31 июля народному артисту СССР, всемирно известному клоуну Олегу Попову исполнилось бы 94 года. Много легенд сложено о нем еще при жизни. Например, одна из них, будто бы у него были напряженные отношения с другим любимцем публики, клоуном - народным артистом СССР Юрием Никулиным.
Свою творческую карьеру Никулин и Попов начинали почти одновременно, работая в коллективе знаменитого клоуна Карандаша (Михаила Румянцева), в начале 1950-х даже выступали в одном цирковом представлении: Юрий Никулин с Михаилом Шуйдиным в первом отделении, Олег Попов – во втором. Как вспоминала в раговоре со мной супруга Юрия Владимировича Татьяна Никулина, было время эти два клоуна находились в дружеских отношениях. «И какая черная кошка между ними пробежала?! Не знаю!» - пожимала плечами Татьяна Николаевна.
Но сын Юрия Никулина предполагает, что некая взаимная обида у двух цирковых актеров возникла после гастролей в Ленинграде. Сначала там выступал Олег Попов. Днями позже – Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. И вот после их гастролей газеты написали, что молодые артисты повторили репертуар Попова.
- Отец был возмущен, - делится со мной Максим Юрьевич. - По приезду в Москву они с Шуйдиным пошли к цирковому начальству, мол, «почему нас несправедливо обвиняют?! Что же нам делать?!» И тогда кто-то из начальников им лениво сказал: «Не знаю, что делать. Ну, дайте в морду Попову!»
Говорят, Олег Константинович не стал тогда даже разговаривать с коллегами.
Татьяна Никулина же считала, что всему виной стала брошюрка – сборник реприз Михаила Татарского, где была опубликована и сценка «Солнечный зайчик» («Луч света»). Получается, артисты одновременно поставили эту репризу. Только Олег Попов «собирал» на арене солнечный зайчик к себе в авоську и уносил с собой, а Никулин как бы бросал лучик в зал, и тогда включался свет. Но Юрий и Михаил после этого скандала убрали из своего репертуара сценку. А Попова, во многом благодаря этой репризе, стали называть во всем мире «Солнечным клоуном».
- Впервые от вас слышу о том, что эту репризу играли Никулин с Шуйдиным! Насколько я знаю, история номера с «солнечным зайчиком» берет свое начало из Зимнего цирка Буглион в Париже, где тогда работал клоун Заватта, - считает ученик Юрия Никулина, клоун Александр Фриш. – Он придумал эту репризу случайно, когда вышел между номерами, чтобы как-то обыграть паузу: с веником и совком убирал навоз, который остался после выступления лошадей. И тут он увидел лучик света на манеже, стал его «подметать», осветитель ему подыграл, - луч света начал «убегать» от клоуна, тот за ним гоняться. В конце концов, Заватта «завернул» в ковер этот лучик и унес… А Олег Попов из этого «лучика» сделал уже номер – поэзию! Вообще же, есть звезды, которые летают вокруг планеты, но никогда не встречаются. Потому что у каждой – своя орбита. Вот такими были Никулин и Попов, - у каждого своя орбита. Поэтому, не думаю, что им нужно было в чем-то соревноваться друг с другом, противостоять, соперничать. По крайней мере, от обоих я никогда не слышал о какой-либо взаимной неприязни! Эти слова вообще не подходят для клоунов! Мне кажется, подобные разговоры, - это все от завистников и недоброжелателей. Я знаю, что, когда два года стоял нетронутым котлован, после того, как сломали здание старого цирка на Цветном бульваре, именно Попов с Никулиным, с ними была еще дрессировщица Ирина Бугримова, пошли к председателю правительства Рыжкову просить финансы на строительство нового цирка. Еще помню, когда я поздравлял Олега Константиновича с 75-летием, то спросил, что ему привезти из России в подарок? Он попросил зайти в цирк на Цветном бульваре и взять там со склада коробочку цветного грима, как напоминание о российском цирке. Ведь за границей грим выпускают отдельно по баночкам на каждый цвет.
И все-таки была ли цирковая зависть у Никулина к Попову или наоборот? Легендарный клоун Андрей Николаев на мой вопрос ответил, что тема отношений этих двух артистов слишком болезненная и лучше ее не трогать теперь, когда в живых нет ни Никулина, ни Попова. Получается, что-то все-таки было?
- Вполне возможно, - считает журналист Валерий Туголуков, который в последние годы жизни Олега Константиновича неоднократно общался с ним, когда тот уже жил в Германии. – Ну, сами посудите: Попов получил высокое звание народного артиста СССР в 39 лет, что для циркового артиста было редкостью. Никулин же стал «народным», когда ему было за пятьдесят. Именно Олег Попов стал первым из клоунов выезжать на гастроли за границу. Почему именно он? Видимо, такая харизма у него была. К тому же, блондин с голубыми глазами, наверное, больше походил под образ «русского за рубежом». Кстати, Олег Константинович сразу стал необычайно популярным за границей. И здесь Никулин опять-таки оказался вторым.
В своих интервью, которые Олег Попов давал уже в эмиграции, он не раз критиковал Никулина, например, за то, что тот состоял в Коммунистической партии, что вовсе был недостоин разных званий, да и вообще, какой же он цирковой артист, если не умеет жонглировать или ходить по проволоке. «Знаменитым и любимым зрителем он стал, прежде всего, благодаря кино», - считал Попов. И главное: именно Юрий Владимирович, как директор цирка на Цветном бульваре, не разрешил отметить 60-летие Попова на арене этого цирка, сославшись, что там рухнул потолок, и здание закрыли на ремонт. Хотя Олег Константинович считал, что это была лишь отговорка, потолок посыпался в кассе, а зал и манеж не пострадали. В результате, праздник Олег Попов отмечал в цирке на проспекте Вернадского. Кстати, поздравить туда Юрий Никулин все-таки пришел вместе с артистами Евгением Моргуновым и Георгием Вициным. Они тогда провозгласили с арены: «Будь здоров, Олег Попов!»
Но тот опять не поверил в искренность коллеги. Никулин же публично никогда не высказывался плохо об Олеге Константиновиче. Да и Олег Попов, когда приехал незадолго до своей смерти в Россию, на вопросы журналистов о ссоре с Никулиным предпочитал больше не отвечать. Теперь цирковые костюмы этих артистов выставлены в соседних витражах в музее клоунов в Монако.
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов