Так как в нашей семье железнодорожники уже трёх поколениях, считаю это уже династией. Мой отец Виктор Сергеевич Емельянов всю свою трудовую жизнь посвятил железной дороге, работая машинистом тепловоза. Моя сестра Ирина Викторовна Шилина работает начальником отдела в РЖД Екатеринбурга. Моя дочь Вероника Витальевна Чернышева после школы решила продолжить семейную династию железнодорожников, поступив в Ростовский государственный университет путей сообщения на факультет «Информационные технологии управления».
После окончания первого курса, на летних каникулах, дочь «примерила на себе» должность проводника пассажирского вагона.
Вперёд за романтикой
Студенты-железнодорожники как правило летом работают. В штабе этого ростовского вуза - 19 студотрядов по шести направлениям деятельности. Веронике предстоял выбор: стать вожатой в детском лагере либо попробовать себя в качестве проводника. Решила поработать непосредственно в бригаде пассажирского поезда. Привлекла романтика поездок и безусловно возможность подзаработать.
В течение учебного года студентка обучалась на проводника пассажирских вагонов. Сдала экзамены и прошла медкомиссию. А после сессии сразу во Владикавказ…
Студентов – проводников направили в Республику Северная Осетия. По прибытии в местное подразделение Северо-Кавказской железной дороги всех расселили в общежитие. И после небольшого обучения и первой стажерской поездки вместе с опытным проводником они отправились в самостоятельные рейсы.
Чистота и порядок, только часть обязанностей
Постоянная смена пейзажей за окном, общение с самыми разными людьми - только внешняя сторона работы проводника. На самом деле профессия эта весьма хлопотная. Времени посидеть и помечтать под стук колес нет совсем: необходимо встретить и разместить каждого пассажира, проверить их документы, предложить чай-кофе. А если нужно, то и приготовить их.
На плечах проводников чистота и порядок в вагоне. И сколько различных документов надо заполнить! А ещё постоянно общаться с пассажирами, помочь им, подсказать, как пользоваться полками, столиками, туалетом.
Став проводником на многодневных маршрутах из Владикавказа в Москву, Санкт-Петербург и Адлер, Вероника поняла, что домашней еды (хотя бы раз в несколько дней) уже не видать. Поэтому и научилась выходить из любых ситуации. На помощь приходит микроволновка, небольшой холодильник, которые есть в купе проводников.
«Многие заранее делают заготовки дома для блюд, покупают консервы и сухие основы под супы. Кто-то даже умудряет приготовить в микроволновке борщ. А меня в основном выручают гречка и тушенка», - рассказала подробности быта Вероника.
Несмотря на бытовые трудности, связанные с длительными рейсами, проводники обязаны хорошо выглядеть. Требования следующие: форменная одежда, сдержанный макияж, волосы забраны, украшений - минимум. Это основное правило, за неисполнение которого начальник поезда может и солидный штраф наложить, и даже с рейса снять.
«Рабочий день начинается задолго до отправления поезда, - продолжает рассказ студентка. - Нужно посетить инструктаж, подготовить вагон к поездке, когда мы считаем инвентарь, получаем мешки с бельем, чистящие средства, мыло, бумагу и товар, который выставляется на продажу. Также я проверяю санитарно-техническое состояние вагона. Если есть неполадки, вызываю бригаду для их устранения. После регистрации пассажиров проверяю билеты, выдаю комплекты белья. Начинается обычная путевая работа…».
В течение рейса проводники обязаны также торговать чайной продукцией, реализовывать лотереи и сувениры, которые выдает начальник поезда. У проводника есть план по продаже еды и напитков, сувенирной продукции, который он обязан выполнить. От этого напрямую зависит получение премии. Кроме того, в течение рабочего дня проводникам нужно три раза помыть весь вагон, заполнить документы, вовремя встретить и высадить пассажиров на станциях.
За недостачу того или иного инвентаря проводники по окончании поездки заплатят из своего кармана.
«Если что-то пропало, сломалось или исчезло за время поездки, - платишь ты. Случаи бывают разные, то касса не сходится, то простыней или стаканов с подстаканниками не досчитаешься. Некоторые пассажиры стремятся оставить их себе на память. Даже сами проводники умудряются друг у друга красть недостающие вещи. Хотя чаще всего мы, как одна команда, помогаем друг другу. Если у коллеги есть недостача, а у меня осталось что-то лишнее, - я выручаю».
Люблю наблюдать за людьми в пути
На сегодня Вероника отработала проводником уже более 200 часов. По плану «целину» (именно так называются летние рейсы) нужно откатать в объеме 450 часов. Побывала студентка в Москве, Санкт-Петербурге, Анапе, Новороссийске, Адлере. И признается, что в дороге случается разное.
"Достался однажды вагон с неисправным генератором, который ни в какую не заряжал батареи в вагоне. Поездка была из Владикавказа в Москву. В вагонах душно, кондиционер не работает, туалеты закрыты, так как их работоспособность также зависит от генератора.
Думаю, всё, «приплыла», сейчас пойдут пассажиры жаловаться! А я и ремонтников вызвала, и начальнику поезда докладывала о сложившейся ситуации. В результате в моем вагоне генератор запускали всем миром. Удивительно, но никто из пассажиров не жаловался, а один из них, участник СВО, который ехал в отпуск, сам предложил посильную помощь в ремонте оборудования".
Девушка признается, что ей нравится наблюдать за людьми в пути. Кто-то вежливый и воспитанный, другой хамоватый, есть такие, которым все не нравится. К счастью, попадаются и очень приятные люди, с которыми можно поговорить по душам.
Вежливые и добродушные пассажиры понимают, что проводники такие же люди, что профессия эта не из лёгких.
Плюсы и минусы профессии
Порой приходится выполнять и работу психолога. Говорить с пассажирами, выслушивать их жалобы. Люди в вагоне все разные, и к каждому свой подход нужен.
Больше всего в рейсах она страдала из-за недосыпа.
«Пару часов вздремнула, и глаза, как тарелки, открылись. Не во всех рейсах в вагонах по два проводника, бывает, что и один на два, три вагона. Тогда вообще о сне можно забыть можно, по окончанию рейса просто валишься от усталости», - рассказала студентка.
Однако, не смотря на сложности, Вероника считает, что положительного, в этой профессии больше:
«Неоспоримый плюс в работе то, что ты путешествуешь, бываешь в разных городах, видишь новые лица, смотришь на мир в динамике. Для меня, как студента, очень важно окунуться в саму систему РЖД».
Но и минусов тоже хватает. Проводник пассажирского вагона – это пока не «должность мечты». Много сложностей, плюс постоянный стресс, частое и долгое отсутствие дома. Все это не лучшим образом сказывается на здоровье и психическом равновесии.