Моторное масло: что это и зачем нужно в двигателе
Моторное масло является необходимым продуктом для двигателя — без него мотор не сможет функционировать. Какую роль играет моторное масло, какие типы существуют и как часто менять масло в двигателе, обсудим в материале.
Моторное масло — это специальная смазочная жидкость, которая используется для снижения силы трения и перегрева соприкасающихся деталей двигателей внутреннего сгорания. Таким образом уменьшается степень их износа.
Масло также выполняет и другие функции. Например, очищает и защищает двигатель следующим образом:
- предотвращает образование коррозии и нагара на внутренних компонентах
- сберегает резиновые элементы от рассыхания
- удерживает мелкие частицы и отложения, которые иначе скапливались бы на деталях движка.
Моторное масло работает в крайне сложных условиях, среди которых:
- постоянное изменение температуры мотора
- попадание посторонних частиц и даже топлива.
Так что качественное моторное масло и его своевременная замена помогают продлить срок службы мотора, а значит и всего автомобиля.
Типы моторных масел
Прежде чем поговорить о замене жидкости, рассмотрим ее виды:
- Синтетические масла: создаются искусственно, путем синтеза химических элементов — это позволяет сразу задать ряд необходимых параметров. У такого масла высокие эксплуатационные показатели: они не загустевают при морозах и выдерживают высокие температуры, обеспечивают двигателю лучшую защиту и обладают длительным сроком службы. Недостаток — высокая цена.
- Минеральные масла: производятся из натуральной нефти путем ее переработки. Стоят дешево, при этом менее стабильны при высоких температурах. При вскипании оставляют нагар, а при холоде сильно загустевают. Минус — требуют более частой замены.
- Полусинтетические масла: содержат минеральные и синтетические компоненты. Зачастую они создаются на минеральной основе, но большое количество присадок делает их эксплуатационные свойства гораздо выше. Больше похожи на синтетические масла, при этом стоят дешевле.
Главный параметр при выборе моторного масла — вязкостно-температурные свойства. Чаще всего встречается классификации по SAE (Society of Automotive Engineers) — этот показатель регламентирует температурный диапазон использования масла.
Большая часть масел сейчас подходят для использования и зимой, и летом. Такие продукты обозначаются индексом SAE, с двумя цифрами и буквой W — SAE 0W-50. Такая запись говорит о том, что масло работает в диапазоне от -35 до 50 градусов:
- первое число обозначает, при какой минимальной температуре масло сохраняет свои свойства
- второе — какую жару оно способно выдержать.
Стоит отметить, что моторные масла часто подделывают, поэтому покупать их следует у проверенных поставщиков.
Как часто нужно менять масло в двигателе
Однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку периодичность замены зависит от многих параметров. Среди них:
- условия эксплуатации автомобиля
- манера езды
- температурные особенности и другое.
Сократить периодичность замены масла в двигателе рекомендуется при наличии:
- спортивной манеры езды
- частых холодных пусков
- длительного стояния в пробках
- езды по грунтовкам
- буксировки тяжелых прицепов
- частых коротких поездок
- турбированного двигателя.
За исключением последнего, под такие условия попадает эксплуатация автомобиля почти в любом российском городе.
У автопроизводителей есть рекомендации по интервалам замены масла. Там учитывается конкретная модель автомобиля и условия ее эксплуатации. Обычно в мануалах рекомендуют придерживаться интервала 15 000 км — считается, что такая периодичность оптимальна для поддержания работоспособности двигателя: слишком частая замена масла может быть излишней и дорогостоящей, а слишком редкая — вредной для двигателя.
Однако российские условия эксплуатации считаются более тяжелыми, и рекомендованный интервал сокращается примерно в 1,5 раза.
Когда менять масло, если редко ездить за рулем
Даже при небольшом пробеге, менее 5 000 км в год, рекомендуется менять масло хотя бы раз в 12 месяцев. Считается, что жидкость со временем теряет свойства, поскольку находится в агрессивной среде двигателя.
Сервисмены также отмечают, что менять масло в двигателе следует чаще, чем указано в официальных рекомендациях. Так что, повторимся, нет единого ответа на вопрос, через сколько километров менять масло в двигателе.
При этом есть разница в том, как часто менять масло в зависимости от его типа:
- наиболее частой замены требуют минеральные масла — мастера автообслуживания рекомендуют делать это раз в 5000 км
- у синтетических масел периодичность замены ниже благодаря устойчивости к высоким температурам — примерно 7000-8000 км пробега
- полусинтетические масла в целом выдерживают почти столько же — около 8 000 км.
Как понять, что масло в двигателе пора менять
Важно запомнить эти пункты, чтобы не попасть на капитальный ремонт мотора.
- Следить за уровнем масла. Низкий уровень или его избыток могут привести к поломке двигателя. Уровень масла обычно проверяется с помощью щупа.
- Прислушиваться к двигателю. Повышенный шум мотора говорит о снижении его производительности. Также может загореться индикатор замены или нехватки масла на приборной панели. Все эти симптомы требуют как минимум проверки в сервисе, а скорее всего и замены смазки.
- Следить за состоянием масла. Проблемы могут возникнуть при попадании в масло других жидкостей, в том числе антифриза, топлива или масла другого типа.
Еще один частый вопрос: стоит ли доливать масло или нужно полностью обновлять его? Здесь рекомендации тоже отличаются:
- допустимо долить масло при небольшом снижении уровня, особенно если в двигатель был залит свежий продукт
- полная замена необходима, когда масло загрязнено или потеряло свои свойства, а также при значительном пробеге с момента последней замены.
Частичная замена масла позволяет сэкономить на жидкости, а полная — увеличить срок жизни внутренних элементов движка.
Как поменять масло в двигателе: алгоритм действий
Если вы решили поменять масло самостоятельно, следует придерживаться следующей последовательности:
- Прогреть двигатель. Завести автомобиль и дать ему поработать несколько минут для разогрева масла.
- Надеть перчатки и одежду, которую не жалко испачкать, после этого слить старое масло. Для этого следует поместить емкость под картер двигателя, убрать пробку и слить старую жидкость — удобнее делать это, если поднять автомобиль на подъемнике или поставить его над ямой в гараже или на специальной эстакаде.
- Заменить масляный фильтр: открутить старый фильтр, смазать уплотнительное кольцо нового фильтра свежим маслом и установить его.
- Закрутить сливную пробку и убедиться, что она затянута надлежащим образом.
- Залить новое масло через горловину движка, используя воронку.
- Оценить уровень жидкости с помощью щупа, предварительно его протерев
- Закрыть горловину, запустить двигатель и дать ему поработать несколько минут.
- Проверить уровень масла и при необходимости долить.
Стоит отметить, что процедура замены масла стоит недорого, поэтому можно выполнить ее в автосервисе, особенно если вы опасаетесь что-нибудь повредить при самостоятельной замене.
Кратко
- Масло необходимо для правильной работы ДВС автомобиля.
- В современные авто часто заливается синтетика.
- При тяжелых условиях эксплуатации и агрессивной езде интервал замены масла нужно сократить.
- Масло нужно менять раз в год даже при минимальном пробеге в 5 000 км.
Подписывайся на канал в Дзен!