В современном мире, где родители часто заняты работой и другими делами, роль наставника в жизни детей становится всё более значимой. Особенно это касается школ боевых искусств, таких как каратэ, где он играет важную роль в воспитании личности своих учеников.
Наставник в школе каратэ — это не просто тренер, который обучает технике и тактике боя. Это человек, который становится вторым родителем для своих учеников, помогая им развиваться физически, духовно и эмоционально. Он становится примером для подражания, источником знаний и опыта, а также поддержкой и опорой в трудные моменты.
Наставник — это тот человек, которому можно доверить воспитание личности. Хороший наставник должен быть не только профессионалом своего дела, но и человеком высоких моральных принципов.
Мы попросили Викторию Олеговну, тренера спортивного клуба каратэ God Hand, ответить на вопросы, которые позволят нам ближе познакомиться с ней и раскроют важные аспекты ее взаимоотношений с воспитанниками.
Мартынюк Виктория Олеговна | чёрный пояс | 1 дан
- В 2016 году выполнила норматив КМС
- Победитель Чемпионата Свердловской области
- Призёр чемпионатов УрФО
Почему Вы решили стать тренером? Сколько лет Вы тренируете детей?
О тренерской деятельности изначально я совсем не думала, работала тогда по своей специальности. А мысль эту во мне зародили мои сэнсеи, и я решила попробовать. Тем более к тому времени мне уже доводилось их заменять, пока они были на соревнованиях. Когда я только начала заниматься тренерской деятельностью, то даже не представляла, в какой глубокий воспитательный процесс превратится моя работа. На данный момент тренирую уже около семи лет.
Почему Вы решили заниматься именно каратэ?
На момент выбора вида спорта, кажется, я слышала только о существовании каратэ (из фильма «Малыш-каратист») и дзюдо (благодаря урокам английского). Ещё и секция по каратэ оказалась рядом с моим домом, поэтому выбор был очевиден.
Как Вы воспитываете своих учеников?
Вообще, у нас практически каждое занятие содержит воспитательную часть, и не только относящуюся к спорту и дисциплине.
Когда дети начинают ходить на занятия в доги, стараюсь объяснить, что теперь перед каждым большая ответственность: благодаря белому цвету их видно издалека (наша боевая зона, где мы тренируемся, находится на территории фитнес-центра, соответственно, в это время в других зонах тренируются взрослые), и по их внешнему виду и поведению люди делают выводы о каратэ в целом и о нашем клубе God Hand в частности. То есть я обращаю внимание своих учеников на то, что их поведение отражается на всей команде и, разумеется, на наставнике. Объясняю, что если кто-то из ребят начинает разводить бардак прямо в строю, то это бросает тень на всех нас. Здесь мы идём от обратного, и постепенно поведение детей меняется: они становятся более осознанными, дисциплинированными.
На самой тренировке мы, бывает, поднимаем случайно какие-то темы, и я даю ребятам возможность высказаться, объяснить свою точку зрения, почему, по их мнению, тот или иной поступок, о котором они рассказали, был плохим или, наоборот, является хорошим примером.
Наше направление подразумевает, что становление характера неизбежно идёт через физический урон друг другу, поэтому часто напоминаю ребятам, что учимся драться мы не для того, чтобы забивать слабых, а чтобы уметь, в случае необходимости, защитить себя, своих братьев и сестер, маму с папой, своих друзей. Это всегда вдохновляет ребят стараться и становиться лучше.
Особенно важно обратить внимание детей на их поведение во время кумитэ, когда они дерутся с соперником явно слабее себя. Думаю, многие тренеры сталкивались с такой ситуацией: если сначала ученик много получал от более сильных ребят, то в схватке с более слабым начинает проявлять всю свою агрессию, стремясь продемонстрировать собственное превосходство. И здесь важно сделать акцент на поведении: объяснить детям, что на слабых мы не отыгрываемся, а в бою с сильными не пасуем, потому что в любой момент мы можем оказаться в какой-то из этих ролей.
Когда работаем с более серьёзным соперником, учимся находить его слабые стороны и формировать в себе силу духа, чтобы просто быть способным выйти против него! Когда же перед нами начинающий боец, мы учимся регулировать силу и скорость своих ударов, помогать товарищу преодолевать страх перед собой как перед более опасным бойцом. За счёт этого и идёт наш рост, наше развитие не только спортивное, но и человеческое. Мы учимся управлять своим телом и эмоциями.
Если же речь идёт об улице, стремлюсь донести до детей, что в любом возрасте важно уметь правильно излагать свои мысли, чтобы все вопросы решать словами, но при этом они должны помнить, что, в случае чего, смогут за себя постоять.
В конце тренировки по кумитэ мы обычно снимаем защиту на время. И чтобы сформировать в ребятах командный дух, приучаю их к тому, что успеть вовремя раздеться и убрать экипировку в свои сумки должны все. В такие моменты очень интересно наблюдать, как один вытаскивает другого из жилета, как они помогают друг другу стянуть щитки. Тогда даже пятилетние малыши чувствуют себя старшими по отношению к четырехлетним и осознают свою ответственность.
Да, процесс такого воспитания небыстрый. Но постоянность режима занятий, регулярность тренировок обязательно приносят свои плоды. И ты видишь, как формируется характер ребят, как, казалось бы, внутри тихого спокойного ребёнка рождается дух настоящего воина, который идёт за победой! И речь здесь не только о спорте!
Почему, по-вашему, нужно заниматься физической активностью?
Уже давно известен тот факт, что для полноценного развития любого человека важно чередовать умственную работу с физической. Например, напряжение, вызванное у детей нагрузкой в школе, нуждается в выходе через тело. Но есть здесь и свой подвох.
Наш мозг устроен таким образом, что психологическое (умственное) утомление он переносит на физический уровень, подавая сигнал об усталости. Именно поэтому многие взрослые до сих пор так и не дошли до спортзала, потому что после восьмичасового нахождения в офисе чувствуют себя совершенно разбитыми. Эта же стратегия порой переносится и на детей: ему и так тяжело в школе, а тут ещё тренировками напрягать, пусть лучше дома посидит отдохнёт! Соответственно, напряжение копится, физического выплеска энергии становится всё меньше, и вполне вероятна перегрузка нервной системы. Поэтому тренировки, на мой взгляд, должны быть у детей и взрослых на постоянной основе!
Как Вы выстраиваете отношения с новыми учениками? Как их интегрируете в новое для них общество?
На первых занятиях важно сделать акцент на правилах нашего зала, а также подбадривать ребёнка, когда у него что-то начинает получаться. В основном, новые ученики достаточно быстро вливаются в нашу команду, особенно если родители прислушиваются к наставнику и осознают важность соблюдения режима тренировок. Тогда буквально через неделю ребята становятся как родные, как будто всю жизнь с нами тренировались.
Расскажите, в чем заключается Ваш индивидуальный подход к воспитанникам?
Уже на этапе разминки видно, у кого какие есть проблемы на физическом уровне, поэтому неизбежно приходится делать на этом акцент. Чаще всего, например, у детей наблюдается вальгусная деформация стоп, отсюда и завал коленей внутрь во время приседаний, и последующие отклонения от нормы, идущие по цепочке снизу вверх. Поэтому объясняю детям, как важно соблюдать верную технику выполнения упражнений, и что наша задача сделать не просто правильно с точки зрения каратэ, но и сохранить своё здоровье.
Также со временем становится понятнее, на чём держится мотивация того или иного ученика, и это хорошо помогает в работе с каждым из них.
Как Вы коммуницируете с воспитанниками вне занятий? Обращаются ли ребята к Вам с личными проблемами?
Вне занятий мы можем случайно пересечься на улице, перекинуться парой фраз. Бывало, что с телефона родителей мне приходили от детей сердечки и голосовые сообщения. Но тут важно соблюсти золотую середину: если ребёнок нуждается в том, чтобы его выслушали, если его действительно что-то беспокоит, это одно, главное – не делать из тренера подружку, потому что тренер – это наставник. И отношение к нему именно с этой позиции исключает вероятность случайно перейти границы дозволенного.
Основной состав моей детской группы ещё достаточно мал, наверное, чтобы видеть какую-то ситуацию в своей жизни как проблему. В большей степени они делятся историями из детского сада, школы, случаями во дворе или, любимое, подходят ко мне со словами: «Сэмпай, смотрите, что я могу!» А кто постарше, в основном, это девочки, те уже стремятся поделиться чем-то более личным. И это, наверное, вполне нормально, поскольку иногда за историей скрывается поиск совета, а тут девочкам проще понять друг друга.
Что для Вас самое важное в отношениях наставника и ученика?
В отношениях с учениками, на мой взгляд, самое главное – это доверие. Чтобы не было такого, что тренер всегда прав, потому что он тренер, стараюсь объяснять детям причину, почему я, например, запрещаю им что-то делать. Даже если это выходит за рамки тренерской деятельности. Ребёнок должен понимать, что сэмпай в силу своего возраста и жизненного опыта видит чуть дальше, чуть глубже и может что-то сказать наперёд. Для этого я привожу конкретные примеры.
Также, если я узнаю, что мои ребята где-то нашкодили, я должна услышать это признание от них, потому что хочу полагаться не на информацию от третьих лиц, а узнать всю правду от первоисточника. Причем важно, чтобы дети могли объяснить мотивы своего поступка, а ответ чаще всего приходит как раз в попытке докопаться до истины. Так они сами познают себя и раскрываются перед наставником.
Как Вы поддерживаете мотивацию учеников во время тренировок?
Как показывает практика, одобряющие слова вдохновляют и детей, и взрослых. Только дети нуждаются, так сказать, в аргументированной похвале. То есть если мы говорим, что ребёнок молодец, то в чём это выражается? Он впервые правильно встал в стойку или сделал боевую комбинацию, которая никак ему не давалась? Или же просто видно, что ребёнок от души старается (даже если пока всё получается не так, как надо)? Это, на мой взгляд, обязательно нужно отметить!
Когда же мотивация требуется на спаррингах, очень пригождается собственный соревновательный опыт. Спрашиваю ребят, как они думают, страшно ли было мне выходить драться против более тяжелых, сильных и титулованных соперниц? Было ли больно во время или после боя? Такие разговоры налаживают особую атмосферу в команде, и дети начинают понимать, что их тренер прошла определенный путь и когда-то была таким же белым поясом.
Можете привести пример того, как Ваши отношения с учеником повлияли на его жизнь?
Вспоминается история психологического взросления одной моей ученицы. Она пришла ко мне в возрасте, наверное, лет четырёх. Это оказалось непростое испытание для меня: часто сталкивалась со слезами, истериками, непослушанием. Но я понимала, что должна пережить этот опыт, чтобы в дальнейшем легче справляться с подобными ситуациями. И действительно, спустя время я начала замечать, насколько сильно стал меняться ребёнок в лучшую сторону.
Прошло несколько лет, тогда я впервые решилась выпустить на экзамен нескольких своих учеников, которые претендовали на оранжевый пояс. На этапе составления предварительного списка сдающих моя ученица запуталась в одном из ката и обратилась ко мне со словами: «Сэмпай, я не достойна сдавать экзамен!» Я приняла её решение, но понимала, что в действительности девочка готова, просто немного переволновалась. И на этапе допуска мои мысли подтвердились: она успешно продемонстрировала всю экзаменационную программу, заключив, что теперь достойна сдавать на пояс, что и подтвердила на аттестации! Но так сложилось, что её семья вынуждена была переехать в другой город в связи с работой, и в день нашей последней встречи я услышала много трогательных и глубоких слов, которые дали мне понять, что всё это было не зря!
Расскажите о самом запомнившемся случае из Вашей практики.
Однажды в здании торгового центра, где располагается наш зал, сработала пожарная тревога. Как выяснилось позже, к счастью, ложная, но благодаря этой ситуации я увидела, насколько повзрослели мои ученики! В течение нескольких секунд ребята выстроились по команде в ряд, оперативно зашли в раздевалки, забрали свои вещи и быстро спустились по пожарной лестнице. Несмотря на то что среди детей находились и 5-6-летние, ни один из моих учеников не поддался панике, не было ни слёз, ни суеты! Ребята проявили настоящий характер и киокушиновскую дисциплину!
Дайте совет начинающим каратистам.
Я бы посоветовала ребятам, впервые пришедшим в секцию каратэ, не опираться исключительно на впечатления от первой тренировки, поскольку они могут попасть на занятие, посвящённое, например, оттачиванию классической техники с различными связками руками и ногами. Тогда тренировка может показаться чересчур сложной, и у детей сложится впечатление, что каратэ не для них.
Что Вы считаете самым сложным на пути к спортивному успеху?
Самое сложное – соблюдать дисциплину и оставаться верным своим целям, потому что в жизни всегда много соблазнов, которые могут увести с верного пути.
Назовите свой девиз по жизни.
В этой жизни надо успеть всё, пока есть на это силы и желание!
Было интересно узнать о Виктории Олеговне?
Роль наставника в жизни детей становится всё более значимой в современном мире. Наставник в школе боевых искусств играет важную роль в воспитании личности своих учеников, становясь для них примером для подражания и опорой в трудные моменты. Хороший наставник должен быть не только профессионалом своего дела, но и человеком высоких моральных принципов.
_____
Увидимся на тренировке, Ос!
Записаться на пробное занятие в спортивный клуб каратэ «God Hand» вы можете по номеру телефона: 8 (343) 271-25-25
Или через наши соц сети: