5 августа исполняется 180 лет со дня рождения выдающегося русского художника-передвижника, автора живых и ярких портретов, исторических полотен и гораздо менее известных, но милых камерных натюрмортов и пейзажей. Илья Ефимович Репин – невероятно яркий и харизматичный человек, чья жизнь была богатой на события, иногда довольно необычные и даже курьезные…
Мы собрали 10 маленьких, но любопытных биографических историй о нем.
1. В детстве Илюша едва не умер во время любимого занятия – когда он рисовал, у него от напряжения открылось сильное носовое кровотечение, он едва не истек кровью и слег. Пришедшая соседка сказала, что мальчик «не жилец», - дескать, у него уже и «носик заострился», а это «примета верная». Мать выгнала ее прочь из дома. Илья Ефимович прожил до 86 лет, однако не отличался крепким здоровьем, а кровотечения время от времени возобновлялись.
2. Однажды Репина чуть не побили крестьяне в деревне Ширяево на Волге, куда он ездил писать эскизы для знаменитой картины «Бурлаки на Волге». Местные мужики приняли художников за работой то ли за шпану, то ли за… нечистую силу. Так как ни одного грамотного среди мужиков не нашлось, послали за писарем в соседнюю деревню, чтобы тот прочитал текст в удостоверении Академии художеств - документе, который был у Репина при себе. Узнав, что перед ними настоящий художник, сельские жители молча разошлись и больше не мешали ему работать.
3. Художник обостренно воспринимал музыку и часто писал под нее. Музыкальным фоном для работы над дипломной картиной «Воскрешение дочери Иаира» стала «Лунная соната» Бетховена. Целыми вечерами это произведение готов был играть для художника его брат, музыкант Василий Репин.
4. Репинский портрет Тургенева из Третьяковки считается одним из лучших прижизненных изображений Ивана Сергеевича. Однако сам автор был им крайне недоволен. Первый подмалевок к портрету Тургенева не понравился певице и его близкому другу Полине Виардо – дескать, совсем не похож. Узнав об ее реакции, Репин сгоряча уничтожил подмалевок (довольно удачный), чтобы начать работу заново, а когда он с большим трудом довел ее до конца – результат художнику не понравился.
5. К художнику и своему ученику Валентину Серову Репин относился почти как собственному сыну. Рано оставшийся без отца «Тоша» покидал шумный и веселый дом Репиных в Париже с неохотой, но особенную радость ему доставляли соревнования по рисунку, где он участвовал наряду со взрослыми мастерами. Отцовскую любовь к Серову и восхищение его талантом Репин чувствовал всю жизнь.
6. Для своей самой драматичной и кровавой картины «Иван Грозный и сын его Иван» художник тщательно искал типажи. Ему было важно увидеть и запомнить лицо человека, охваченного ужасом. Для этого Репин специально испугал увиденного на улице мужчину, который выходил из трактира.
7. Сохранилось вот такое любопытное воспоминание о Репине – первом художественном руководителе Академической дачи в Тверской области. Его рассказывал художнику, автору книги «Край вдохновения» один из местных стариков:
«Илью Ефимовича как сейчас вижу. Он ведь что уделал. В павильоне княжеском танцы устроил. А это нельзя было, там Богу молились. Ну и пожаловался кто-то. А он уже профессором был. Потом приказ вышел: в павильоне плясать нельзя…»
8. Ни в первом, ни во втором браке художник не был счастлив. Не только с обеими женами, но даже и с детьми отношения у него складывались непросто, порой – враждебно. Хуже всего – с сыном Юрием, также художником, который, даже став взрослым, постоянно требовал у отца денег. Но особенно Илья Ефимович досадовал на его брак с кухаркой, хотя любил внуков - Дия и Гая.
9. Под влиянием второй супруги Натальи Нордман, поклонницы Толстого и автора поваренной книги для голодающих, Репин сделался вегетарианцем. В семье готовили суп из сена, котлеты из подорожника. Но в Петербурге, в гостях у друзей, семьи Антокольских, Илья Ефимович был не прочь полакомиться бифштексом и просил не говорить про это Наталье Борисовне.
10. Репину очень нравились стихи молодого поэта Владимира Маяковского, который часто приезжал к нему в Куоккалу. Однажды Илья Ефимович чуть было не написал его портрет в виде «народного трибуна». Маяковский пришел на сеанс в мастерскую… обритым наголо, чем шокировал старого живописца – какой же это поэт?! Портрета не получилось, только этюд. В свою очередь и Маяковский сделал портретный рисунок Репина, который, кстати, художнику весьма понравился.