Найти тему
ЭКСПЕРТ-УРАЛ

Как снизить издержки транспортно-логистическим компаниям

Изображение от freepik
Изображение от freepik

Внедрение автоматизированных сервисов позволит существенно повысить эффективность логистического сектора Уральского региона

Большая часть дискуссий на форуме «Иннопром» в этом году шла вокруг поиска инструментов повышения операционной эффективности бизнеса. И это объяснимо: в современной экономике ключевым фактором развития становится уровень производительности.

Между тем в структуре себестоимости продукции компаний значительную долю занимает транспортно-логистическая составляющая. Острота этой проблемы особенно стала очевидна на фоне изменения логистических цепочек и трансформации структуры внешнеэкономических связей.

Уральский регион в силу совокупности факторов получил мощное конкурентное преимущество и новые возможности роста.

«Во-первых, в регионе исторически формировались экономические связи со странами, которые сейчас являются основными торговыми парт­нерами России — Китаем, Казахстаном и рядом других», — отмечает директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали» Александр Гаврилов.

Об этом, по мнению эксперта, в частности, говорит статистика автомобильных и железнодорожных перевозок: «Челябинская, Свердловская область и Пермский край традиционно лидируют по этому показателю среди российских регионов. Немаловажную роль в этом играет расширение пропускной способности пограничных переходов с Казахстаном и Китаем».

Внушительными темпами растет и товарооборот с восточными и азиатскими партнерами. По данным Главного таможенного управления КНР, за четыре месяца 2024 года товарооборот Китая с нашей страной увеличился почти на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 76,6 млрд долларов. По мнению Александра Гаврилова, во многом этому способствует активность региональных властей, которые сейчас заключают межрегиональные соглашения.

К примеру, сегодня Челябинская область сотрудничает с провинцией Хэйлунцзян и Синьцзян-Уйгурским автономным регионом. В планах — сотрудничество с провинцией Шаньдун.

Не менее активна и Свердловская область. Неслучайно именно на Среднем Урале сейчас запущены крупнейшие логистические проекты, которое будут во многом формировать экономику будущего всей страны. В Свердловской области идет строительство ТЛЦ «Уральский», который будет обслуживать 600 тыс. ДФЭ в год.  Вводятся в эксплуатацию новые складские мощности, электрифицированные приемочные парки, железнодорожные станции.

Проникновение ИТ

Но и участников такого перспективного рынка становится все больше. Чтобы выиграть на этом поле, компаниям необходимо постоянно снижать издержки, а эта задача решается с помощью цифровых технологий. По расчетам платформы «Яндекс Магистрали», внедряя цифровые сервисы в логистике, компании повышают свою экономическую эффективность от 8 до 16%.

По мнению Александра Гаврилова, тренд на цифровизацию будет только набирать обороты, тем более что в этот процесс активно включились лидеры рынка транспортно-логистических услуг.

«К примеру, мультисервисный оператор логистических услуг ПЭК благодаря внедрению ИТ-инструментов начал доставлять грузы быстрее, а РЖД упростили доступ к инфраструктуре и повысили эффективность логистической цепочки», — приводит примеры эксперт.

Надо признать, что проникновение информационных технологий в логистике сдерживает ряд барьеров. Александр Гаврилов относит к ним ограниченный доступ к передовым технологиям, многоуровневое правовое регулирование, недостаток водителей, старение автопарка.

Преодолеть эти ограничения, по мнению эксперта, поможет государственный курс поддержки развития цифровизации: «Уже сейчас разработано много инициатив на федеральном уровне и в отдельных регионах, и это дает основания говорить об устойчивом тренде цифровизации логистического комплекса Урала».

Этому во многом будет способствовать и наличие отечественных технологий. Сегодня во многих сферах остро стоят вопросы импортозамещения. ИТ-индустрия смогла быстрее других найти ответы на эти вызовы. Российские разработчики предложили разным секторам экономики собственное программное обеспечение и экспортировали эти решения. К примеру, в Казахстане с помощью российских инструментов оцифровано около 60% рынка FMCG.

Транспортная отрасль и ее отдельные объекты относятся к критической инфраструктуре, поэтому государство поддерживает инвестиции в решения, способствующие росту ее эффективности.

Вместе с развитием технологий будет расти и спрос на специалистов, которые смогут их обслуживать, считает Александр Гаврилов: «Автоматизация позволит упростить рутинные процессы, появится больше корпоративных образовательных программ по обучению сотрудников работе с ними».

Цифровизация проникает на уровень не только исполнения услуги, но и ее заказа, в частности, закупка транспортных услуг на специальных площадках стала обязательной. В связи с этим, по мнению Александра Гаврилова, стоит ждать появления новых цифровых платформ для перевозчиков и фулфилмент-операторов: «Но количество не всегда перерастает в качество, поэтому компаниям нужно быть внимательными при выборе инструментов и оценивать их по совокупности факторов — опыт на рынке, удобство, доступность, возможности интеграции».

Уральский рынок проходит через активную цифровую трансформацию, которая должна повысить эффективность экономики и ускорить ее рост. Этому во многом способствует государственная политика поддержки цифровизации.

Автор: Ирина Макурина