Цель воспитания: в начале 2-го полугодия ребёнок должен научиться сознательно воздействовать на предмет для получения определённого результата, а на 9-ом месяце он должен освоить различные способы воздействия на различные предметы с ясным ожиданием различных результатов (он также должен понять зависимость между различными причинами и их следствиями). До конца 9-го месяца ребёнок должен использовать хотя бы одно примитивное орудие и уметь разрешить простую задачу, при решении которой прийти к цели обходным путём.
В начале 2-го полугодия предоставим ребёнку возможность упражняться в понимании отношений между причиной и следствием.
Целенаправленное вызывание ожидаемого результата.
Используем все возможности, при которых ребёнок может вызвать определённый результат или повлиять на изменение ситуации, например, ударом по колокольчику или барабану вызвать звук, потянув за верёвочку привести в движение марионетку или колокольчик, сжиманием резиновой игрушки вызвать писк, смятием бумаги шелест и т. п.
По поведению ребёнка станет понятно, что ребёнок осуществляет движение не ради движения, а для достижения результата, который можно вызвать данным движением. Должно быть понятно, что он ожидает результат, что следствие – это главный мотив поведения и он удивлён и разочарован, если ожидаемый результат не получен.
Вызывание различных результатов с одной и той же вещью.
Выбираем для ребёнка такие ситуации, в которых одно движение вызывает определённый результат, а иное движение другой результат. Дадим ребёнку, например, листок бумаги: определёнными движениями можно бумагу смять, другими движениями её разровнять, совершенно иными движениями её можно разорвать.
Другие примеры: дадим ребёнку резиновый жгут. Когда ребёнок возьмёт его и раздвинет руки, то жгут растянется, если соединит руки, то жгут сожмётся в кольцо, при других движениях он обмотает руку. Дадим ребёнку пластиковый пакетик с мелкими цветными предметами, ребёнок начнёт экспериментировать: определённые движения вызовут перемещение цветных предметов справа налево или слева направо, при других движениях пластиковый пакет шуршит, иными движениями можно уменьшить или увеличить площадь пакета.
Вызывание результатов различных по интенсивности.
Для развития мышления необходим материал, способствующий появлению результатов различных по интенсивности в зависимости от интенсивности воздействия на них. Например, при спокойных движениях погремушки появляется слабый шум, а при энергичных движениях интенсивный шум. Осторожные прикосновения к подвешенному мячику вызывают его слабые колебания, а при сильных ударах он летает в разные стороны, слабое постукивание по воде вызывает лишь мелкую зыбь, от сильных ударов брызги летят во все стороны, после небольшого наклона ёмкости вода медленно вытекает, а при сильном крене вода мгновенно вытекает.
Осознаёт ли ребёнок эту взаимосвязь можно понять по тому, как он совершенно сознательно чередует осторожные движения, внимательно наблюдая за их результатом, а через минуту он целенаправленно начинает делать часто необузданные движения и анализирует различие в результатах.
Целенаправленное вызывание определённого результата из нескольких возможностей.
Примером может быть упражнение 45 этого раздела. Ребёнок видит перед собой 3 кнопки, а рядом 3 лампочки, которые соединены между собой таким образом, что после нажатия 1-ой кнопки загорится 2-я лампочка, после нажатия 2-ой – 3-я лампочка, а после 3-ей—1-я лампочка. Свидетельством понимания взаимосвязи между кнопкой и лампочкой является то, что перед нажатием кнопки ребёнок смотрит на лампочку, которая должна загореться. Подобную игрушку можно изготовить из коробки, сделав 3 входящих и 3 выходящих отверстия, соединённые т. о., что после опускания шарика в 1-е отверстие он выйдет из 2-го выхода и т. д. Другой подобной игрушкой могут быть 3 куклы-марионетки на верёвочках, прикреплённые к доске. Верёвочки, приводящие их в движение, спрятаны за доской, а в отверстия наружу выведены только окончания верёвочек. Потянув за верёвочку под первой куклой, мы приводим в движение 3-ю куклу и т. д. Ребёнок в конце 9-го месяца поймёт эту взаимосвязь и, опустив шарик в определённое входящее отверстие, сразу смотрит на то выходящее отверстие, из которого ожидается появление шарика.
Завладение предметом при помощи
продуманного действия.
До 7-го месяца ребёнок идёт к цели прямым путём, если при этом можно наблюдать цель. На 8-ом месяце ребёнок способен осуществлять действие, которое способствовало бы для достижения цели. Например, положим перед ребёнком игрушку и накроем её пелёнкой. Ребёнок прежде всего сдёрнет пелёнку (целенаправленное действие), а затем овладеет игрушкой. Сбрасывание пелёнки можно считать за продуманное предварительное действие лишь тогда, если ребёнок после сбрасывания пелёнки не играет с ней, что целью является игрушка, а не пелёнка. Другой пример, положим перед ребёнком игрушку в коробку, поставим коробку рядом с ребёнком. Ребёнок ухватит коробку, придвинет её, вытащит из неё игрушку и не обратит более внимание на коробку. Подобных ситуаций, когда ребёнок должен сделать какие-либо движения, или действие, прежде чем овладеть игрушкой, можно выдумать множество.
Упражнение можно осложнить, если ребёнок окажется в ситуации, когда ему будет необходимо провести больше осмысленных действий, прежде чем завладеть игрушкой. Например, игрушку помещают в коробку и накрывают пелёнкой.
Завладение предметом при помощи инструмента.
Эти действия были описаны в упражнениях 49, 50 этой главы. Когда ребёнок понимает принцип, что, например, при помощи верёвочки, один конец которой находится рядом, можно овладеть удалённым предметом, к которому привязана верёвочка, и когда ребёнок руками справиться с этой задачей, то развиваем мышление ребёнка так, что каждый раз изменяем ситуацию, например, ребёнок одной и той же верёвочкой овладевает различными игрушками или разными верёвочками теми же игрушками (например, верёвочки различной длины, толщины, цвета и т. д.), затем различными другими средствами помимо верёвочки (например лентами, поясками, ремешками и при помощи пелёнки и т. д.) и наконец при помощи комбинации как предметов, так и средств (например, ребёнок овладевает яблоком при помощи подноса, на котором оно лежит, или при помощи газеты, чтобы подтянуть стоящий не ней автомобиль и т. д.)
Проводим все эти упражнения в различных условиях, например, на столе, полу, в кроватке, на улице, на террасе или в саду и т. д.). Необходимо, чтобы ребёнок учился решать задачи в различных условиях. Ребёнок тем самым научится обобщать, а от обобщений придёт к абстракциям, ребёнок начинает понимать, что общего во всех этих отличающихся ситуациях. Мы видим, что речь не идёт лишь о простой ловкости, т. к. рука направляется размышляющим мозгом.
Овладение предметом, преодолевая препятствие.
Когда ребёнок научится перелезать и пролезать, то ему показывают привлекательную игрушку, которой он может завладеть лишь переползая или устраняя препятствие (например, перелезая через низкую лавочку, вылезая на ступеньку, открывая дверку и т. д.).
Завладение предметами окольным путём.
Мы отмечали, что первоначально ребёнок идёт лишь к той цели, которую видит при этом только прямым путём. На 8-9-ом месяце он учится приближаться к цели непрямым путём. Подготовим ему ситуации, где ему необходимо решать задачи этим способом. Например, поставим ребёнка у одной из длинных сторон кушетки, покажем ему игрушку, которую поставим на середину противоположной стороны. Ребёнок будет протягивать ручки, стремясь приблизиться к игрушке через кушетку. Вероятно, некоторое время он не сможет найти правильное решение, т. е. обойти или обползти кушетку. Трудность заключается не только в том, что он ещё несовершенно передвигается с места на место, а прежде всего в том, что ему необходимо первоначально удалиться от манящей игрушки, чтобы затем приблизится к ней с другой стороны. Часто необходимо ребёнка несколько раз провести вокруг кушетки к игрушке, прежде чем он поймёт, что этим способом можно достигнуть цели. Задача с кушеткой очень трудная, т. к. дети в этом возрасте ещё часто не умеют ходить вокруг мебели, а когда намереваются подползти на четвереньках, то теряют игрушку из вида, а вместе с тем и ориентацию к ней. Ввиду этого облегчим решение задачи при помощи прозрачного препятствия. Ребёнок находится с одной стороны препятствия, а с другой стороны на полу размещается игрушка, к которой он не может дотянуться. Ребёнок подползёт к цели, не теряя её из вида во время движения: при этом упражнении мы придерживаемся принципа, что ребёнок должен непрерывно видеть цель своего устремления.
Овладение предметами непрямым путём, когда ребёнок на мгновение теряет предмет из вида.
Задача сложнее, когда ребёнок должен на пути к цели сделать такое отклонение, когда цель на мгновение теряется из вида. Поставим ребёнка у невысокого стола, а слева и справа разместим препятствия, чтобы ребёнок не мог обойти или облезть их. На другую сторону стола разместим игрушку. Ребёнок может приблизиться к игрушке лишь проползая под столом. Если ребёнок не может найти решение, то посадим его недалеко от стола и покажем ему игрушку так, чтобы он видел её на мгновение под столом, на мгновение над столом, чтобы ребёнок видел оба варианта и решался на более лёгкий, т. е. проползти под столом и за цену, что игрушка на мгновение будет потеряна из поля зрения. Это упражнения можно провести в различных вариантах в зависимости от условий квартиры.
Поиск кратчайшего непрямого пути.
Создадим ситуацию, как и в упр. 78 с тем лишь отличием, что ставим ребёнка не к середине одной из длинных сторон кушетки, а в третьей части с краю. Привлекательную игрушку размещаем напротив ребёнка. Ребёнок уже может решать эту задачу (в упр. 78 он мог двигаться вправо или влево, т. к. обе стороны были равны). В новой ситуации одна сторона длиннее, другая короче и ребёнок должен научиться выбирать кратчайший путь. Упражнение изменяем таким образом, что один раз обход короче справа, другой раз обход слева выгодней. Ребёнок прежде всего учится оценивать ситуацию, сравнивать расстояние, а затем выбирать кратчайшую экономную дорогу. Он привыкает решать задачи так, что первоначально оценивает, размышляет, принимает решение, а уже затем действует.
Мы привели целый ряд упражнений, при помощи которых развиваем мышление ребёнка на 7-9-ом месяце жизни. Подобных ситуаций можно подготовить для ребёнка много; это зависит от условий и возможностей, которыми располагают родители в дом, саду или на улице. Принцип этих упражнений состоит в том, что дорогу к цели у ребёнка постепенно усложняем, чтобы ребёнок вынужден был решать простую мыслительную задачу для нахождения дороги, которая открывает путь к цели. Если мы будем внимательно наблюдать за поведением ребёнка, то обнаружим, что на 7-9-ом месяце, когда он начинает передвигаться при помощи ползания и примитивной ходьбы, часто соприкасаясь с предметами, он нередко оказывается в ситуациях, когда ему необходимо решать некоторые из приведённых выше задач. Все эти ситуации тщательно используем для совершенствования способности мышления у ребёнка.
Ошибочно сразу показывать ребёнку как решать задачу, т. к. если ребёнок самостоятельно приходит к этому, то это имеет для него очень большое значение. При сложных ситуациях для ребёнка оказываем ему помощь, немного упрощая задачу или позаботимся о том, чтобы ребёнок мог лучше визуально её оценить. Иногда ребёнок правильно анализирует ситуацию, но не может осилить её физически; если препятствие очень высокое, то позаботимся о его уменьшении и т.д.