Согласитесь, выбрать новый автомобиль в нынешних условиях — задача непростая. Во-первых, на сегодняшний день крайне сложно найти автомобиль, который не является китайским или отечественным. Выбор среди новых машин на рынке практически отсутствует. Во-вторых, если у кого-то все же возникает желание приобрести китайский автомобиль, возникает другой важный вопрос: «Какой именно автомобиль стоит выбрать?».
Действительно, на рынке представлено такое огромное количество китайских автомобилей, что даже опытному покупателю сложно сориентироваться среди множества марок: «Чанган», «Чери», «Джетур», «Хавал» и мн. др. Более того, многие китайские производители создали в нашей стране целую сеть суббрендов, и разобраться, кто за кем стоит, становится настоящей головоломкой.
Например, концерн Great Wall Motor владеет такими марками, как Haval, Tank, Ora, Wey и, собственно, Great Wall. Концерну Chery принадлежат марки Chery, Omoda, Kaiyi, Exeed, Jaecoo, Jetour, и в ближайшее время появится еще несколько новых брендов. А Geely, помимо своей основной марки, владеет такими брендами как Zeekr, Lync&Co и Polestar. На нашем рынке тем не менее официально представлена только марка Livan, ранее известная как Lifan, которую Geely приобрели в 2020 году.
В итоге на нашем рынке сегодня официально представлено несколько десятков автомобильных марок, в то время как в самом Китае их насчитывается около 50. Хотя не все из них стремятся выйти на наш рынок, некоторые бренды, которые еще не знакомы российским потребителям, все же начинают появляться. К таким автомобилям люди чаще всего относятся с определенной настороженностью.
Сегодня мы хотели бы обсудить, какие марки автомобилей из Китая не стоит рассматривать для покупки, даже если их цена выглядит весьма заманчиво. В конце статьи мы объясним, почему придерживаемся такого мнения, так что советуем дочитать до конца.
Первая марка — это Kaiyi.
Эта марка тесно связана с автомобилями Chery, так как все модели являются практически точными клонами известных автомобилей этого производителя, отличаясь лишь дизайном и оформлением интерьера. По сути, технические характеристики у них идентичные.
Например, седан Kaiyi E5 представляет собой копию седана Omoda S5 (в Китае он известен как Chery Arrizo 5). Кроссовер Kaiyi X3 Pro — это также переработанный вариант седана Chery Tiggo 4 Pro. Все остальные модели Kaiyi имеют схожие технические решения с автомобили Chery. Однако главная проблема заключается не только в том, что автомобили Kaiyi фактически повторяют Чери.
Самая серьезная проблема заключается в низком спросе на марки Kaiyi на нашем рынке. Из всех моделей лишь седан Kaiyi E5 продается более или менее успешно, и на дорогах его можно встретить крайне редко. Остальные автомобили этой марки практически не появляются на улицах.
То, что Kaiyi — это те же Чери, не снимает настороженности у покупателей. Причина в том, что бренд появился на нашем рынке относительно недавно, и к новинкам у нас принято относиться с осторожностью. Эта ситуация усиливается, когда речь заходит о китайских автомобилях, к которым у многих уже есть предвзятое мнение. Люди скептически настроены в отношении новых китайских моделей, что лишь усугубляет восприятие марки Kaiyi.
Приобретая автомобиль этой марки, вы заранее соглашаетесь на сложности с его последующей продажей. Чтобы быстро избавиться от машины, вам, скорее всего, придется значительно снизить её стоимость. Ни один владелец не хочет сталкиваться с большими потерями при продаже даже годовалого автомобиля. В такой ситуации разумнее рассмотреть более популярные варианты, например, автомобили от Chery или Omoda.
Вторая марка — это BAIC.
Эта марка вызывает вопросы, так как многие даже не слышали о ней. Между тем, автомобили BAIC производятся на нашем заводе «Автотор» в Калининграде, наряду с маркой Kaiyi и несколькими другими.
Какие же претензии можно предъявить этой марке? По сути, те же самые, что и к другим представителям китайского автопрома. Технически к автомобилям претензий нет, владельцы в целом не жалуются, за исключением проблем с электроникой. Эта тема является проблемной не только для китайских машин, но и для многих современных автомобилей в целом. В первые два года стоимости таких автомобилей могут снизиться на 30-40%, что весьма ощутимо. А затем продать их будет непросто.
На заводе «Автотор» выпускаются шесть различных моделей BAIC: седан BAIC U5 Plus и кроссоверы BAIC X35, X55, X7, X75, а также рамный внедорожник BAIC BJ40. Да, большинство из этих автомобилей имеют вполне адекватную цену на фоне современных условий, но потеря стоимости у них будет значительной, так как особой популярностью они не пользуются.
Кроме того, стоит отметить, что некоторые модели этой марки вовсе не обладают оцинкованным кузовом. Например, кроссовер BAIC X35 совершенно не имеет данной защиты. Зачем нам такой автомобиль, который совершенно не адаптирован к нашим условиям эксплуатации? В то время как у «Москвича» уже появилась частичная оцинковка, в перспективе он получит полностью оцинкованный кузов.
Третья марка — SWM
Это еще один бренд, который также собирается на нашем заводе в Калининграде. Китайские производители гордятся тем, что когда-то данный бренд принадлежал итальянцам, точнее, был основан ими. Однако в период владения итальянцами марка занималась производством мотоциклов, а не автомобилей. Позже её выкупили китайцы, и теперь они постоянно подчеркивают этот факт, пытаясь тем самым повысить лояльность своих клиентов к бренду.
Лично я отнёс бы эту марку к категории: «Производственная ошибка». Из всех трёх упомянутых марок, покупка автомобиля SWM будет самой большой ошибкой. Причины известны, и если по поводу Kaiyi и BAIC ещё можно найти хоть какие-то аргументы для покупки, то автомобили SWM вообще не имеют спроса. Дилерская сеть находится на очень низком уровне развития; салоны продающих эту марку автомобилей встречаются далеко не в каждом крупном городе нашей страны, хотя сборка моделей началась ещё год назад.
У марки всего три модели кроссоверов: SMW G01, G01F и G05 Pro. Их внешний вид средний, а техническая часть остаётся абсолютно непонятной, так как в Интернете крайне мало информации о данных автомобилях. В общем, данную марку лучше избегать при выборе автомобиля.
Четвертая марка — FAW
В отличие от SWM, марка FAW на нашем рынке известна достаточно давно и принадлежит самому государству Китай. Однако, несмотря на продолжительное присутствие на российском рынке, ей так и не удалось завоевать популярность среди автомобилистов. Даже при наличии современного модельного ряда, автомобили FAW встречаются на наших улицах довольно редко.
Что касается технических характеристик, то здесь все выглядит вполне нормально: моторы и трансмиссии работают без существенных проблем. Тем не менее, приобретая автомобиль этого производителя, вы можете столкнуться с трудностями при его дальнейшем продаже и понести значительные финансовые потери.
В России под брендом FAW предлагаются кроссоверы FAW Bestune T55 и T77, а также седан FAW Bestune B70.
Пятая марка — Livan
Эта марка ранее была известна как Lifan, но после банкротства была выкуплена компанией Geely и переименована. В настоящее время под брендом Livan производятся новые автомобили, и на нашем рынке доступны такие модели, как компактный кроссовер Livan X3 Pro, кроссовер X6 Pro и седан S6 Pro.
С технической точки зрения к автомобилям этой марки нет никаких претензий. Однако, стоит заметить, что из-за довольно низких объемов продаж владельцы могут столкнуться с трудностями при попытке перепродажи своих автомобилей в будущем.
Но какая серьезная проблема объединяет все эти автомобили? На самом деле, причина более значима, чем просто снижение стоимости представленных марок. Когда возникнут трудные времена, эти бренды могут вполне реально покинуть наш рынок. Это может произойти уже в 2025 году. Почему так?
Согласно официальной информации, с 1 октября в нашей стране планируется повышение утилизационного сбора. Его увеличение может составить 250 тысяч рублей, и в дальнейшем этот сбор будет расти каждый год. В текущих условиях эти марки уже не вызывают особого интереса у потребителей, а при повышении цен их покупка может стать совсем неактуальной.
Оживить рынок может лишь локальная сборка с высоким уровнем локализации. Например, бренды SMW, BAIC и Kaiyi уже производят автомобили у нас. Однако будет ли стремиться китайская сторона увеличить уровень локализации и инвестировать в это, если их автомобили уже не находят спроса? Скорее всего, нет, и им будет проще уйти с рынка. Учитывая подход китайских компаний, можно не рассчитывать на какую-либо поддержку для владельцев уже проданных автомобилей.
А как и чем будут обслуживаться автомобили в будущем? В настоящий момент владельцы сталкиваются с серьезными трудностями в поиске запчастей для этих марок. Если бренды покинут рынок и закрывают свои представительства, владельцам придется самостоятельно искать способы решения возникающих проблем. Отправлять автомобили обратно в Китай — это совсем не то, что необходимо нашим автовладельцам.
Таким образом, приобретение таких автомобилей не рекомендуется, поскольку они могут принести множество проблем и хлопот в будущем.