О трагической смерти священника Танковида публиковалось немало статей на разных ресурсах средств массовой информации, в том числе и Русской Православной Церкви. В каких-то деталях они разнятся, но в основном всё сводится к одному и тому же — иерей был зверски замучен и убит «партизанами — бандитами», которых, согласно народной молве, наказала сама же Советская власть («командиры — главари» были преданы суду, а сам «отряд — банда» расформирован). В настоящее время служителями РПЦ собираются документы о жизнедеятельности и смерти о. Федора в синодальную комиссию по канонизации, одним из которых является газета «Новый Путь» от 14 октября 1942 г. №74 (125), в которой был напечатан, приведенный ниже, некролог.
НЕКРОЛОГ
4-го августа 1942 г. от злодейской руки убийц — сталинских бандитов, так называемых «партизан», трагически погиб бывший настоятель Витебской Свято — Покровской церкви, хорошо известный жителям города Витебска, священник о. Федор Танковид. Темные слухи о печальной судьбе о. Танковида доходили до Церковного Отдела уже давно, но, при отсутствии прочных связей с периферией, проверить их до сих пор не удавалось.
На днях мы получили точные сведения от близких к покойному лиц, и обрисовалась жуткая картина мученической смерти исповедника Христа. Однажды на квартиру к покойному явилась женщина с просьбой сейчас же ехать на прибывшей подводе к умирающему старику — крестьянину. Погост, где служил о. Танковид, расположен в глухой местности и окружен со всех сторон лесами, а в этих лесах в последнее время ютились «партизаны», периодически делавшие налеты на соседние деревни.
Семья Танковида протестовала против поездки, далекой и действительно опасной. Но о. Федор самостоятельно решил вопрос: помолившись Богу, простился с семьей и выехал на подводе вместе с женщиной, племянницей больного, и мальчиком-подростком, который исполнял обязанности возчика и был сыном старика.
Путешествие поначалу было спокойно, но в лесу скоро начались печали. Подводу остановили «партизаны». Первая партия бандитов по своему составу была русской, и остановка была непродолжительной. Вторая встреча с бандитами оказалась роковой.
Эта группа была смешанная: много было евреев. «Командир» был тоже еврей. Остановив подводу, он подскочил к священнику и потребовал документы. А когда узнал звание, — засмеялся. «На Бога не надеешься!» — насмешливо закричал он и ударил священника в ухо, затем в другое. Из носа пострадавшего хлынула кровь. Потом, по приказанию негодяя, священника стащили с телеги, сорвали с него нашейный крест, прикладом избили грудь и потащили в лес.
Подвода вернулась к умирающему без священника.
Долго поджидала семья священника своего, отца Федора, но напрасно. На другой день началась тревога, заявили полиции, немецкой власти. Поиски, наконец, увенчались успехом. Прохожие женщины указали свежую могилу при дороге.
Когда её разрыли, нашли тело раздетого и разутого священника.
При большом стечении окрестных жителей, тело погибшего перенесли домой, здесь омыли, и все с ужасом увидели, каким мукам со стороны злодеев подвергался покойный: вся голова была покрыта колотыми ранами и кровоподтеками, грудь — синяками, но руки крепко сжаты, а в них сохранены Святые Дары, которые не выпустил умерший.
Хоронили отца Федора при громадном стечении людей прибывшие по вызову немецкой власти из гор. Невеля два священника-монаха. К моменту погребения со всех сторон прихода сошелся народ: о. Федора хорошо знали кругом, так как здесь протекала его служба еще в дореволюционное время. Многие плакали.
В момент опускания гроба в могилу присутствовавшая при погребении германская воинская часть дали залп из ружей, а затем из двух пушек.
— «По врагу», — так охарактеризовали последнее действие наши друзья-избавители, благородные немцы.
Безвременно погибший о. Федор Танковид уроженец Витебщины, происходил из трудовой крестьянской семьи. Вследствие крайней бедности детство провел в Свято-Марковом монастыре, вблизи Витебска, где и получил свое начальное образование.
Служил послушником у настоятеля монастыря, ныне митрополита Белоруссии, а тогда архимандрита Пантелеймона, долго служил псаломщиком в разных местах Полоцкой епархии; наконец, православным епископом Павлином был рукоположен во священники и назначен в село Ловец, бывшего Невельского уезда. При советской власти был выслан на север, в Архангельскую губернию. Прихожане настолько привыкли и полюбили его, что даже в ссылку издалека присылали ему посильную продуктовую помощь.
С приходом немецкой власти в 1941 году о. Федор, к тому времени переехавший в родные места, явился в Витебск и, по предложению Церковного Отдела, занял должность настоятеля Свято-Покровской церкви. Его служба в Витебске протекала с начала августа (момента открытия церквей) до половины января, когда прибыли ходоки — уполномоченные, представители Ловецкого прихода, попросили об откомандировании о. Танковида из Витебска на прежнее место его службы, как человека для них близкого — родного.
Отец Танковид разделял взгляд уполномоченных, считая себя духовно связанным с Ловецким приходом, и просил направления в Ловец. Церковный Отдел вынужден был в конце концов согласиться и отпустил о. Федора в Ловецкий приход.
Мир праху твоему, бедный страдалец, верный слуга Христа, исповедник — мученик! Вечная память тебе в сердцах твоих духовных сынов и почитателей!
Зав. Церковным Отделом Пароменский
P.S.: С первых строк своего послесловия спешу предостеречь горячие головы непосвященных от метания молнии в адрес священнослужителей, оказавшихся волей судьбы на оккупированной врагом территории. В частности, данный некролог писал человек на 100% не имеющий к православной церкви какого — либо отношения. И вот почему: уверен, что многие из вас слышали изречение «Дьявол кроется в деталях»; именно из-за незнания общепринятых или общеизвестных мелочей, советским патриотам, в годы войны, удавалось разоблачать шпионов, диверсантов и т. д. Они вроде бы и говорят по-русски, пишут, понимают, шутят также как мы, но русскими не являются. К примеру, в этом тексте: «…сорвали с него нашейный крест…» (!?). Помилуйте, в православии нет нашейных или нагрудных крестов. Есть нательный крестик, который одевают на тело, а не на шею или грудь. А, если мы говорим про крест, который носят священнослужители, поверх своих одеяний, то он — наперсный. Это прописные истины, которые знает любой воцерковленный человек, и уж тем более тот, кто является служителем церкви.
Приведённый выше некролог есть ничто иное, как зёрна зла, брошенные в нашу землю фашистами, плевелы которых нам даже спустя 80 лет после Победы приходится уничтожать. И публикую я этот материал лишь для того, чтобы, попади он в руки людей не знающих сути, упредить от непоправимых действий или дурных мыслей.
Из книги "Страницы истории Невеля. Книга вторая":