Где бы мы ни ощущали наличие глубины: в космосе, в природе, в других людях или в самих себе, — мы остаемся в пределах своей души.
Джеймс Холлис - Душевные омуты.
Трудность опытного познания явлений сознания, невозможность увидеть и измерить его, служили предпосылкой для мистификаций природы сознания.
Проблема сознания встала перед человечеством уже в глубокой древности прежде всего в загадках сновидения, пугающих людей состояний обморока, чувства ужаса перед неумолимой смертью. Вокруг сущности сознания и возможности его познания и поныне не смолкают споры. Одни исходят из признания познаваемости сознания и даже утверждают, что знание о фактах сознания — это самое достоверное из всех видов человеческого знания. Другие, напротив, категорически отрицают возможность познания сознания по примеру Дюбуа-Раймона, утверждавшего, что понять сознание — столь же тщетная попытка, как увидеть из окна самого себя идущим по улице.
Все теории сознания тяготеют к двум основным полюсам — к материалистическому и идеалистическому его пониманию.
В идеализме разум помещается где-то над бытием. Духовная жизнь рассматривается идеализмом как основная и всеохватывающая реальность, универсальный разум, а воспринимаемый человеком чувственный мир — как комплекс ощущений или проявление объективного духа. Идеалисты и богословы отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассматривая сознание или как искру божественного разума, или как нечто возникающее в тайниках человеческой души. Они отрицают независимость бытия материального мира и мистифицируют сознание. Идеалисты утверждают, что сознание не имеет никакого отношения к мозгу. Дух полностью освобождается от внешнего мира и своего собственного тела. Дух не рождается, не возникает, не становится: он пребывает, он сам живет своей собственной жизнью и в своем развитии порождает явления природы и руководит движением всемирной истории.
По представлениям идеалистического направления, которое возникло еще в глубокой древности и сохранилось до сего времени, в организме человека действует особая, сверхъестественная сила — душа, которая является носителем и причиной его мыслей, чувств, желаний. В первобытном обществе, это было необходимо, чтобы объяснить явления природы и жизни. Так природные явления и объекты воспринимались как живые и одушевленные силы, еще не было четкой дифференциации материального и духовного, «души» и тела. С возникновением так называемого анимизма каждая вещь начинает мыслиться как обладающая душой, в той или иной мере отделенной от вещи. Душа или дыхание, а также умственные и эмоциональные свойства локализуются, например, у гомеровского человека в каком-либо отдельном органе: в диафрагме — преимущественно умственная деятельность, в сердце — эмоции, в крови — душа? в печени — жизнь.
Материализм утверждает; разум не может быть Творцом мира, потому что сам он является продуктом высшей формы его организации. Материализм рассматривал сознание как познавательный образ, как отражение мира в мозгу человека, как атрибут, функцию особым образом организованной материи. Если идеализм говорит о пропасти между сознанием и миром, то материализм всегда искал общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального, рассматривая бытие как определяющее и первичное по отношению к сознанию. Понимание сознания в материалистической философии и психологии исходило, таким образом, из двух принципов: из признания сознания функцией мозга и из того, что оно есть отражение внешних воздействий.
В истории было множество попыток понять природу сознания, и следовательно существовало множество теорий. Сторонники каждой из теорий приводят аргументы в пользу той или иной из них, но ни одна из них не может претендовать на универсальность, охватывающую все стороны этого явления, но в каждой из этих теорий есть стороны, присущие сознанию.
- Дуализм. Теория о том, что существует две разновидности субстанций: сознание и физические объекты.
- Дуализм души и тела. Точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции.
- Логический бихевиоризм. Теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, то есть либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию (расположение) к такому поведению.
- Двухаспектная теория. Теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая, по сути, не является ни психической, ни физической.
- Феноменологическая теория. Теория о том, что основным свойством человеческого сознания является интенциональность.
- Эмерджентная теория. Теория о том, что сознание является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), но оно тем не менее несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами.
Нейробиологические теории сознания:
Австралийский философ и преподаватель, специализирующийся в области философии сознания Дэвид Чалмер, (родился 20 апреля 1966 года), говорит: "Существует две проблемы, первая из которых простая, и мы можем ее решить — это измерить некие относительности, некоторые индексы сознания, какого-то его содержания. И вторая, которая называется трудной проблемой сознания — это описание исследований измерения того "Я", того уникального опыта, который невозможно, на самом деле, ни передать, ни рассказать кому-то словами, и она практически нерешаемая".
Отечественные учёные нейрофизиолог И. Павлов и П. Анохин одними из первых выдвинули современные территории сознания. Павлов считал, что сознание связано с активностью, с неким центром, творческим участком коры, в котором есть оптимальное возбуждение в данный момент, и в котором генерируются условные рефлексы и происходит дифференциация этих условных эффектов, тогда как остальные участки коры заняты генерацией безусловных рефлексов, то есть они как раз отвечают за бессознательную часть нашего существования. Анохин в своей теории функциональных систем, говорил, что нейрональные группы объединяются в некие функциональные системы по принципу той функции, которую они должны выполнять. И в данном случае нейроны, которые связаны функцией сознания, Анохин считал последней прослойкой, которая отделяет наш материальный субстрат (мозг) от некого идеального субстрата, наших высших психических функций проявлений сознания.
Е. Соколов (23 сентября 1920 — 14 мая 2008) предложил концепцию распределенного сознания. Согласно этой концепции, сознание — это мозаика, составленная из отдельных специализированных нейронов сознания, которые функционируют в соответствии с векторной сферической моделью.
Джеральд Эдельман описывает сознание с точки зрения его теории нейродарвинизма. Он предполагал, что нейронные ансамбли существуют, функционируют с учетом требований окружающей среды, то есть они постоянно адаптируются, постоянно эволюционируют, в зависимости от требований и условий.
Возможно в данный момент времени, какой-то учёный произносит ЭВРИКА! И даёт 100% ответ на этот извечный вопрос - что же такое сознание.
Я отношу себя к материалистам и мне нравиться пантеистическая концепция :) Согласитесь, приятно думать, что вселенная это не холодное бездушное пространство, а тёплая, понимающая и дающая субстанция, как великий любящий родитель, стоит лишь попросить. Ведь всем нам так хочется иногда сбросить оковы ответственности и побыть чуть-чуть детьми...
Спасибо всем, кто делится своими мыслями.