Мы пили воду из-под крана,
Ситро — из одного стакана,
Гудрон жевали, взяв на стройке,
Искали клады на помойке,
Сосульки по весне сбивали,
Лизали и, хрустя, съедали.
Мы двор на двор дрались, бывало,
И доставалось всем немало.
Спектакли ставили в беседке,
На радость бабушкам-соседкам,
Дарили книги в день рожденья –
Подарок лучший, без сомненья.
В альбомах марки собирали,
Потом коллекции меняли
Открыток, фантиков, монеток
И самых разных этикеток.
Зимой с большой горы съезжали,
А следом санки догоняли,
Катились кучею-малой
И шли с ушибами домой.
Мы были счастливы тогда
В те, сердцу милые, года.
Это стихотворение написала современная поэтесса Ольга Гранд, и оно сразу стало необыкновенно популярным. В соцсетях представители старшего поколения делятся воспоминаниями о своём бесшабашном детстве. С лужами, канавами, головастиками, льдинами на речках, сосульками, коньками и горками в любой мороз. И с обмороженными носами и конечностями. Потёрли снегом или варежкой – и помчались дальше.
РЖАВАЯ ХРЕНЬ И НЕ ТОЛЬКО
Дворовые игры закаляли. Конечно, дети болели и во времена СССР, но как-то не так. И, главное, не ныли, жаловались родителям очень редко (это считалось, извините за выражение, западло), и всеми своим падениями, ушибами, провалами в канавы и даже под лёд хвастались и бравировали. Так было принято!
Вот несколько комментариев к стихотворению Ольги Грант.
«Верните меня в детство! Чтоб опять утром в девять часов ушёл гулять, вечером в одиннадцать вернулся и ничего тебе целый день не надо: ни есть, ни пить, ни машину, ни зарплату. Чтоб вырезал палку попрямее, и всё - вот тебе оно счастье: и меч, и ружьё, или лук на выбор. С прямой палкой хочешь - будь солдатом, хочешь — рыцарем. Ну, а если нашёл на заводской свалке какую-нибудь хрень ржавую непонятную, так это ж вообще свезло конкретно, просто экстаз! На хрен телевизор (который родители только через два года, по блату, купят), на хрен Интернет (про который ещё и в Америке не думают), у тебя же есть ржавая хрень и всё блин, ты — король мира!»
«Верните меня обратно в детство! Чтоб девочки снова бесили, чтобы кидать в них зелёными желудями (ага, прям как в песне про Наташку!). Чтоб в канаву залез в новых сапогах, и медленно так топаешь по ней, ищешь в луже такое место, где вода прям до края голенищ доходит, но при этом внутрь не заливается. Чтоб на велосипеде задние тормоза срабатывали, когда педали назад крутишь. Чтоб катафоты на колёса навешал, цветной проволокой спицы обмотал и всё – теперь ты ну просто нереально, запредельно крут! И не нужны ваши спортивные площадки, дайте просто поле: два рюкзака бросил и всё - ворота футбольные готовы, сегодня ты — Лев Яшин!
«Все ТАК и было! Войнушки, прятки, жмурки, стуки-стуки сам за себя, классики, крышки от бутылок, испорченный телефон, бадминтон, резиночка, пластилин в волосы девчонок, рогатки из заколок для волос и шпуньки из проволоки (больно ножкам девчоночьим было). Покатушки вечерние на великах, фары и динамки на великах, брызговики из линолеума и резины, катафоты от КАМАЗовских прицепов, пестики из прищепок (горящими спичками стреляли), с горки зимой на кусках картона и портфелях, мокрые носки и мокрые шапка и штаны. Зато-ПОЛНОЕ радости детство! Вот как-то так.
«Я сейчас смотрю на велосипедистов в касках, наколенниках, налокотниках и прочей требухе, катающихся по дорожкам парков на велосипедах с тремястами скоростями, амортизаторами и дисковыми тормозами, и мне приходит в голову один вопрос. Если бы мальчишка из моего детства вышел на улицу прокатиться на велике и напялил на голову шлем… как бы он жил потом в этом дворе?! Такой позор не смывается. Надо в другой город переезжать!»
«Ну а когда про Чингачгука краснокожего вышли фильмы, так наше всё стало: лук, стрелы, копья. А копьё — это палка, на конце вилку приматываешь и кидаешь её во врага, а там уж как ему повезет».
«И санки на морозе лизнуть, потому что на морозе сладкие».
«А по зиме, когда домой придешь, так штаны колом стоят, все во льду и замерзшие. А ноги - прям на батарею и ни фига не чуешь их. И ничего, не болели».
«А я несколько раз умудрился даже в луже по пояс утонуть! Лужа была офигенно огромная и глубокая, и тоже - все нипочем, пришел домой, воду из сапог в унитаз вылил - и порядок».
«КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ» И ДРУГОЕ
В начале января я оказалась в Рыбинске, зашла в школу № 6. Спрашиваю детей, играют ли они во дворе, в школе? Отвечают: «Да, конечно, ещё как играем!» И одна девочка с гордостью сообщила, что на даче их любимая игра – «казаки-разбойники». Что ж, это радует. Я попросила их продемонстрировать, и они сделали это с удовольствием.
ФОТО
«У нас провинция, нет особых развлечений, поэтому мы постоянно занимаемся с детьми развивающими играми, - делится педагогическим опытом учитель начальных классов этой школы Наталья Владимировна БАРАНОВА. Да, игры – это вид субкультуры, и они имеют огромное значения не только для физического, но и для интеллектуального развития, для творчества, для фантазии. Я провожу ролевые игры и на уроке литературы. Например, от имени животного ребёнок должен был произнести речь. Это прекрасная ролевая игра, задуманная авторами учебника программы Занкова. К сожалению, от учебников Занкова мы вынуждены отказываться, так решили на уровне государства… Так вот, ролевая игра из Занкова: возьми наугад две карточки, и это будет встреча двух животных. Нужно придумать, что говорить от имени животного, рассказ соединить единым сюжетом. И они прекрасно справляются! Но некоторым тяжело. К сожалению, современные дети мало играют в ролевые игры, мало соприкасаются с детской субкультурой, поэтому им сложно вообразить себя кем-то, принять на себя роль животного…
Дворовые игры я использую в работе во время летнего лагеря. Причем, те же самые игры, в которые играли и мы. Например, ромбы. Это патриотическая игра. Все делимся на две команды, делаем бумажки - пропуска, на которых написаны числа – от 1 до числа, обозначающего количество игроков. В наше время команды делились на красноармейцев и фашистов, соответственно, в ромбах (бумажках) были крестики и звёздочки. Сейчас этого нет, сейчас мы пишем условно звёздочки и квадратики. И у каждого, повторяю, своё число. Команды разбегаются в разные стороны, и игра начинается. Надо взять в плен как можно больше соперников, все бегают друг за другом, но при "задержании" побеждает тот, у кого больше число – как бы более высокое воинское звание, он берёт в плен. Ну а если номинация одинаковая, то они снова разбегаются в разные стороны. Например, я подбегаю к любому, хватаю – у него, например, цифра 9, а у меня 10, я у него забираю, и у меня становится 19, а он попадает в плен. Не везёт тем, у кого 1 и 2, им нужно постоянно убегать, стараться, чтобы их не поймали. Побеждает та команды, которая всех поймает. Мы это проводим как военно-патриотическую игру, ребятам очень нравится. Развиваются физические данные, координация, умение общаться в группе.
Да, к сожалению, сейчас с родителями очень сложно. И каждый раз им приходится объяснять, что дети и так ведут малоподвижный образ жизни, что им необходимо развиваться физически. И каждый раз говорю: и мы падали, и мы ходили с синяками и ссадинами, только вот никому из наших родителей не приходило бы в голову писать жалобы в прокуратуру. А если на секунду представить, что написали бы, то всем ясен итог: в прокуратуре такого родителя подняли бы на смех! К счастью, таких родителей у нас в провинции не так много, в основном они всё понимают.
Во время летнего лагеря мы проводим много развивающих игр. Важны командные игры. Например, соревнования двух команд – кто быстрее соберёт информацию. Нужно быстро оббежать территорию с листком бумаги, записать, что есть, например, на другой стороне школы, как зовут воспитателей, сколько берёз на школьном дворе и т.д. Они быстро бегают и записывают, выигрывает команда, собравшая больше информации.
Играем мы и в классические прятки. Но вот более сложные игры им не нравятся. Например, они отказываются играть в 12 палочек - усложнённый вариант игры в прятки. В ней есть возможность «спасти» найденных игроков. Цель: найти спрятавшихся игроков и не дать им добежать до стартовой базы. Для начала игры нужна дощечка и 12 деревянных палочек длиной 20-30 см. Дощечку кладут на камешек, кирпич, брусок или толстую палку так, чтобы один конец её касался земли, а другой был приподнят, то есть, делают «катапульту». На нижний конец дощечки кладут 12 палочек. По жребию выбирается ведущий. Он ударяет ногой по свободному концу дощечки, и деревянные палочки разлетаются в разные стороны. Пока водящий собирает палочки, все остальные участники разбегаются и прячутся. После того как палочки собраны и уложены на дощечку, водящий начинает искать спрятавшихся. Любой спрятавшийся может незаметно подбежать к «катапульте» и ударить по ней ногой так, чтобы палочки снова разлетелись. Найденный участник выбывает из игры. Если все игроки обнаружены, и никто не сбил дощечку, то выбирается новый водящий — первый найденный игрок. Как видите, ничего особенного, однако современным детям эта игра кажется сложной, они не справляются.
Печально, но сейчас девочки почти не играют в классики. Если играют, то по очень простому варианту. Как мы помним из детства, играющие, прыгая на одной ноге, этой же ногой толкали «биту» или «почекулю» (от слова “чекать”, “почекать”, т.е., чекать ногой). Это были баночку из-под гуталина или шайбы заводского изготовления. Их “чекали” из квадрата в следующий квадрат, стараясь не попасть «почекулей» на черту и не наступить на черту ногой. А современным детям уже сложно проскакать. На одной ноге, например, с «почекулей» все десять классиков они уже не могут – у них слишком плохая координация. Что касается ролевых игр, то тоже очень сложно. Если дети интеллектуально развитые, то они играют с удовольствием. Но, сожалению, сейчас всё упрощается, игры становятся всё примитивнее и примитивнее. Сейчас дети, если не справляются, быстро выходят из игры, они не привыкли добиваться, бороться. А сейчас если у них не пошло, то они и не добиваются поставленной цели, прекращают игру.
Директор школы Светлана Анатольевна ШАРОВА добавляет:
«Детская субкультура предполагает разновозрастную компанию. Во дворе большие ребята должны играть вместе с маленькими, передавать им навыки своего общения, свои игры. Как у нас было? Мы старались угнаться за старшими братьями и сестрами, старались им соответствовать, а они нас учили, передавали свой опыт, свои знания, свои навыки. Это очень важный этап не только социализации, но и взросления. Родителям следует перестать жить в вечном страхе, нужно дать возможность ребёнку осваивать мир. Дети должны везде лазить, пытаться угнаться за старшими братьями и сестрами, познать и лужи, и канавы, и падения с горок и велосипедов. А родители должны искать лучшую защиту, чем неусыпный присмотр, чтобы уберечь наших детей от опасности даже тогда, когда мы занимаемся чем-то другим и не сидим рядом. Если ребенок охотно и с доверием слушает то, что говорят ему родители, педагоги, усваивает технику безопасности, тогда он в безопасности задолго до того, как начнет понимать реальную опасность окружающего мира».
УМЕЛ ДИТЯ РОДИТЬ – УМЕЙ И НАУЧИТЬ
Вот мудрейшая русская поговорка!
Однако гротескно увеличивающийся инфантилизм постсоветских поколений, как родителей, так и детей, становится всё более ощутимым. Вот какая история произошла после зимних каникул в Рыбинске. 8 января случилась коммунальная авария в школе №44, и в результате здание было обесточено. Поэтому на несколько дней детей временно переводили учиться в школу № 6. Был мороз – 20 градусов. Для старшего поколения это, конечно, не мороз, мы легко в такую погоду катались с горок и бегали на каток…. Да и сейчас это нормальная погода – занятия в школе не отменили же! И вот детей на два дня перевели в другую школу – по соседству, пешком минут пятнадцать.
Казалось, что особенного произошло? Но эти несколько дней город буквально лихорадило! В Интернете чего только не было от обезумевших родителей: и дети-то их мерзнут на остановках, и до школы-то далеко-предалеко, и дорогу-то дети не знают… В общем, департамент образования виноват во всём, и, вообще, передвижение по городу в течение 15-20 минут – смерть для ребёнка!
Как же дети страдали, будучи вынуждены добираться до соседней школы в течение аж целых двух дней! Кого везли на машинах разгневанные родители (пришлось отпрашиваться, или, кто не работает, рано вставать, какой ужас!), кто пешком, уткнувшись в телефон, кто на автобусе. Я лично прошла от школы № 44 до школы № 6 пешком в тот же самый 20-градусный мороз за 15 минут. Да, холодно было, но шарф и теплые перчатки вполне согревали…И путь я тоже не знала, однако дошла, даже в телефон не заглядывая. И тоже всё вспоминала своё детство. Ходили мы сами и в спортивные секции, и в разные кружки, и частенько ездили на другой конец города. Личных авто у родителей практически не было. Да и были бы – не повезли бы, поскольку все работали и по таким пустякам с работы не отпрашивались. И самое главное – не было у нас телефонов с навигаторами, не было интернета, мы жили по принципу «язык до Киева доведёт». Предвижу едкие вопросы: всё СССР вспоминаете, так ведь время другое было, дескать, безопасно! Ну, во-первых, мой сын рос в 1990-ых – начале 2000-ых, и с 10 лет сам ездил и в музыкальную школу, и в спортивные секции. А, во-вторых, маньяки и педофилы были всегда, и мы с ними тоже сталкивались. С ребёнком может случиться что угодно! Бережёного, конечно, Бог бережёт. Но это не значит, что нужно теперь жить немощной инфантильной жизнью.
Многие родители в эти «горячие!» для Рыбинска дни писали, что они, несчастные, вынуждены были отпрашиваться с работы, чтобы везти детей в новую для них школу! Но ведь дети эти несколько дней учились в новой для них школе с 13 часов, как говорится, белый день на дворе! Но нет, родители волновались до такой степени, что машины около школы стояли аж в четыре ряда! И всё это сопровождалось паникой ВКонтакте, в Telegram-канале, в комментариях в местных СМИ. «Ах, наши дети! Ах, мы не знаем, куда идти, куда ехать! Ах, мороз на дворе!»
А потом и вовсе «гром грянул». Одна мамаша ВКонтакте разразилась тирадой по поводу того, что её дочка по дороге в школу отморозила пальцы правой руки! И напрямую обвинила в этом местный департамент образования. Вот тут и началось… Мамаша даже выложила ВКонтакте справку об обморожении пальцев своей дочери. К чести комментаторов надо сказать, что большинство дали понять мамаше, что нечего на мороз и чиновников пенять, коли Бог ума не дал. Нужно было просто тепло одеть ребёнка, или – интернет и телефон в помощь! – проконтролировать, в чём девочка пошла в школу, одела ли варежки.
Один комментатор даже предположила, что девочка стояла на остановке и тыкала пальцем в телефон, потому и пальцы замерзли. Были комментарии и почище – курила…
Но не в этом дело. А в том, что как-то незаметно, наверное, в годы ювенальной юстиции, или, может быть, из-за страха по поводу маньяков, педофилии и прочей нечисти выросло инфантильное поколение. А теперь у этого поколения – ещё более инфантильные дети. Они даже в мячик поиграть как следует не могут! Один писк от них: «А он в меня мячиком попал!»
Попал, ну и что? А в нас не попадали разве? Да целыми днями попадали. И мячами, и шайбами, и на катке сбивали… Те развлечения, которые были нам доступны, наверное, не вызовут особой радости у современных детей. Не потому что дети плохие, а потому что они не умеют так развлекаться. Думаю, если бы девочка, отморозившая пальчики, каталась, как мы, с ледяных горок, то такой мороз ей был бы нипочём. Мы разве не мёрзли? Но каждый замёрзший ребёнок знал, что нужно потереть замерзшее место снегом, прикрыть варежкой, просто растереть. Вот тебе и техника безопасности!
А тут гневные родительские вопросы: «Кто ответит за замерзших детей, которые добирались до школы пешком ???»
«Только кто за все это ответит??? Ответит за замерзших детей на остановках в ожидании 12 автобуса при -20 ??? За детей, кто в такой дубак пошёл в школу пешком… КТО ???»
Да уж…
А напоследок я скажу… Словами великого Пушкина, с которым, надеюсь, даже современные мамочки спорить не посмеют. Все ведь знают его знаменитый отрывок про зиму из романа в стихах «Евгений Онегин».
«Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…»
Как видим, и во времена Пушкина такое тоже было, и морозы, и гуляющие дети. Только вот мама грозит именно сыну, понимая, что пальчик он заморозил, потому что не послушался и варежку, наверное, снял, чтобы первый снег потрогать…. Адекватные мамы были в XIX веке…
Наталья ИЛЬЮШЕНКОВА
журнал "Мой трамплин"