Найти тему
Азбука отцовства

Развитие навыков, мышления и речи на 7-9-ом месяце.

Развитие навыков

Цель воспитания: ребёнок должен иметь возможность получения опыта обращения с предметами и общения с людьми. Опыт частых манипуляций с предметами различного качества должен привести ребёнка к концу 9-го месяца к учёту специфических свойств вещей, т. е. к дифференцированному отношению с предметами.

Опыт общения с людьми должен побудить ребёнка к активному установлению контактов, а также способствовать пониманию значения некоторых слов и предложений, восприятию основных жестов и мимических выражений.

Получение опыта с предметами мы подробно описали в разделе о развитии навыков и игры. Мы выделили три основные стимулирующие методики:

Первый метод состоит в том, что, ребёнку просто предоставляется предмет, с которым он манипулирует методом «проб и ошибок», открывая его специфические свойства и специфические манипуляционные возможности.

Другим стимулирующим методом является осуществление пассивного движения с ребёнком (моторная инструкция), например, возьмём ребёнка за руку, в которой он держит ложку, опустим её в чашку и помешаем, ожидая, что ребёнок самостоятельно повторит это движение.

Третьим методом является демонстрация манипулирующей активности. Ребёнок повторит движение, если он уже достаточно зрелый для данного движения и его повторения.

Мы подчеркнули принцип, что ребёнок должен поучать опыт во время активной деятельности, было бы неверным, если бы мы недооценивали получение опыты при простом наблюдении. Напротив, для ребёнка очень важно, чтобы он мог наблюдать различную интересную деятельность людей; уже на 7-9-ом месяце жизни мы увидим с каким интересом он наблюдает за людьми во время работы. Прежде всего сама мама должна предоставить как можно больше возможности ребёнку для наблюдения за её домашней работой: ребёнок с интересом наблюдает как мама убирает, готовит, гладит, топит печь и т. д. Также интересны и отцовские ремесленные работы, например, забивание гвоздей, пиление дров и т. д. Во время прогулки всегда есть возможность наблюдать за работой садовника, который косит и сгребает траву, грузчика, загружающего автомашину и т. д. Дети этого возраста интересуются деятельностью людей, производящих выразительные движения или достигающих своей деятельностью наглядных визуальных и звуковых эффектов (выразительные движения при работе с косой, звуки при работе молотком и т. д.). Возможность наблюдения людей при их работе имеет серьёзное мотивирующее воздействие на поведение детей, т. к. мы часто обнаруживаем, что определённые элементы движений, которые когда-то наблюдал ребёнок, появляются в его двигательной активности. Ребёнок, который наблюдал, как отец забивает гвоздь очень часто интересуется его молотком и, если получает его в руки, часто с интересом манипулирует им и вскоре в его манипуляциях появятся специфические движения, присущие при работе с молотком.

Получение опыта при общении с людьми. В этот период создаются тесные чувственные связи между ребёнком и родителями. По этой причине принятие ребёнка в ясли после 6-го месяца жизни вызывает много сложностей при адаптации, нежели до 6-го месяца. Сегодня большинство мам на 1-ом году остаются дома с ребёнком, т. к. понимают значение индивидуального воспитания в этом возрасте для последующей жизни ребёнка. Подчеркивая важность постоянного контакта ребёнка с родителями на 1-ом году жизни, мы не утверждаем, что ребёнок должен быть только с родителями в изоляции от других людей. После 6-го месяца ребёнок должен часто активно контактировать с большим количеством людей и должен научиться спокойно принимать постороннего человека. По этой причине необходимо использовать посещение друзей и родственников для того, чтобы они несколько минут уделили ребёнку и поиграли с ним.

Также во время прогулки в парке знакомые мамы могут на несколько минут поменяться детьми и поиграть с ними. Если же мама пригласит девушку из числа родственников, чтобы она в её присутствии поиграла с ребёнком, то это очень полезно для обоих сторон; ребёнок привыкает находиться в обществе различных людей, а девушка получает практику по уходу за ребёнком, что является самой лучшей подготовкой к материнству. Многие парни также могут поиграть с ребёнком, как и девушки. За границей многие студенты подрабатывают, присматривая вечером за детьми, чтобы родители могли сходить в театр. Возможностей для контакта ребёнка с незнакомыми людьми очень много. Естественно, нельзя забывать о принципах гигиены: не доверяем ребёнка лицам, болеющим инфекционными заболеваниями или человеку, который не слишком заботиться о своей чистоте.

Богатый опыт общения ребёнка с людьми способствует его социализации, а также успешной адаптации при поступлении в ясли, детский сад, школу и более лёгкому установлению других социальных контактов. Благотворное влияние на социализацию ребёнка имеет прежде всего контакт с людьми. Незнакомый ребёнку человек должен поиграть с ребёнком или вместе с ним что-либо сделать, чтобы завоевать симпатию ребёнка в процессе деятельности. Известно, что помимо своих родителей, ребёнок отдаёт предпочтение людям, которые его интересно занимают. Родители часто ограничивают контакты ребёнка с другими людьми из опасения, что он привыкнет «идти к каждому встречному». Было бы, однако ошибкой, если ввиду данного опасения ребёнок был ограничен в получении социального опыта; напротив, ребёнок с богатым социальным опытом подготовлен гораздо лучше к опасности, чем не имеющий данного опыта ребёнок.