Еще одна история, рассказанная самой жизнью.
- Лен, не сердись, - увещевал надутую жену Артем. – Я нигде не шлялся, просто забежал домой к своим, закинул продукты и так по мелочи.
- Опять! – спина молодой женщины напряглась, и она со злость воткнула в доску нож, которым до этого методично нарезала капусту для борща. – Артем ты же обещал! Ты клялся и божился, что это в последний раз и опять. На что мы будем жить, Артем?
- Но ты же работаешь, - он пожал плечами.
- Да, но и ты работаешь! Только я твоей зарплаты не вижу, - начала закипать Лена. – Давай показывай, сколько там осталось на карточке. Давай, давай.
Она села рядом, отрезая виновато заерзавшему на стуле супругу все возможные пути к отступлению, и подтолкнула к нему смартфон. Артем недовольно вздохнул, но открыл банковское приложение. Лена заглянула через его плечо и схватилась за сердце.
- Артем, здесь меньше 1/3 осталось! Как мы будем жить? Ты подумал, как мы будем жить? Нам через 2 дня нужно отдать за аренду квартиры, холодильник пустой, у меня сапоги дырявые. Мы еще планировали начать на мебель откладывать, - женщина уже срывалась на крик, и Артем поморщился. Он терпеть не мог все эти разборки на пустом месте. А что, собственно, он сделал? Просто помог своей семье. Они без него не справятся.
Артем был старшим из троих детей и, как водится, большая часть ответственности за них с самого раннего детства была на нем. Он сам топил деревенский дом, ходил за курями и гусями. Ему было не привыкать. Казалось, что от Артема это не требует никаких особенных усилий. В общем-то другого он и не знал – побыть маленьким и вдоволь насладиться детством ему не позволило рождение младшего брата. Тогда Артему едва исполнилось 3 года, и он даже обрадовался появлению будущего соратника по играм. В группе детского сада, куда он ходил, у многих были младшие братья и сестры, поэтому новость о прибавлении в семействе вызвала у него восторг. Преждевременный, как оказалось. Вскоре мать полностью сосредоточилась на слабеньком и вечно хныкающем Валерике, которого почему-то предпочитал и отец. Обычно суровый и холодный с Артемом, он брал младшего сына на руки, едва приходя с работы и проводил с ним не менее часа. Как ни пытался мальчик включиться в эту игру, его стабильно игнорировали. А когда спустя еще 10 лет родилась Наталка, он и вовсе превратился в бесплатную няньку. Примерно в это время семья перебралась в город и некоторое время у родителей были проблемы с работой. Они нервничали и срывались на Артеме, который отводил младших в школу и садик, забирал оттуда, готовил нехитрую еду и укладывал спать. Он успевал все и еще параллельно терпел придирки от вечно раздраженных отца и матери.
В армию он шел охотно. Тем более, что его направили в столичную часть и выучили на весьма редкую специальность. Это позволило Артему подписать контракт после возвращения домой и получать впечатляющую для их маленького городка зарплату. Тут и начался новый этап в его отношениях с семьей. Он забивал холодильник продуктами, давал на карманные расходы уже великовозрастному и ничем не занимающемуся брату, покупал одежду сестренке и подарки родителям. При этом мать и отец оставались недовольными и просили больше. Артем не отказывал и проблемы в этом не видел. Пока не женился на Лене, которая почему-то никак не хотела принимать такой расклад вещей.
- И что на этот раз? – она устало посмотрела на мужа.
- Ну, понимаешь, - начал тот, - у них совсем не было продуктов. Я пошел и все купил: мясо, молочку, конфеты, печенье, овощи. Валерик собрался к стоматологу, и я дал ему на платное лечение…
- А бесплатной больницы у нас уже нет? – возмутилась Лена. – Он даже не работает, Артем!
- Что ты заводишься? Он просто пока не может найти ничего подходящего.
- Уже 2 года? Он хочет зарплату не менее 250 000 рублей и это в нашем городе без специальности и опыта. Да спустите же вы его на землю, наконец.
- Он обязательно найдет, - попытался успокоить не на шутку разошедшуюся супругу Артем. – Потом я дал маме денег на Наталку, ей в школу одежду и всякое разное нужно покупать. Отец попросил баварского пивка, маме взял новую посуду. Вот в общем и все.
Он действительно не понимал, в чем проблема. Лена устало встала, взяла мужа за руку и подвела к распахнутому кухонному шкафу.
- Смотри, - одну за одной она вытащила старенькие кастрюли. – Вот эту я взяла у бабушки, вот эту попросила у мамы. На время. Я думала, мы быстро купим в наш дом все новое, но… денег не хватает.
Затем открыла дверцу холодильника, чуть ли не засунув в него голову мужа.
- Что ты здесь видишь? Ничего! У меня в морозилке полкурицы, в двери, как видишь, пакет молока и 5 яиц. Все! Артем, у нас больше ничего нет.
Дальше она сунула мужу под нос свои сапоги, которые уже пережили два ремонта и требовали проводить их в последний путь на мусорку.
- Я в них больше не пойду. Мы об этом разговаривали. Я устала, Артем. Нам не хватает ни на что. Мы едим с посуды столетней давности, спим на диване, привезенном с дачи, не можем покупать нормальные продукты.
- Я что-нибудь придумаю, милая, - Артем приобнял ее за плечи.
- Не нужно придумывать, - попыталась объяснить Лена. – У твоего брата и сестры есть родители и они работают. Это их задача – заботиться о своих детях, а у нас своя семья. И я хочу малыша, Артем, но даже подумать о нем не могу, пока ты так расставляешь приоритеты.
В эту ночь они впервые спали раздельно. Лена демонстративно ушла в зал и накрылась с головой одеялом. Ох, не зря ей тогда перед свадьбой свекровь прошипела прямо в лицо:
- Ты в нашу семью не лезь! Ишь, думаешь женила Артемку на себе и денежки рекой потекут. У него перед нами обязательства и даже не вздумай что-то менять – уничтожу.
Лена поплотнее закуталась в одеяло. Воевать с матерью мужа не хотелось, но и оставлять все по-прежнему уже не было сил.
- Артем, - деловито звонила свекровь в выходной, - перекинь мне денег – Наталка хочет фруктиков, поеду куплю ей.
- Мам, мы с Леной по магазинам собирались, - вяло пытался отмахнуться от матери Артем.
- Это что за новости! Вы потерпите, а ребенок нет.
И Артем послушно переводил.
- Сынок, мы тебя сегодня ждем, - безапелляционно заявляла свекровь в следующий раз. – У нас генеральная уборка и захвати мяска, а лучше закажи доставку шашлычка, роллов – их Валерик очень любит и семушки для отца.
- Артем! – с нажимом произнесла Лена и уже шепотом добавила. – У нас завтра годовщина, мы хотели ресторан заказать.
- Хорошо, мам, - он суетливо отворачивался от жены, стреляя в нее виноватым взглядом. – Сейчас все сделаю.
- Артем, у Наталки на каникулах планируется экскурсия в Питер, нам нужны деньги, - не терпящим возражения тоном оповещала его свекровь.
- У нас нет, - напоминала Лена напрягшемуся супругу, - я за квартиру вчера последние свои отдала, а до зарплаты еще 10 дней.
- Ничего, я у ребят займу, - он торопливо поднимался с кровати и топал обзванивать друзей и коллег.
Лена бралась за голову – они были женаты уже 3 года и ничего не менялось! Муж категорически отказывается видеть, что его используют как дойную корову, полностью отвергая любые потребности собственной маленькой семьи. И именно в этот период Лена узнала о беременности. Первый восторг сменился страхом – как с таким отношением к деньгам они потянут малыша, но реакция Артема ее успокоила:
- Ленка! – завопил он, бросившись одеваться, чтобы купить шампанское. – Ленка, милая, у нас будет сын!
- Какой сын, - рассмеялась женщина. – Еще неизвестно ничего, рано пока.
- Я чувствую – сын, - он порывисто обнял ее и помчал в магазин.
Лена села на видавший виды диван, провела по его затертой обивке рукой – авось все и наладится. Теперь Артему есть, о ком заботится, кроме семьи родителей. Малыш – это ведь совсем иной уровень ответственности! На этой мысли она и успокоилась, строя радужные мечты о будущем, но судьба сдала им другие карты.
Беременность протекала тяжело. У Лены проявилась сильная анемия и врачи, опасаясь, что она не выносит ребенка, назначили ей серьезные препараты. Организм их не принимал и к токсикозу первого триместра добавились другие симптомы. Есть она не могла совсем, худея на глазах, и врачи начали поиск подходящего препарата железа, переходя к все более дорогим вариантам. В конце концов они остановились на одном из самых дорогих – стоимость месячного курса приближалась к зарплате Лены. Это лекарство она хотя бы могла воспринимать, хотя и по-прежнему чувствовала себя плохо.
В один из дней она едва дошагала до дома с работы и только, переступив порог, вспомнила, что лекарство кончилось уже как 2 дня. Денег на карте не хватало и она быстро настрочила сообщение Артему, после чего свернулась калачиком под пледом и заснула. Из сладкого сна ее вывели брякающие звуки на кухне:
- Артем, это ты? – встать с дивана не было сил.
- Я, милая, - он заглянул в комнату. – Вот думаю, что приготовить. Ты что хочешь?
- Фуагра, - попыталась она пошутить, но мысли о еде вызвали новый приступ дурноты. – Артем, дай мне мои таблетки и принеси водички.
Лена откинулась на спинку дивана и не успела увидеть, как забегали глаза мужа. Вместо приготовления ужина он подсел рядом и начал поглаживать измученную жену по спине.
- Леночка, тут такое дело… Понимаешь…я не купил лекарство.
Она вскинула на него непонимающие глаза, чувствуя, как внутри все сжимается в тугой комок.
- Мне мама на днях позвонила – Наталка простыла и ей понадобились лекарства, я еще на фрукты и всякие вкусняшки дал. Еще оказалось, что у них долги за квартиру накопились и я большую часть покрыл. Остаток со следующей отдам.
Он еще что-то говорил, но Лена уже ничего не слушала - натянула на голову плед и отвернулась к стенке. Она приняла решение. Вечером, когда Артем вернулся с работы, его ждала пустая квартира и короткая записка, выведенная почерком жены «Прощай. У тебя уже есть семья и мы с малышом к ней не относимся. Удачи и забудь про нас».
П.С. Кстати, у Лены родился сын, которого она вырастила прекрасным человеком, но это уже совсем другая история.