Найти тему
Sports.ru

Аутсайдер «Ф-1» раздобыл победителя Гран-при на пике формы. Как им это удалось?

Сошлись по всем пунктам.

Трансферный рынок в «Ф-1» наконец-то вошел в закрывающую фазу: на днях «Ред Булл» «Ред Булл» решил (пока) не двигать пилотов в обеих командах, «Мерседес» назвал своего кандидата №1 на смену Льюису Хэмилтону, а «Уильямс» уволок-таки с рынка Карлоса Сайнса.

Но первой окончательно утвердила состав на следующий сезон команда «Хаас»: в напарники к юниору Оливеру Бермэну взяли француза Эстебана Окона – пилота, который проводит уже седьмой полноценный сезон в «Ф-1». За это время он успел трижды побывать на подиуме и даже выиграл Гран-при Венгрии в 2021-м, причем все за рулем середняка «Альпин» (Окон перешел сюда в 2020-м, в последний сезон, когда команда называлась «Рено»).

И это первый случай, когда за рулем «Хааса» будет выступать победитель Гран-при. Более этого, в прошлом году американцы заняли последнее место и вошли в новый сезон с болезненным осознанием тупика – в итоге ее фактический сооснователь Гюнтер Штайнер остался без места руководителя.

Однако переход произошел на фоне внутренней перестройки структуры команды и новой фазы развития – менее импульсивной и более плавной, с расчетом на данные. В такой ситуации переход Окона – важный сигнал от «Хааса»: команда хочет показать, что настроена серьезно.

Еще на старте сезона команда была в глубоком кризисе, но новое руководство действительно все поменяло

Перед началом сезона-2024 владелец команды Джин Хаас неожиданно для всех отказался продлевать контракт с руководителем коллектива Гюнтером Штайнером (хотя по факту именно он предложил создать команду и построил ее – Джин только финансировал). Вместо него структуру возглавил Аяо Комацу – теперь уже бывший главный гоночный инженер команды.

Японцу поставили задачу: добиться максимальных результатов без увеличения бюджета (Штайнер и Хаас как раз не сошлись в вопросе средств и финансирования; Гюнтер считал, что для успеха требуется больше вложений).

«Существует представление, будто мы тратили гораздо меньше [соперников]. Обычно нам не хватало около десяти миллионов долларов до потолка расходов. Я просто не считаю, что мы очень хорошо тратили эти деньги.

Многие команды в прошлом вкладывались в инфраструктуру, здания, оборудование и сотрудников. Наша модель во многом предполагала работу со внешними подрядчиками. Мы потратили много денег. Мы не превысили бюджетный лимит, но мы чертовски близки к нему. Я просто не думаю, что мы расходовали ресурсы наиболее эффективным образом», – объяснял Джин.

-2

Перемены дают плоды: если посмотреть на командный зачет, то в целом Комацу справляется с требованиями Хааса. Сейчас команда уже превзошла результаты прошлого сезона (сейчас у нее 27 очков, в то время как за весь 2023-й было всего 12) и уверенно держится на седьмом месте. Как же так вышло?

Раньше в «Хаасе» с трудом понимали собственный болид, ведь он создается за счет аутсорсинга и закупки комплектующих у «Феррари» (тут и коробка передач, и подвеска, и прочие ключевые компоненты). В результате болид наследует проблемы Скудерии и полностью зависит от ее успехов.

Штайнер требовал от инженеров быстрых апгрейдов как у соперников, не желая слушать рассуждения о цифрах, показателях или фактах вроде «мы теперь на 5% эффективнее тормозим». Инженер Комацу сменил подход: перетасовал техштаб, а также переориентировался на четкую последовательность «сперва разбираемся, что и почему работает или не работает, а затем думаем, что и как менять». Например, все предсезонные тесты американская команда просто ездила сплошные гоночные симуляции, пытаясь разобраться с истоками износа покрышек.

Да, так внедрение обновлений выходит медленнее, зато эффективнее – они почти перестали проваливаться. Более того, новая волна перед Гран-при Австрии выстрелила «Хаас» чуть ли не на уровень шестой машины пелотона!

«Мы не делаем ничего особенного – просто теперь работаем как команда, – пояснил успех Комацу в интервью Autosport. – Даже с новыми деталями – у нас была целая серия апгрейдов с Майами, которая поначалу не приносила ожидаемого по данным CFD и аэротрубы.

Но мы все обсудили, и никто ничего не отрицал и не спорил. Все приняли ситуацию и согласились: «надо разобраться». Я был очень воодушевлен. Как только принимаешь такое и начинаешь работать над пониманием, можешь начать учиться для улучшения следующей волны апгрейдов. Может, в этом секрет: теперь все прозрачны, и у нас нет культуры вины.

Даже перед новой волной обновлений на Гран-при Великобритании я сразу сказал: пока не попробуем их, не будем о них судить или что-то говорить, потому что никогда не знаешь, как пойдет. Никогда заранее не знаешь, что мог упустить, ведь очень просто что-то может пойти не так.

В прессе люди годами распинали «о, ваш отдел аэродинамики даже не может маленькую деталь на машину поставить». Теперь мы доказали, что мы можем. Говорил с первого дня: у нас много таланта, все дело только в том, что дать ему проявиться. И это была проблема менеджмента. Как только мы решили ее и просто дали людям работать – вот результат. У нас маленькая команда. Мы не меняли штат – ну да, ушел технический директор Симоне Реста, но и все. Поменялась только структура: мы сменили позиции пару людей, но в остальном просто создали нужное окружение. И продолжаем нанимать и расширяться.

-3

Но даже с теми же ресурсами и примерно теми же людьми – вот что мы можем. Невероятно, да? Вот почему я так доволен. Если бы я все поменял и добился такого, то не ощущал бы себя так же здорово. Но я знал, я верил, что у нас классные люди. Я так часто злился за них, что их распинают и в прессе, и внутри. Вот почему теперь я счастлив».

Попытки продвижения развития «от Комацу» продолжаются: «Хаас» продлил всеобъемлющее сотрудничество с «Феррари» до 2027-го и пытается договориться о ее диверсификации через работу в аэротрубе «Тойоты» по личным знакомствам шефа. Действительно, «Хаас» от Аяо теперь совсем другой!

Однако неплохие результаты команды также связаны с проблемами конкурентов. Как пример: к началу июля Нико Хюлькенбергу удалось за две гонки набрать больше очков, чем пилоту «Ред Булл» Серхио Пересу за шесть. Мексиканец практически все лето находится под большим давлением из-за слухов о потенциальном увольнении. Да и RB20 превратился из космолета в «капризную диву» (болидом недоволен даже Ферстаппен) – что только подчеркнуло проблемы Переса. И, конечно, свои трудности есть у «Альпин», «Заубера» и «Уильямса» – мы рассказывали об этом здесь.

В связи с этими факторами «Хаасу» нужен был пилот, который сможет давать хорошую обратную связь по болиду (команде необходимо как можно быстрее разбираться с особенностями машины) и использовать шансы в гонке, если таковые появятся.

У Окона не осталось вариантов, кроме «Хааса». Он подходит новому направлению развития

Комацу давно знаком с Эстебаном: работал гоночным инженером француза во время его дебютных тестов в «Ф-1» (в 2014-м за «Лотус»), о чем оба вспоминали после подписания контракта.

«Я доволен тем, что мы заполучили Эстебана Окона. Очевидно, я уже давно в курсе его талантов. Он проявил их еще в юниорских категориях, выиграв титул в «Формуле-3» в 2014-м.

В «Формуле-1» Эстебан стал признанным талантом и, конечно, победителем Гран-при. С точки зрения развития организации нам невероятно важен тот опыт, что он принесет – не только за счет своего таланта, но и за счет работы в заводской команде.

-4

Было жизненно необходимо заполучить опытного пилота в пару к Оливеру Бермэну на следующий год. Но Эстебану всего 27, он все еще молод, и ему тоже есть что доказать», – заявил Комацу.

«Я бы хотел поблагодарить Джина Хааса и Аяо Комацу за их доверие и поддержку и за наши честные и плодотворные переговоры на протяжении последних месяцев.

Говоря о более личном, я очень рад снова работать с Аяо, так как он был частью моего дебюта, когда я впервые сел за руль болида «Ф-1» во время работы [тест-пилотом] в «Лотусе» более 10 лет назад», – отметил Окон.

Впрочем, и самому Эстебану некуда было деваться. Среди доступных опций оставались только «Уильямс» и «Ауди» – но и там, и там в первую очередь смотрели на Карлоса Сайнса. Да и, честно говоря, немцы с их сомнительными структурными решениями выглядят максимально непривлекательно, в то время как «Уильямс» ждал ответа Сайнса (и он наконец-то согласился).

Вот и выходит, что если бы Окон тянул дальше, то рисковал бы и вовсе остаться без места в «Ф-1». Потому «Хаас» оказался единственным и самым лучшим вариантом как для Эстебана.

Но и американская команда выиграла – ведь после ухода Нико Хюлькенберга в «Ауди» она потеряла пилота с большим опытом и умением стабильно набирать очки. Подписание Окона полностью восполнило пробел: «Хаас» получил хорошего гонщика, который не только поможет с технической точки зрения, но и сможет принести результат, когда понадобится (три подиума с победой в «Рено»/«Альпин» говорят сами за себя).

Но если Эстебан так хорош в техническом плане, то почему «Альпин» регрессировала? Как оказалось, в команде просто не прислушивались к пилотам.

«У меня были обсуждения с Аяо, – рассказывал Окон. – Он слышал о моем вкладе с технической точки зрения, потому что, конечно, всегда существуют связи с людьми в Энстоуне, а он там долго работал.

Пять лет – большой срок в «Формуле-1». Конечно, мне бы хотелось чаще оказываться на подиуме и побеждать. Думаю, у нас были все инструменты для этого, но мы не смогли запустить успешный технический цикл.

-5

Временами, когда мы вносили технические замечания, никакой обратной связи не было. Увы, многие вещи отодвигались на второй план, к ним не относились серьезно. Будь то я, Фернандо [Алонсо] или Даниэль [Риккардо], нас не слушали».

«Хаасу» осталось не повторять эту ошибку и найти общий язык с пилотом. Что будет несложно, ведь Эстебан прекрасно понимает, каково работать в не самом масштабном (во всех смыслах) коллективе: как-никак до «Альпин» он выступал за ту самую «Форс-Индию» – команду, которая, несмотря на кучу финансовых проблем, умудрялась быть стабильно лучшей вне топ-3. Как раз с ней Окон и сравнил «Хаас»:

«Это команда из 300 человек, которая выступает лучше, чем некоторые с вдвое или втрое большим количеством сотрудников. Конечно, это впечатляет. Это проект с амбициями – когда говоришь с Джином, это очевидно.

Я был практически убежден с первой же встречи. Это было с отрывом самое интересное предложение из имеющихся. Напоминает мою работу в «Форс-Индии» – маленькая команда добивается отличных результатов. Руководит по-настоящему один человек, и это играет роль при принятии технических решений. Нет 36 000 человек, у которых нужно просить разрешения. Здесь нет ситуации, когда чего-то просишь, а потом тебе говорят: «Ничего не сделано, потому что парень ушел в отпуск», – сказал пилот.

С Оконом все сложно: он хороший гонщик и ужасный напарник

Единственная неприятность – характер Окона: за годы в «Ф-1» Эстебан прославился как грубый гонщик и неуступчивый напарник. Посмотрите, насколько жестко действовал француз в Венгрии в 2022-м – и это против другого пилота «Альпин» Фернандо Алонсо. Испанец сказал, что никогда с таким не сталкивался.

Окон чуть ли не с самого начала карьеры прослыл грубым: в 2017-м в Баку он чуть не впечатал в стену Серхио Переса:

Кстати, в этом сезоне №31 тоже отметился: на Гран-при Монако его жесткая и отчаянная атака на Гасли привела к повреждению обеих машин – Окон даже сошел.

Скорее всего, ситуация с Бермэном лучше не будет. Что Оливер, что Эстебан – оба идут в «Хаас» с амбициями.

Юниор «Феррари» намерен обратить на себя внимание в «Ф-1» и особенно в самом Маранелло. Как-никак постаревший Льюис Хэмилтон вряд ли будет очень долго занимать место в Скудерии, так что Олли, вполне вероятно, рассчитывает сходу обозначить свою кандидатуру.

Но и Окон не готов уступать: во-первых, француз явно переходит в «Хаас» на роль лидера команды. Во-вторых, победитель Гран-при не может позволить новичку себя опередить – это будет серьезный репутационный ущерб (команды начнут воспринимать его как «сбитого летчика», а вернуть авторитет очень сложно – просто посмотрите на мучения Даниэля Риккардо).

Так что в «Хаасе» явно будет горячо – но в команде готовы к этому.

«Думаю, у нас энергичная, голодная [до побед] пара пилотов, – обозначил Комацу. – Если честно, многое завязано на прозрачности, доверии и четких ограничениях. Я считаю, проблемы возникают, когда разрушено доверие между командой и пилотом.

Я в «Формуле-1» достаточно давно. Мой опыт как гоночного инженера, главного гоночного инженера, директора по инженерной работе, а теперь руководителя команды говорит о том, что необходима прозрачность, отсутствие личной предвзятости, четкие цели перед командой, указания, как себя вести во время гоночных уик-эндов. Если [цели и ограничения] объяснены заранее, если есть полностью прозрачная коммуникация, будет и доверие.

Я никогда не сталкивался с проблемами, которые выходили из-под контроля, если есть доверие. Так что лично я не беспокоюсь. Если бы я беспокоился, то не выбрал бы такую пару [гонщиков]. Ведь это моя зона ответственности – обеспечить, чтобы два пилота работали в интересах нашей команды. Не сомневаюсь, что Эстебан и Олли [Бермэн] будут это делать».

Более того, «Хаасу» не привыкать к работе с «грубиянами». Они проводят уже третий сезон с Кевином Магнуссеном – парнем еще посуровее Окона. Достаточно вспомнить его перфоманс в спринте Гран-при Майами.

А «Хаас» же кажется наиболее гармоничным вариантом для француза – он и сам признает, что здесь его устраивает практически все:

«Я очень рад начать новую главу своей карьеры в «Ф-1» и присоединиться к амбициозной гоночной команде, чей дух, рабочая этика и бесспорный тренд на прогресс очень меня впечатлили», – сказал Окон.

Быть может, именно под руководством Комацу Эстебан наконец раскроется на 100%.

А что «Альпин»? Они просчитались?

Пока их потенциальный лидер – Пьер Гасли. Хороший ли это выбор для заводской команды в очередной перестройке?

За первые семь гонок этого сезона Гасли опередил Окона всего лишь один раз, и только потом Пьер смог четыре раза подряд финишировать впереди напарника (начиная с Монако). Правда, оказалось, во многом это заслуга Эстебана! Так сказал сам Пьер, который до этого испытывал проблемы с балансом. Их решили настройки с болида Окона.

«Мы поняли это в начале года, до этапа в Майами. Мы обнаружили пару моментов, которые не соответствовали моим ожиданиям, и воспользовались настройками другой стороны боксов – и тогда болид стал работать намного лучше.

Это сыграло весьма большую роль с точки зрения стабильности выступлений. Баланс болида был неидеальным, но стабильность ощущалась куда сильнее. Была пара вещей, которые не имели значения из-за того баланса, что у меня был. Так что я просто попросил воспользоваться данными другой стороны гаража, и затем мы тут же нашли больше темпа.

Это один из тех моментов, когда проблема находится на базовом уровне, что, к сожалению, трудно обнаружить. Что-то из разряда проблем на уровне программного обеспечения. Но это стоило нам темпа – теперь же мы достигли большей стабильности», – рассказал Гасли.

-6

Иными словами, результаты Пьера – заслуга Эстебана Окона, который лучше понимает болид и способен подбирать более подходящие настройки. И вообще осознаннее в техническом плане – пока Гасли более ориентируется на чистый пилотаж.

Это не значит, что Гасли – слабый гонщик. Просто его стиль слишком требователен к настройкам, а потому подобрать подходящий Пьеру вариант очень сложно.

Француз делает ставку на агрессивные атаки поворотов и предпочитает позднее торможение – а в таком случае жизненно необходима уверенность в поведении машины. Она должна быть достаточно отзывчивой и маневренной, чтобы стабильно держать траекторию после позднего торможения. Если же возникает недостаточная поворачиваемость (особенно в медленных поворотах), то вся скорость испаряется. Более того, с неподходящим болидом стиль Гасли чреват блокировками и плохим сцеплением на выходе из поворотов.

Оттого он и не справился в 2019-м, когда пилотировал не самый простой «Ред Булл». Тот же Ферстаппен не так требователен к настройкам и готов адаптироваться к любому варианту, если он сделает болид быстрее. Гасли же обладает темпом только при идеально подходящей ему машине, причем тезнически доводить болид выпадает инженерам – потому в топ-командах его больше не рассматривают.

Причем на примере этого сезона видно, что Пьер даже не способен разобраться с собственными проблемами – опять же, ему помогли настройки Окона. Так что если на Гасли и вправду надеятся как на лидера «Альпин» в ближайшие пару лет, то это не совсем хорошие новости для команды.

А как вы думаете, кто же окажется выше в следующием сезоне – Пьер или Эстебан?

А что там еще происходит в «Хаасе» и на трансферном рынке? «Новый Леклер» провалился в молодежке, но повышен в «Ф-1». Как? Хватило одной гонки? Карусель автозаводов в «Ф-1»: «Рено» хочет моторы «Мерса»? Или китайцев? «Тойота» возвращается? Экс-команда Мазепина в «Ф-1» и компания его отца закончили суд. Обе требовали денег – кто же кому заплатит? Аутсайдер «Ф-1» из США задорно набивает очки! Это смена шефа? Мегаобгонище 17-летнего сменщика Хэмилтона в «Мерсе»: в дождь! В опаснейшем вираже! До стены – 📏 «Ауди» крошится уже на пороге «Ф-1»: вместо архитектора «Макларена» – неудачник из «Феррари» «Мерседес» и «Ред Булл» отвергли Сайнса – и тот ушел к аутсайдерам. Это продуманный шаг назад

Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Mark Thompson, David Ramos, Peter Fox; Hasan Bratic/Global Look Press

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц