Пожалуй, этот стереотип, приведённый в заголовке статьи, — марксистское женское сообщество слышит если не каждый день, то через день. Он почти столь же популярен, как тезисы о том, что женщины со своим «женским вопросом» уводят пролетариат от классовой борьбы, считают женщин отдельным классом и вообще (!) пьют по ночам кровь младенцев.
Напомним, что коммунисты видят единственный эффективный рычаг реструктуризации общественных отношений в изменении экономического базиса. В свою очередь, формы семьи образуются в соответствии с формами хозяйства. С развитие производительных сил, с изменением базиса, формы отношений между полами также эволюционируют и приспосабливаются к нему.
Наиболее подробным образом вопрос предпосылок возникновения моногамной формы семьи был рассмотрен Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». По его словам, «моногамия — первая социальная форма, основанная не на естественных, а на социальных требованиях…».
«Появление моногамии не установило равноправности между мужчиной и женщиной. Напротив, моногамия есть подчинение одного пола другому, проявление небывалого до того времени антагонизма между ними»
(Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»).
В этой связи, по уверениям классиков марксизма, общность жён фактически существовала всегда с того момента, как происходит «всемирно-историческое поражение женского пола». При капитализме ситуация отнюдь не изменилась.
«Впрочем, нет ничего более смешного, как высоконравственный ужас наших буржуа, по поводу воображаемой официальной общностей жен у коммунистов. Коммунистам нет надобности вводить общность жен, она почти всегда существовала».
«Не довольствуясь тем, что к их услугам жены и дочери их рабочих, не говоря уже об официальной проституции, наши буржуа находят величайшее удовольствие в том, чтобы соблазнять жен друг у друга»
(К. Маркс, Ф. Энгельс «Манифест коммунистической партии»).
Для буржуазии вступление в брак, во многом, обуславливается общественным положением друг друга.
Достаток и владение средствами производства ставятся «во главу угла» формирования семейно-брачных отношений.
«Буржуа видит в своей жене простое орудие производства. Он слышит, что орудия производства должны эксплуатироваться сообща, и, конечно, не может отрешиться от мысли, что эта общность коснется также женщин».
«Он и не подозревает, что речь идет как раз о том, чтобы уничтожить положение женщины, как простого орудия производства»
(К. Маркс, Ф. Энгельс «Манифест коммунистической партии»).
По-иному дело обстоит у представителей пролетариата. Ф. Энгельс заверяет, что лишь у подчиненных классов может существовать действительная половая любовь, а такое сожительство освобождено от требований классической моногамии.
«Тут нет собственности, для охранения и передачи которой детям возникло единобрачие с господством мужа, и следовательно нет повода к проявлению последнего».
Здесь действуют совсем иные социальные, личные отношения. Наконец, со времен возникновения крупной промышленности, — женщина принимает активное участие на рынке труда, а порой и вовсе может являться единственной кормилицей в семье. В этой связи, в такой семье нет места господству мужа. Остаются лишь некоторые пережитки моногамного брака, однако они существенно отличаются от тех традиционных признаков моногамии, наиболее ярко проявляющихся именно в браке буржуазии.
К. Маркс и Ф. Энгельс не отрицали того факта, что буржуазная форма семьи, существующая в рамках капиталистического общества, — не последняя. Она исчезнет вместе с разрушением буржуазного способа производства, — равно как и иные надстройки капиталистического базиса.
«Семья буржуа отпадает, конечно, вместе с отпадением этого её дополнения; и семья, и дополнение исчезают вместе с исчезновением капитала»
(К. Маркс, Ф. Энгельс «Манифест коммунистической партии»).
Таким образом, семья, как ранее, так и сейчас будет продолжать эволюционировать. С началом цивилизации условия моногамного брака несколько улучшились, потому представляется возможным предположить, что это будет происходить и далее, — вплоть до абсолютного равноправия полов. Что будет с институтом единобрачной семьи, если он перестанет реализовывать свои общественные функции, — сказать сейчас невозможно, равно как и предсказать его форму, свойства.
Классики о конкретным формах семьи, которые будут существовать в коммунистическом обществе, — не писали. В наброске «Манифеста коммунистической партии» содержатся сведения о том, что …
…«он (коммунизм) превратит отношения между обоими полами в чисто частные отношения, касающиеся только участвующих в них лиц, в которые обществу нечего вмешиваться. Оно может сделать это, так как уничтожит частную собственность и введет общественное воспитание детей и, вместе с тем, уничтожит обе основы современного брака,— зависимость женщины от мужчины и детей от родителей вследствие частной собственности».
Таким образом, отмирание государство обусловит исчезновение внешних норм, регулирующих отношения между людьми. В том числе, отпадут и декреты, установленные пролетарским государством в переходный к коммунизму период в части брачно-семейных отношений.
Семейно-брачные отношения изменятся, однако они будут основаны на свободном выборе людей друг друга. Это не означает всеобщность жён: ведь женщина перестаёт быть объектом любого вида эксплуатации, а уничтожение капиталистических производственных отношений разрушит и проституцию (как официальную, так и неофициальную).
Так как, однако, моногамия обязана своим происхождением экономическим причинам, то не исчезнет ли она, когда исчезнут эти причины?
Можно было бы не без основания ответить, что она не только не исчезнет, но, напротив, только тогда полностью осуществится. Потому что вместе с превращением средств производства в общественную собственность исчезнет также и наемный труд, пролетариат, а следовательно, и необходимость для известного, поддающегося статистическому подсчету числа женщин отдаваться за деньги. Проституция исчезнет, а моногамия, вместо того чтобы прекратить свое существование, станет, наконец, действительностью также и для мужчин
(Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»).
Автор: В. Янтурина
Список литературы:
- Быстрянский В. Коммунизм, брак и семья / В. Быстрянский. — Петербург: Гос. Изд-во, 1921.- 68 с.
- Маркс К. Инструкция делегатам временного центрального совета по отдельным вопросам // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 16. М.: Госполитиздат, 1960. — С. 194-203.
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / Маркс К., Энгельс Ф. Соч, Изд. 2-е. Т. 42. — М. : Политиздат, 1974. — С. 41-174.
- Маркс К.. Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч, Изд. 2-е. Т. 4. — М.: Госполитиздат, 1955. — С. 419-459.
- Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. М: Мысль, 1964.
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 21. — М.: Госполитиздат, 1961. — С. 23-178.
- Энгельс Ф. Принципы коммунизма / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 4. — М.: Госполитиздат, 1955. — С. 322-339.
Не забудьте подписаться на наш канал в других социальных сетях для получения для получения еще большего количества интересного контента! Ждем вас: