Добираться до Вижая надо по Уральской горнозаводской железной дороге, которая сама по себе представляет интерес. Однопутная дорога в 1878 году пересекла Урал, соединив Пермь, Нижний Тагил и Екатеринбург. Местами она забирается высоко в горы, из окна электрички можно любоваться видами на десятки километров.
А станция Европейская просто великолепна, фотография сделана после неудавшегося первого сплава из дверей электрички.
Итак, попытка сплава номер раз.
В Екатеринбурге к началу первомайских праздников ветер гонял по улицам пыль, снега не было даже за городом. Мы сели в поезд Свердловск-Соликамск, нам надо было доехать до станции Лаки. Когда переехали из Свердловской области в Пермский край, за окном стало происходить что-то странное, появились сугробы. Станция Лаки встретила нас морозом. Была еще ночь, мы закопали рюкзаки и лодки в снег и отправились к поселку Сараны. Хотелось, если не сплавиться, то хотя бы посмотреть на речку. Светало...
Вижай из-за быстрого течения даже зимой полностью не замерзает, но о сплаве не могло быть и речи. Когда рассвело, сфотографировал окрестности поселка Сараны.
Вернулись на станцию, сели на электричку, и к ночи были в Екатеринбурге.
Попытка сплава номер два, ужасная.
На этот раз я позвонил в медпункт (нашел только его номер) в Сараны, узнал, вскрылся ли Вижай, мне подтвердили. Мы отправились вчетвером, при трех двухместных надувных лодках. По дороге от станции до Саранов прихлебывали водочку из фляги, и были вполне довольны жизнью. Когда добрались до реки, только светало. На берегу был разбит туристический лагерь, все спали, только один парень возился у костра, он и был свидетелем происшедших далее с нами событий.
Накачали лодки, надо было спускать их к реке. Приятель спустился вниз, к самой воде. Я положил в свою лодку рюкзак, с столкнул ее с террасы. Лодка шлепнулась в воду и медленно-медленно стала отплывать от берега, приятель мой несколько сплоховал. Дальше лодку подхватило течение и больше мы ее не видели. Хорошо, что паспорт деньги и фотоаппарат были не в рюкзаке.
Мы быстренько забрались во вторую лодку и отправились догонять беглянку. Сначала течение было быстрое, но спокойное, потом начался порог, лодку стали захлестывать волны. Я снял сапог, стал отливать воду, нога сразу окоченела.
Маневрировать на пороге невозможно, если направить лодку под углом у течению, то ее перевернет. В результате мы сели на камень, лодку стало переворачивать, меня почти выбросило из нее. Но когда я уже приготовился нырять, центр тяжести изменился, лодка снялась с камня, все обошлось. Поплыв так километр или два, мы пристали к берегу, на том сплав для нас закончился. До сих пор с ужасом вспоминаю это короткое водное путешествие.
Третья лодка подошла без приключений.
На берегу я быстренько развел костер, засунул в огонь окоченевшую ногу. Потихоньку стал приходить в себя.
Позже я вычитал, что по Вижаю сплавляться весной на надувных лодках практически невозможно, больше подходит катамаран. Туристы, которых мы опередили, сплавлялись именно на катамаранах и очень веселились, обнаружив нас на берегу. Парень, сидевший у костра в туристическом лагере, рассказал им, как мы упустили лодку, публика осталась довольна.
Мы развели костер побольше, спать мне пришлось на сосновых ветках, у огня. На следующее утро стали выбираться обратно, в поселок. Это оказалось непросто, в лесу снега было по колено, а под ним - вода. Выбрались к опустевшему туристическому лагерю, там нас подобрал УАЗик, который отвез нас на станцию. Остались живы, слава Богу!
Попытка сплава номер три.
Прошло еще несколько лет, и мы решили еще раз побывать на Вижае, но только в июне.
Вот посмотрите на эту каменюгу слева, возможно, на ней мы чуть не убились во время предыдущей попытки сплава.
Сплавляться было невозможно, лодки постоянно садились на мель, их приходилось больше толкать, чем плыть на них.
Промучившись так несколько часов, мы пришли к выводу, что от идеи сплава надо отказаться.
Вечерело. Добрались до дороги и устроились на ночевку.
Наутро отправились в Сараны, а потом на станцию.
Давайте пару слов скажу про поселок Сараны. В конце 19 века здесь началась добыча хромита. Когда мы были в этих местах, работала шахта. Вроде как и сейчас работает, только сменился собственник. Можете прочитать про месторождение на сайте "Рудники Урала". Сам поселок медленно, но неотвратимо вымирает.
Поселок Сараны пользуется большой популярностью у любителей минералов. Но самую большую славу ему принес уваровит, зеленый гранат.
Так что лучше съездите в этот поселок за уваровитом. А на весенний сплав ездить на Вижай не рекомендую. :(