку с персиками», изображающую Верушу – дочь Мамонтовых. Говоря об Абрамцевском кружке, нельзя забыть и Михаила Врубеля. Отправившись в Киев для росписи Кирилловской церкви, он познакомился с Коровиным, который ввел его в мамонтовское общество. Здесь художник нашёл много новых друзей, познакомился с будущей женой – Надеждой Ивановной Забелой, и, наконец, нашёл образ Демона. Ещё одним известным членом кружка был Михаил Васильевич Нестеров. Попал он в него совершенно случайно, встретившись на этюдах с сестрой Поленова и супругами Репина и Мамонтова. Художнику была очень близка романтическая «русскость», сказочность. Путь Нестерова здесь пошёл по пути нравственного самосовершенствования и раскрытия своего творчества.

Возрождение ремёсел

Отдельной любовью членов Абрамцевского кружка были народные ремёсла. Они очень серьёзно увлекались их изучением, а сестра Поленова занималась собиранием местного фольклора. Друзья ездили по окрестностям и создавали мастерские, в которых работали как они сами, так и местные. Например, в 1882 году была создана столярная мастерская. В ней Поленов и Васнецов создавали эскизы для резьбы по дереву и мебели, а местные мальчишки обучились на столярных курсах. А 1890 в Абрамцево открылась гончарная мастерская под руководством Врубеля. Многие его произведения из майолики были сделаны именно здесь. Также была известна вышивальная мастерская, а собиранием образцов старинной вышивки занималась снова сестра Поленова.

Архитектура Абрамцево

Любовь участников Мамонтовского кружка к истории России отразилась и на облике усадьбы. В Абрамцево было возведено множество строений в неорусском стиле. Например, нужно упомянуть о церкви Спаса Нерукотворного, эскизы для которой делал Васнецов, а интерьеры оформляли скульптор Антокольский и Репин, беседку под названием «Избушка на курьих ножках», «Терем».

Опера в Абрамцево

Важную часть в творческой жизни кружка занимала опера. Организатор, Савва Иванович Мамонтов, очень любил домашние спектакли, которые впоследствии превратились в Частную оперу. Всё началось с небольших представлений, которые представляли из себя «живые картины»: участники воспроизводили полотно, группируясь и принимая позы их героев. Затем в имении стали проходить такие спектакли, как «Садко» и «Снегурочка». Среди участников Частной оперы особенно выделяется Константин Сергеевич Алексеев, который спустя время будет известен под псевдонимом Станиславский – известный в то время театральный режиссер и реформатор. В постановках Оперы часто принимал участие и Шаляпин.

фотография членов Мамонтовского кружка. источник: https://www.culture.ru/events/183009/vstrecha-detyam-o-velikikh-khudozhnikakh
фотография членов Мамонтовского кружка. источник: https://www.culture.ru/events/183009/vstrecha-detyam-o-velikikh-khudozhnikakh

Так, Мамонтовский кружок, уникальное явление в культурной жизни России последней трети XIX века, объединил почти всех талантов своего времени и открыл новые станицы в русской живописи, скульптуре, архитектуре и театре.