Найти тему
Максим Никольский

Добро пожаловать!

Всё про прогулочный тепловоз в Гуамском ущелье (Апшеронская узкоколeйная железная дорога)

Апшеронская узкоколейная железная дорога — уникальное сооружение в живописной горной местности Краснодарского края. Построенная в 1930-х гг. для транспортировки леса, сегодня Апшеронская дорога используется для связи отдаленных поселков с большой землей, а узкоколейка в Гуамском ущелье является популярным туристическим аттракционом — вдоль гигантской расщелины между хребтами Гуама и Лаго-Наки круглогодично курсирует экскурсионный прогулочный тепловоз.

Появление узкоколейной железной дороги в Гуамском ущелье связано с добычей ценных пород древесины на Кавказе в советское время. В 1920-е гг. на Самурском, Черниговском, Мезмайском, Тубинском лесоучастках в Апшеронском районе Краснодарского края в больших масштабах происходила вырубка леса, и для его транспортировки в леспромхоз в Апшеронске и потребовалось строительство узкоколейки.

Первый участок железнодорожного полотна был проложен в 1927 г., а до начала войны дорога уже проходила на юг от Апшеронска до станции Шпалорез (сегодня — поселок Отдаленный) и имела два ответвления:

  • восточную ветку — от Самурской до Темнолесской (через Мезмай);
  • западную ветку — от станции «40-й км» до Кушинки.

Прокладывалась железнодорожное полотно силами заключенных.

-2

В военные годы часть Апшеронского района была оккупирована немецкими войсками. В окрестностях узкоколейки, в долинах рек Пшеха и Курджипс, проходили важные оборонительные бои. Так, в одной из пещер у южной ветки железной дороги пулеметчик-красноармеец несколько месяцев в одиночку держал оборону, не давая войскам противника пробраться в сторону горного перевала. В Гуамском ущелье партизаны дважды взрывали железнодорожный мост через реку Сухая балка, что предотвратило прорыв немецких солдат через Кавказский заповедник к Сочи.

-3

После войны разрушенные участки узкоколейки были восстановлены. В 1950–1960-е гг., во время расцвета деревообрабатывающей промышленности в Апшеронском районе, продолжилось строительство полотна от станции Темнолесской до Гузерипля (Адыгея) и от Шпалореза дальше в горы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО.В 1960-е гг. общая протяженность Апшеронской железной дороги составляла более 80 км, что делало ее самой длинной горной узкоколейкой в России и СССР.

-4

В 2010 г. разобрали узкоколейку от Апшеронска до Черниговского, но 30-километровый участок до Шпалореза (села Отдаленное) функционирует и сегодня. По сохранившемуся полотну курсирует автомотриса ТУ8П (в народе названная «Матрицей»), благодаря чему жители поселков Кушинки, Режет, Тубы, Отдаленное могут добраться до большой земли и привезти оттуда все самое необходимое.

-5

На восточной ветке Апшеронской узкоколейки в 1990–2000-х гг.

между Гуамкой и Мезмаем также ходил пассажирский тепловоз, но в 2011 г. из-за сошедшего оползня полотно разорвалась. Функционирующим остается только двухкилометровый участок железной дороги между хутором Гуамка и станцией «Урочище Монахово» в Гуамском ущелье. 

-6

Сохранившийся участок Апшеронской узкоколейки в Гуамском ущелье является настоящим туристическим аттракционом — по двухкилометровому полотну круглогодично курсирует тепловоз ТУ8. Состав небольшой, в нем всего 3 открытых вагона.

На скорости 15 км/ч ползет туристический поезд в Гуамском ущелье, из окон тепловоза открываются живописные виды на реку Курджипс, поросшие реликтовыми деревьями четырехсотметровые скалы и срывающиеся с горных склонов водопады.

ЭТО ИНТЕРЕСНО.В 2007 г. с узкоколейки в Гуамском ущелье сорвался снегоуборочный состав. Поднимать дрезину со дна каньона не стали, и сегодня пассажиры прогулочного тепловоза могут увидеть ее среди вод реки Курджипс.

-7

Прогулочный тепловоз отправляется с железнодорожной станции в Гуамском ущелье, что в 500 м от хутора Гуамка. Чтобы попасть к платформе, от автомобильной

Для удобства публикую координаты Гуамского ущелья для навигатора — 44.223052901495194, 39.90602870756768.

-8

Тепловоз за 20 минут проезжает расстояние в 1700 м от железнодорожной кассы в Гуамском ущелье до остановочного пункта «Урочище Монахово» (здесь расположено небольшое кафе «1707»). Во время движения состава работает аудиогид, который рассказывает историю Апшеронской железной дороги и интересные факты о Гуамском каньоне.

Проехав путь до урочища, можно вернуться этим же поездом в Гуамку, или совершить пешую прогулку по заброшенной Апшеронской узкоколейной железной дороге в Гуамском ущелье до поселка Мезмай. Расстояние от кафе составляет 6 км.

-9

ПОЛЕЗНО.В железнодорожной кассе возможна оплата билетов на тепловоз банковской картой. Но из-за отсутствия стабильной мобильной связи в Гуамском ущелье терминал часто не работает, лучше иметь наличные деньги. 

Всем спасибо за просмотр!!!