Найти тему
Трибун

Положение женщины в истории. Материнский род.

Одной из отправных точек женского вопроса служат семейные отношения и система родства, существующие в обществе. И то, и другое имеет принципиальное для женщины значение, — в зависимости от вида семейно-родственных отношений женщина попадает в те или иные условия жизни и быта. Та или иная система родства априори несёт (или не несёт) в себе женскую эксплуатацию внутри семьи.

Утверждение об изначально существующем патриархате и отцовском роде крайне популярно в современном обществе. Однако это утверждение вымышлено, не имеет под собой никаких обоснований, кроме фантазии говорящего.

Отношения полов, непосредственно влияющие на сложившиеся в обществе систему родства и семейные отношения, — видоизменялись вместе с развитием производственных отношений и способов распределения продукта.

"Семья", — говорит Морган, — "активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей. Напротив, системы родства пассивны; лишь через долгие промежутки времени они регистрируют прогресс, проделанный за это время семьей, и претерпевают радикальные изменения лишь тогда, когда семья уже радикально изменилась".

Древнейшее общество не занималось ещё так называемым производством продукта. Оно присваивало его у природы: люди собирали ягоды, коренья и т.д. Могли питаться мелкой живностью, которую удалось поймать (охотой это, кстати, тоже назвать ещё никак нельзя). Это называется присваивающим хозяйством.

На ранних стадиях присваивающего хозяйства все преимущества мужчин, — будь то физическая сила (хотя этот момент спорный), отсутствие менструаций и т.д., — не играют никакой роли. Всё перечисленное вовсе не требуется для сбора ягод, а также для ловли мелких животных.

-2

А, кроме того, в существовавших условиях жизни людей, — важность каждого члена общества была огромна. Ведь именно массовость повышала вероятность каждого выжить. И именно сплочённые, согласованные усилия обеспечивали успех в борьбе за выживание.

Тем не менее, неустойчивость пищевой базы, а также отсутствие медицинских познаний приводило к тому, что особенно важным становилось не столько сохранение жизни живых членов общества, сколько воспроизводство новых. В данном случае, роль женщины осознавалась мужчинами, воспринимались как особая связь с природой. Люди ощущали взаимосвязь с природой, зависимость от её «благожелательности». В этой связи, женщина становится предметом особого поклонения, — так как является началом рода. Род же и отдельный его член — это взаимосвязанное и взаимообусловленное начало.

Костёнковская Венера
Костёнковская Венера

Порождающая сила женщина отображена древнейшими людьми ещё в эпоху палеолита. Так, например, часто мы можем наблюдать древнейшие изображения беременной девушки.

Такая созидательная женская сила выражалась не только в рождении детей, но и в собирательстве (которое постепенно, с появлением охоты — мужского занятия — становилось женским делом), поддержании огня, приготовления пищи и т.д. Считалось, что эта сила не бесконтрольна, — женщина может ей управлять. Отсюда мы видим женщин-жриц, выполнение магических обрядов, а часто и участие в войне.

-4

На данном этапе ещё не существует никаких противоречий между полами. Строго говоря, даже особого различия между полами нет. Единственное отличие: способность женщин к деторождению. Доказательством этого факта послужит огромное число мифов древнейших народов, в которых обозначены истории о парах богов, находящихся друг с другом в полной гармонии (Древний Египет, — Осирис и Исида; Древние Шумеры — Энки и Нинмах и пр.).

Изначально происхождение определялось именно по материнской линии. Так, ребёнок, родившийся у женщины, принадлежал её роду (не роду своего отца). Если у женщины была сестра, то дети этой сестры — считались и её детьми. Муж её сестры — считался, аналогичным образом, и её мужем. Но, в то же время, дети её брата — считались уже её племянниками.

Именно мужчина приходил в род к женщине, становясь его членом.

Половые связи между родственниками в рамках кровнородственной семьи были разрешены. Запрещенными считались лишь межпоколенные браки (например, родителя и ребёнка).

Позднее семья развивается в пуналуальную семью, где кровосмешение между братьями и сестрами также отсекается. Этот шаг был крайне важен, ведь позволял существенно улучшить качество рода. Позднее и пуналуальнуя семья будет дробиться, образуя несколько родов.

Форма хозяйства в такой семье — коммунистическая, так как все члены общества равны и весь присвоенный продукт делится между ними в равных долях.

Таким образом, в древнейшем обществе, в рамках материнского рода, — женщина является полноправным членом общества. Более того, считается предметом поклонения, т.к. обладает особой связью с природными процессами. Женщина, наравне с мужчинами, участвует в присваивающем хозяйстве и распределении продукта. Женщина является стержнем рода, — по материнской линии определяется степень родства.

В дальнейшем в отношениях полов начнут возникать противоречия, обусловленные изменением производственных отношений и отношений собственности (не в правовом, а в экономическом контексте). Противоречия породят длинный и крайне тяжёлый путь патриархальной революции, столкновения материнского рода и зарождающегося патриархата.

В.Р. Янтурина

Не забудьте подписаться на наш канал в других социальных cетях для получения еще большего количества интересного контента! Ждем вас:

Telegram

Вконтакте

YouTube