Найти в Дзене

Психология развития и возрастная психология как отрасли психологической науки

Психология развития — это раздел психологии, который изучает, как формируется психика человека, какие механизмы и силы стоят за этим процессом. Она также исследует различные подходы к пониманию природы и функций психики, а также её генезиса.
Предметом психологии развития являются процессы микро- и макропсихического развития, включая возрастные этапы онтогенеза психики человека.
Психология развития человека, также известная как возрастная психология, фокусируется на изучении возрастной динамики развития психики. Она исследует, как меняются психические процессы и свойства личности в течение времени.
Предметом возрастной психологии являются закономерные изменения человека, связанные с возрастом, и факты и явления психической жизни, которые с ними связаны. Это включает в себя возрастные изменения психики и закономерности её развития в онтогенезе.
Психология развития — более широкая наука, чем психология развития человека. Она изучает развитие психики не только у людей, но и у других жи

Психология развития — это раздел психологии, который изучает, как формируется психика человека, какие механизмы и силы стоят за этим процессом. Она также исследует различные подходы к пониманию природы и функций психики, а также её генезиса.

Предметом психологии развития являются процессы микро- и макропсихического развития, включая возрастные этапы онтогенеза психики человека.

Психология развития человека, также известная как возрастная психология, фокусируется на изучении возрастной динамики развития психики. Она исследует, как меняются психические процессы и свойства личности в течение времени.

Предметом возрастной психологии являются закономерные изменения человека, связанные с возрастом, и факты и явления психической жизни, которые с ними связаны. Это включает в себя возрастные изменения психики и закономерности её развития в онтогенезе.

Психология развития — более широкая наука, чем психология развития человека. Она изучает развитие психики не только у людей, но и у других животных, таких как млекопитающие и рептилии. Кроме того, психология развития интересуется не только онтогенезом психики, но и её филогенезом.

Возрастная психология, в свою очередь, сосредоточена исключительно на онтогенезе психики человека. Можно сказать, что возрастная психология является частью более широкой области — психологии развития.

Соотношение психологии развития и возрастной психологии
Соотношение психологии развития и возрастной психологии

В теоретическом плане задачи психологии развития и возрастной психологии можно сформулировать следующим образом:

1. Описание развития — создание образа процесса развития психики и выявление особенностей психического развития на разных этапах жизни человека.
2. Объяснение развития — установление причинно-следственных связей между различными условиями и факторами, влияющими на процесс развития психики.
3. Прогноз развития — предсказание того, как будет протекать процесс развития психики при создании определённых условий.
4. Коррекция развития — управление процессом психического развития путём изменения условий развития.

Психология развития и возрастная психология используют те же четыре группы методов, которые были выделены и описаны Б. Г. Ананьевым. Однако применение этих методов имеет свою специфику в рамках данных дисциплин.

Классификация методов по Б.Г. Ананьеву
Классификация методов по Б.Г. Ананьеву

Категориальный аппарат психологии развития и возрастной психологии включает в себя ключевые понятия, которые помогают описать процессы развития человека на разных этапах его жизни.

Вот некоторые из этих понятий:
1. Возраст — это стадия развития индивида, которая характеризуется определёнными хронологическими и символическими признаками. Каждый возраст имеет свою структуру и динамику развития.
2. Социальная ситуация развития — это форма отношений, которые возникают между ребёнком и окружающей средой на каждом этапе его жизни.
3. Ведущий вид деятельности — это деятельность, которая определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.
4. Возрастные новообразования — это новый тип строения личности и её деятельности, а также психические и социальные изменения, которые впервые возникают на определённом этапе развития и определяют сознание ребёнка, его отношения к среде и весь ход его развития.

Все эти понятия взаимосвязаны между собой. В рамках каждого возрастного периода происходит процесс развития психики, который зависит от включения в определённый вид деятельности (ведущий вид деятельности) и пребывания в конкретных взаимоотношениях с окружающими людьми (социальная ситуация развития). В результате к концу возраста формируются новообразования — главные приобретения этого периода, то новое, что появилось впервые на данном этапе.

В каждом возрасте у человека есть основной вид деятельности, своя социальная ситуация развития и свои психологические особенности.

Критический период развития — это короткий промежуток времени, когда развитие происходит быстро и бурно, сопровождаясь резкими изменениями. Примерами таких периодов могут служить кризис трёх лет, подростковый кризис и кризис середины жизни.


Стабильный период развития — это длительный промежуток времени, когда развитие происходит спокойно и плавно, без значительных изменений.


Сензитивный период — это период, когда человек особенно чувствителен к определённым воздействиям окружающей среды. Например, существуют сензитивные периоды для развития речи, начала изучения иностранных языков, занятий спортом, музыкой и изобразительным искусством.

Родителям и педагогам важно знать об этих периодах, чтобы в нужное время создать для ребёнка подходящую среду для развития.

Основные признаки процесса развития (любого, в том числе и психического):

1. Развитие всегда происходит во времени. Оно движется из прошлого через настоящее в будущее.
2. Развитие — это процесс необратимых изменений, которые могут быть как количественными, так и качественными.
3. Развитие может происходить в разные периоды времени. Существуют два основных типа развития: филогенез (развитие в течение длительного исторического процесса) и онтогенез (индивидуальный процесс развития человека).
4. Лев Семёнович Выготский предложил классификацию типов развития на преформированный и непреформированный. Преформированный тип развития предполагает строго последовательные этапы (стадии, периоды), и результат развития заранее известен. Например, превращение гусеницы в бабочку или развитие человеческого эмбриона. Непреформированный тип развития отличается тем, что направление развития может меняться на любом этапе, а результат процесса становится непредсказуемым. Психическое развитие человека относится именно к этому типу.

Факторы психического развития — это внутренние или внешние условия, которые влияют на формирование психики человека. Их можно разделить на три группы:

1. Биологический фактор. К нему относятся наследственность и врождённые особенности. Например, тип нервной системы, который определяет темперамент человека, является врождённым. Также человек может унаследовать задатки, которые могут стать основой для развития способностей. Врождёнными могут быть и некоторые заболевания или особенности строения тела, которые также влияют на развитие психики.

2. Социальный фактор. Это всё, что окружает человека в обществе: семья, детский сад, школа, группа сверстников, средства массовой информации, город, регион, страна. Социальная среда играет важную роль в развитии психики человека. Если ребёнок с рождения не включён в общество, это может негативно сказаться на его развитии и даже на способности выжить. Среда влияет на развитие психики, предлагая для усвоения определённые нормы поведения, традиции, ценности, знания. Всё это находит отражение в культуре общества.

3. Собственная активность человека. Это самостоятельные усилия человека по развитию личностных качеств, свойств характера и навыков. Роль этого фактора в развитии психики увеличивается с возрастом. Чем старше человек, тем более осознанными и целенаправленными становятся его усилия по формированию определённых свойств и качеств. Благодаря собственной активности можно преодолеть ограничения, связанные с биологическим (например, наличие врождённого заболевания) или социальным (например, неблагополучная семья) факторами.

Движущими силами развития психики человека являются внутренние противоречия.

Например, когда ребёнок начинает говорить, у него появляется потребность выразить свои мысли и желания. Если родители в этот момент будут стараться угадать, чего хочет ребёнок, то противоречия не возникнет. Но если окружающие не понимают ребёнка, а его речь пока несовершенна, то появляется противоречие: ребёнок хочет объяснить другим, что ему нужно, но его не понимают. В такой ситуации возникает необходимость учиться говорить.

В любой ситуации развития можно выделить подобное противоречие (или несколько).

Онтогенез человеческой психики проходит через определённые стадии, которые следуют друг за другом в определённой последовательности. Этот процесс продолжается и в зрелом возрасте, но изменения на поздних этапах жизни менее заметны.

Психическое развитие представляет собой чередование критических и стабильных периодов. Жизнь человека начинается с критического периода — кризиса новорожденности. Затем следует стабильный период — младенчество. После этого наступает критический период (кризис одного года) и так далее. Такая особенность психического развития будет наблюдаться до конца жизни человека.

Чередование критических и стабильных периодов в онтогенезе
Чередование критических и стабильных периодов в онтогенезе

Закономерности психического развития были впервые предложены Л.С. Выготским.

1. Цикличность: развитие имеет сложную организацию во времени. Каждый возраст представляет собой цикл развития. Ценность каждого года или месяца жизни ребёнка определяется его местом в этих циклах. Например, отставание в интеллектуальном развитии на один год будет очень значительным, если ребёнку два года, и незначительным, если ему пятнадцать лет. Это связано с тем, что с возрастом темпы развития снижаются.

2. Неравномерность развития: разные психические функции развиваются неравномерно. На каждом возрастном этапе происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена.

3. «Метаморфозы» в детском развитии: развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Ребёнок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребёнка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребёнка: процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребёнок, научившийся говорить, перестаёт лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше.

Закон развития высших психических функций (ВПФ) сформулирован Л.С. Выготским. Он отмечал, что «всякая психическая функция появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми... затем внутри ребёнка».

В этой формулировке содержатся две важные мысли:
1. психические процессы у человека с самого начала социальны — и по своему происхождению, и по своему содержанию;
2. интериоризация — процесс перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние, психические.