Найти тему

Как и куда жаловаться?

Случаются ситуации, когда нужно написать жалобу в какой-нибудь госорган на другой госорган или чиновника. Это нормально, свои права нужно отстаивать.

Однако, процесс обжалования сегодня не такой очевидный как многим кажется. Усложнение «бюрократической машины», ее цифровизация, требуют подходить к процессу написания и направления жалоб более осмысленно.

Прежде всего, нужно отбросить широко бытующие в обществе ЛОЖНЫЕ убеждения:

- чем «выше» будет направлена жалоба (например президенту), тем больший резонанс возымеют его проблемы, будут тщательнее рассмотрены все доводы и суровее наказаны виновные;

- если основную часть жалобы дополнить информацией о своей непростой и полной проблем жизни, то госчиновник расчувствуется и непременно разрешит проблему как свою личную;

- если в ответе на первую жалобу содержится отказ, то это позиция государства и дальше добиваться своего, смысла нет.

Все эти убеждения только вредят самому заявителю и значительно отдаляют его от решения проблемы.

Я ни в коем случае не хочу идеализировать сегодняшних чиновников. Быстрого и справедливого решения – по закону, у них зачастую бывает не добиться в силу разных причин. Но все же «правильное обжалование» в значительной мере способствует удовлетворению заявленных требований.

Итак, основные правила:

Что писать?

Структура жалобы: что произошло – к чему привело – что нужно сделать. Своими словами, без «воды», лучше печатным текстом. Ссылаться на законы не обязательно. Главное, чтобы был понятен смысл написанного (время, место и кто породил вашу проблему). Очень желательно приложить к жалобе все копии документов, которые имеют к ней отношение.

Куда писать?

По сути, структура всех госорганов – это «лестница», от местных (городских, районных) до федеральных. Начинать обжалование нужно с низшей ступеньки. Не устроил ответ? Обжаловать выше – на уровне субъекта. Перескакивать «ступеньки» смысла нет, жалоба все равно спустится вниз. И не нужно бояться отправить жалобу "не туда". Госорган сам разберется с компетенцией и перенаправит жалобу по нужному адресу.

Как отправлять?

У всех госорганов есть свои официальные сайты, на которых есть интернет-приемные. Все просто и понятно, не надо никуда идти и даже подписывать жалобу. Нужна только электронная почта, куда и будут приходить ответы.