Как пролетарий, близко знающий жизнь рабочего класса, Бебель видел, какую роль в современном капиталистическом обществе играет женский труд; как вождь и политик, он прекрасно понимал, какое значение имеет и должно иметь женское рабочее движение в классовой борьбе пролетариата.
И потому женский вопрос он рассматривал лишь как часть общего социального вопроса.
Бебель резко выступал против тех мракобесов, которые утверждают, что женщина будто бы, по самой природе своей, всегда осуждена на подчинение, что единственное её назначение быть покорной женой и матерью.
Бебель тщательно исследует положение женщины в различные эпохи и приходит к выводу, что, в течение прошедшего развития человечества, положение женщины и отношение к ней мужчины менялись. А потому и в дальнейшем, вместе с изменением в способах производства, распределения, должно, по мнению Бебеля, измениться положение женщины и отношения между полами.
«Нет ничего вечного ни в природе, ни в человеческой жизни», - говорит Бебель. А, следовательно, и рабство женщины не может быть вечным.
От того, что несколько тысяч женщин из наиболее состоятельных слоев общества получат доступ к общественным должностям, общее положение всего женского пола, по словам Бебеля, ничуть не изменится, ибо не уничтожится экономическая зависимость женщин-работниц от капитала, материальная зависимость жен от своих мужей.
Окончательное разрешение женского вопроса Бебель считал осуществимым лишь путем коренного переобразования существующего строя, которое одно только может уничтожить все виды женского рабства – экономического, правового и семейного.
Из этого не следует однако, что Бебель не считал возможным улучшить положение женщины в пределах существующего строя. Напротив, от утверждал, что женщины-работницы должны постоянно «в дружном единении с мужчинами-пролетариями» бороться за все мероприятия, защищающие работницу от физического и нравственного вырождения и охраняющие её способность быть матерью, воспитательницей своих детей».
И сам Бебель всю жизнь не только теоретически на бумаге, но и на практике проводил в жизнь эту задачу, выступая где только мог на защиту женского равноправия и прав женщины-работницы.
Ещё в 1896 году он в немецком парламенте (Рейхстаге) выдвинул впервые вопрос о распространении на женщин избирательных прав и всегда выступал самым ярым защитником охраны материнства. Все отношение его к женщине проникнуто теплым светом человеческого и товарищеского чувства, каждое слово, когда он говорил о женщине или вступал в защиту её прав, проникнуто чувством уважения к ней, как существу вполне равноправному и достойному быть равноправным.
И не только в общественной жизни, но и в личной своей жизни, в отношении к своей жене Бебель проявлял такое уважение женщине. В своих мемуарах он писал, что для человека, занятого общественной деятельностью, особенно важно иметь в лице своей жены опору и поддержку. «Многим из того, что я сделал в своей жизни», - говорит Бебель, - «я обязан своей жене».
Этими словами великий учитель и практик жизни как бы отвечает всем своим товарищам-рабочим на их мучительный и вечно больной вопрос, как сочетать личную и семейную жизнь с общественной работой, с делом служения идеалам своего класса, когда жена не разделяет убеждения своего мужа. «Выбирайте себе подругой жизни прежде всего человека и товарища», — как бы говорит им Бебель, - «и тогда жена ваша вместо помехи будет опорой вашей деятельности».
Но чтобы подруга жизни пролетария была его товарищем и шла одной с ним дорогой, нужно поднимать её до своего уровня, способствовать её развитию, воспитывать в ней человеческие и гражданские чувства, привлекать её к своей рабочей организации.
Делу развития правильного взгляда на женщину и понимания женского вопроса большую услугу может оказать сочинение Бебеля «Женщина и социализм». Эта книга должна быть настольной книгой не только каждой работницы, но и каждого рабочего.
А жизнь Бебеля и его неустанная борьба за право женщины должны постоянно напоминать нашим русским работницам, ещё далеко отставшим от своих европейских товарок, как она должна бороться за свои права и человеческое достоинство.
Как в известной картине за старцем, убеленным сединами, идет юноша к солнцу социализма, так и за светлым образом Бебеля пойдут к солнцу будущего в общем потоке пролетарского движения об руку с работницами других стран и наши русские женщины-работницы.
Н. Скбирахова
Не забудьте подписаться на наш канал в других социальных cетях для получения еще большего количества интересного контента! Ждем вас: