Может ли водитель прерывать движение на маршруте, таким способом стимулируя пассажиров рассчитаться за проезд?
«Ну приехали!» – подобная мысль, появившаяся у отправляющегося по своим делам человека в начале или середине пути, не всегда свидетельствует о чём-то радостном. Иногда случается, что, загружаясь в автобус, помехой в движении могут послужить не плотный трафик на магистрали, а ситуации с разбирательствами внутри салона, когда водитель пытается выловить «зайцев» паузой в поездке. Причём в таком «садке» рискуют оказаться и честные пассажиры.
А «зайцы» кто?
Выявление безбилетников с тратой на это нервов и времени, видимо, не так редк. Так, по информации одного из изданий, в Челябинске водитель остановился на дороге и отказался ехать, пока все пассажиры не оплатят проезд. Причём, если верить СМИ, в салоне находились школьники, которые отправились сдавать экзамены, при этом внутри автобуса оказалось душно: кондиционер не работал, а пассажиров было много.
Да и в нашем городе, судя по всему, входя в салон, пассажиры порой рискуют оказаться заложниками поведения водителя.
– Недавно села в автобус, заплатила за проезд, через какое-то время на одной из остановок водитель заглушил мотор и объявил, что не все вошедшие рассчитались, – рассказывает омичка Анна. – А до этого, кто вошёл через заднюю дверь, через весь салон передавали водителю карты и наличные. Люди стали недоумённо переглядываться и кричать с задней площадки, что все заплатили: у кого карта не срабатывала при оплате, передали другую. Но водитель всё равно утверждал, что есть «зайцы» и он никуда не поедет, пока ему не передадут деньги за проезд. Некоторые пассажиры начали возмущаться, что из-за этого простоя опоздают на работу, но автобус так и не ехал. Какой-то мужчина сказал: «Кондуктора с собой возите, чтобы знать, все платили или нет». Женщина стала скандалить, что честные пассажиры страдают, а безбилетников должны отслеживать контролёры на линиях, но не водитель. В итоге минут через пять автобус всё-таки тронулся.
Разумеется, увозя с собой переругивающихся людей с испорченным с утра настроением. Однако справедливости ради, пожалуй, заметим: у этой ситуации две стороны. С одной, как, судя по всему, и аргументировал водитель злополучного рейса – за наличие в салоне «зайцев» наказать могут его самого, да и по общеизвестным правилам, заходя в транспорт, пассажир обязан рассчитаться за проезд. Но с другой – почему должны терпеть неудобства честно приобрётшие билет люди, которые рискуют опоздать по своим делам?
К тому же не исключено, что в салонах, где нет зорко следящего за неплательщиками кондуктора, а есть валидаторы или вообще только единый во всех лицах водитель, последний может попросту просчитаться.
– Я до сих пор, если вхожу в частные автобусы, вспоминаю увиденный в нулевые, когда началась эра газелей, плакат-шутку «водитель не осьминог – сразу всем сдачу дать не может», – делится пассажирка Ольга. – Поэтому хоть и не оправдываю поведение некоторых водителей, но понимаю, что если они вынуждены одновременно управлять транспортом, деньги принимать и за безбилетниками следить, то тут запросто включается человеческий фактор. Неоднократно наблюдала, как водители газелей, если входит много людей, начинают грозить: пока все не заплатят, дальше не поедем. Бывало, что действительно тормозили и стояли, пока не начинали скандалить и буквально показывать на тех, кто заплатил. Только убедившись, что всё верно и все вошедшие отдали деньги, мы начинали ехать.
– А сейчас в салонах с валидаторами нередко приходится слышать от водителя: «Не все рассчитались», – добавляет Григорий. – Это выходит, он по «пикам» прибора ориентируется? А если он из-за шума в автобусе не услышит нужное количество, которое должно совпасть с числом вошедших пассажиров, и также остановится до выяснения обстоятельств? Причём валидаторы-то билетов не выдают, а значит, доказать оплату сложнее и дольше.
Ехать без помех
Кто может оказаться прав, кто виноват в ситуациях с вынужденными простоями из-за потенциальных неплательщиков специалисты стараются разъяснить с помощью правил и норм.
– В случае отсутствия кондуктора в салоне городского пассажирского транспорта его функции выполняет водитель. Действующим законодательством не запрещена работа автобусов, осуществляющих регулярные перевозки по муниципальным маршрутам, без кондукторов, – пояснил в ответе изданию заместитель директора департамента транспорта Омска Сергей Фальковский. – Экипаж городского пассажирского транспорта в своей деятельности руководствуется положениями должностной инструкции, в соответствии с которой кондуктор (водитель) обязан обеспечить полный сбор выручки от реализации билетной продукции, предлагая пассажирам оплатить проезд. Необходимо отметить, что согласно статье 10 Решения Омского городского Совета от 17 февраля 2016 года «Об организации транспортного обслуживания населения на территории города Омска», перевозчик, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан в том числе обеспечить соблюдение водителем расписания. Учитывая изложенное, в целях исключения нарушений расписания движения, водитель не должен задерживать движение городского пассажирского транспорта по причине неосуществления оплаты проезда пассажирами.
При этом, если человек по каким-либо причинам отказывается оплачивать проезд, он должен покинуть транспортное средство в ближайшем остановочном пункте. А проверять наличие билета или факт оплаты, в том числе на провоз ручной клади или багажа, судя по части 6 статьи 20 Устава автомобильного транспорта, работники перевозчика или должностные лица, уполномоченные на осуществление проверки (судя по всему, кондукторы, контролёры или водители), могут в течение всей поездки.
И для «зайцев» как правонарушителей, а также тех, кто везёт багаж, почему-то полагая, что за него не нужно платить, или если поклажа сверх установленных размеров, предусмотрена административная ответственность. Немалая: в частности, согласно недавно поддержанным изменениям в региональный Кодекс об административных правонарушениях, впервые попавшимся «ушастым» безбилетникам грозит вариант лишиться полутора тысяч рублей, рецидивистам – двух тысяч.
Что касается вынужденных препон в виде остановок ради выявления водителями нарушителей, то честным пассажирам, вероятно, стоит сигнализировать об этом специалистам.
– Действующим законодательством Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами не установлены нормативы (порядок действий) для пассажиров, оплативших проезд, но из-за задержки городского пассажирского транспорта по причине сбора выручки водителем (кондуктором), вынуждены приостановить свой путь следования и находиться в салоне общественного транспорта, – добавляет Сергей Фальковский. – Полагаю, что возникновение конфликтных ситуаций при оплате проезда не повлияет на планы департамента транспорта в части усовершенствования системы оплаты проезда. При наличии замечаний к работе городского пассажирского транспорта, в том числе о задержке транспортных средств на маршруте, пассажиры могут обращаться непосредственно к перевозчикам, сведения о которых должны быть размещены внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров (с указанием адреса и телефонов). Помимо этого, данную информацию можно сообщать в департамент транспорта по телефону 78-79-72 с целью оперативного взаимодействия с владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров на основании заключённых муниципальных контрактов или выданных свидетельств, и принятия соответствующих мер.
Хотя конфликтных ситуаций, наверное, можно избежать, если, с одной стороны, не пытаться по разным причинам смухлевать и сразу платить за проезд. А с другой – вменять меры контроля для тех, кто не совмещает это с дорогой, чтобы не вынуждать водителей идти на крайние меры, от которых страдают честные пассажиры.
Анна ТРЕТЬЯКОВА.
Фото Андрея БАХТЕЕВА.
Согласно изменениям в региональный Кодекс об административных правонарушениях, впервые попавшимся безбилетникам грозит вариант лишиться полутора тысяч рублей, рецидивистам – двух тысяч
В целях исключения нарушений расписания движения водитель не должен задерживать движение городского пассажирского транспорта по причине неосуществления оплаты проезда пассажирами