Найти тему
Сати Мурадова

мифы✧

Оглавление

данной статьей я бы хотела начать цикл материалов, посвященным мифам. я не являюсь историком или искусствоведом, поэтому данные статьи подойдут скорее для "начального" ознакомления. какие-то темы я постараюсь осветить более глубоко в будущем.

введение

Почему именно мифы? Мифы помогают человеку воспринимать мир целостно и устранять внутреннее противоречие между желаемым и действительным. С древних времен человек обращался к мифу, чтобы объяснить все непонятное и пугающее.

"Миф есть живое, одушевленное и в конце концов антропоморфное понимание бытия" - А.Ф.Лосев

Мифы – это не просто сказки древности, они являются ключом к пониманию глубинных слоев человеческой культуры и истории. Отражая стремления, страхи и верования различных цивилизаций, мифы играли центральную роль в формировании идентичности народов. На протяжении веков они эволюционировали, переплетаясь с историческими событиями и культурными переменами, оставаясь при этом вечно актуальными и значимыми.

первые мифологические образы

Древнейшие мифологические образы отражали реальность, в которой жили наши предки. Из-за того, что эта первобытная реальность имела много сходств для разных племен и народов, древнейшие мифы также были похожи между собой.

К древнейшим мифологическим образам можно отнести:

  • Зооморфные первопредки. Практически у всех древних народов предки изображались зооморфно. Древние люди считали, что они произошли от животных.
  • Образы духов-хранителей, покровителей. Эти образы олицетворяют надежду на помощь свыше. Первобытный человек чаще всего не сталкивался с философскими вопросами о мироздании, на которые должен был помочь ответить миф. Проблемы чаще всего были связаны с поиском пищи, ночлега. Духи-хранители и покровители оказывали помощь во время охоты, оберегали детей, помогали найти пищу.
  • Образы злобных существ служили олицетворением враждебных сил природы, голода, тяжелых условий жизни и природных катаклизмов.
  • Образы природных стихий, которые наделялись характером, разумом.

Первые мифологические образы отражали злободневные проблемы первобытных людей. В первых мифах (чаще всего) не было сложных иерархий и сложного устройства мира. Важно понимать, что мифы каждого народа со временем эволюционировали и перестраивались, на старые мифы наслаивались новые истории, которые помогали бороться с новыми проблемами, отвечать на новые вопросы человечества.

древнейшие мифы

Древнейшими мифами считаются зооморфные мифы. Главными героями в них выступали животные. Почему именно животные? Первобытный человек считал животных старше и мудрее, поэтому отводил им важное место в мифологии, а также верил в родство с ними.

Чтобы все-таки как-то отделить себя от животных, первобытный человек наделял их особенными качествами, удивительными талантами. Звери и птицы были не просто частью мироздания, они принимали участие в его создании. У многих народов были предания о том, что изначально мир (планета) был покрыт водой, а земли не было. Именно животные "создали" землю. Например, в мифах у ненцев (самодийский народ в России, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра) для создания земли было необходимо достать почву со дна океана, этим занимались гагара и горностай, а в ногайских (тюркский народ на Северном Кавказе, а также на юге Нижнего Поволжья) мифах - утка. В мифах североамериканских индейцев землю создали черепаха и жаба.

Звери и птицы в мифах создают различные вещи, предсказывают будущее и даже становятся первопредками людей. Первопредками назначали разных животных, выделяя их особенности (у лисы - хитрость, у медведя - сила и т.д.). Особое почитание древних людей к животным отразилось в тотемизме.

✦Тотемизм✦

Тотемизм представляет собой систему верований, в которой люди считают, что у них есть родство или мистическая связь с духом-существом, например, с животным или растением.

Это существо, или тотем, считается взаимодействующим с определённой группой людей или отдельным человеком и служит их эмблемой или символом. Существуют как групповой, так и индивидуальный тотемизм. В различных культурах тотем может рассматриваться как спутник, родственник, защитник, предок или помощник, ему приписываются сверхъестественные силы и способности. К нему относятся с уважением, почитанием, благоговением и страхом.

Тотемная маска в виде рыбы Музей Питт Риверс, Оксфорд, Англия
Тотемная маска в виде рыбы Музей Питт Риверс, Оксфорд, Англия

Важную роль в тотемизме сыграла другая важная форма первобытных мифов - анимизм.

✦Анимизм✦

Анимизм - вера в то, что все в мире наделено душой и разумом.

Анимизм уходит корнями в глубь истории человеческой цивилизации. Считается, что он является одной из самых древних систем верований, насчитывающей десятки тысяч лет. Термин "анимизм" был введен в конце 19 века антропологом сэром Эдуардом Тайлором, производным от латинского слова "anima", означающего душу или жизненную силу. Однако концепция анимизма предшествует этой терминологии, так как коренные культуры по всему миру практиковали и принимали анимистические убеждения с незапамятных времен.

Основное убеждение анимизма заключается в том, что все сущности, как живые, так и неживые, обладают духовной сущностью или душой. Эта духовная сущность рассматривается как взаимосвязанная с более широкой сетью жизни, формируя сложную сеть отношений и взаимодействий. Анимистические культуры видят природный мир как живое существо, наполненное сознательными существами, которые заслуживают уважения и почитания. Этот мировоззрение резко контрастирует с доминирующей западной перспективой, часто воспринимают природу как ресурс для эксплуатации.

Наскальный рисунок австралийских аборигенов, изображающий «радужного змея»
Наскальный рисунок австралийских аборигенов, изображающий «радужного змея»

В качестве примера рассмотрим Радужного Змея.

Радужный Змей или Радужная Змея является распространенной божественной фигурой, часто воспринимаемой как творец-бог, известный под разными именами в различных австралийских аборигенных языках многочисленных различных аборигенных народов. Этот образ является общим мотивом в искусстве и религии многих народов аборигенов Австралии. Радужный Змей создает землю и разнообразие для аборигенов, но при возмущении может принести большой хаос​.

Когда радуга видна на небе, говорят, что это Радужный Змей перемещается из одной водяной ямы в другую, и это божественное представление объясняет, почему некоторые водяные ямы никогда не высыхают во время засухи.

Радужный Змей представляется как существо огромных размеров, обитающее в глубоких постоянных водяных ямах и контролирующее жизненно важный ресурс — воду. В некоторых культурах Радужный Змей считается окончательным творцом всего во Вселенной. В некоторых культурах Радужный Змей мужского пола, в других - женского, в других - пол неопределенный, или Радужный Змей гермафродит или бигендер, таким образом являясь андрогинной сущностью. Радужный Змей иногда ассоциируется с человеческой кровью, особенно с кровообращением и менструальным циклом, и считается целителем.

☽☾

Анимизм стал основой современных религий, а его следы все еще сохранились в современном языке. Например, мы говорим: "время не ждет", "дождь идет", "солнце встает". Помимо этого, такие выражения, известные как персонификация или олицетворение, являются языковым средством, которое придает человеческие качества или характеристики предметам или абстрактным понятиям. Это свидетельствует о том, что древние анимистические убеждения и восприятия мира по-прежнему влияют на наше мышление и способ выражения мыслей.

✦Фетишизм✦

Фетишизм - вера в сверхъестественную силу реальных объектов.

Даже самый обычный предмет мог стать фетишем, если человек решал, что предмет обладает какими-то необычными свойствами и может оказать помощь. На роль фетиша подходило все: камень необычной формы, клык зверя, перо птицы и т.д.. Также фетиш мог создаваться самостоятельно по принципу магии "подобное порождает подобное", Например, если вплести в амулет перо орла, охотник получит острое зрение.

Синто в Японии

Синто, традиционная религия Японии, характеризуется глубоким уважением к природе и предкам, а также верой в существование множества ками (божественных сущностей или духов). В контексте фетишизма в Синто, определенные объекты, известные как "шинтаи", считаются обиталищами ками. Эти объекты могут включать естественные элементы, такие как камни или деревья, а также созданные человеком предметы, такие как мечи или зеркала. Фетишизм в Синто относится к поклонению и почитанию этих объектов как священных символов, которые представляют или содержат божественную энергию. Например, знаменитый меч Кусанаги-но-Цуруги, один из трех Императорских Регалий Японии, считается не только символом императорской власти, но и физическим воплощением божественного духа.

Като Генчи утверждал, что Десять Священных Сокровищ Японии являются фетишами, и что Императорские регалии Японии сохранили те же черты. Он также указывал на сходства этих объектов с Пусака, священными предметами коренных народов Восточных Индий, и Чуринга, традиционными предметами центральных австралийцев.

Десять Священных Сокровищ Японии, известные как Tokusanokandakara (十種神宝) или Jusshushinpo, представляют собой десять видов священных сокровищ, переданных Нигихаяхи-но-Микото, предком клана Мононобе. Согласно "Тэнсонхонги" в "Сэндай Кудзихонги" (Древняя японская история), эти сокровища были даны Аматсукамимиоя (небесным предком) Нигихаяхи-но-Микото и описываются как "amatsushirushi mizutakara tokusa" (десять видов небесных-эмблемных священных сокровищ).

Десять Священных Сокровищ Японии
Десять Священных Сокровищ Японии

Десять Священных Сокровищ Японии включают в себя следующие предметы:

  • Окитсукагами (Зеркало Глубин): символизирует глубокое понимание и мудрость.
  • Хэцукагами (Зеркало Берега): представляет знание и прозрение, связанное с поверхностным миром.
  • Яцука-но-Цуруги (Меч Длиной Восемь Рук): символ мощи и силы.
  • Икутама (Драгоценный Камень Жизни): олицетворяет жизненную энергию и возрождение.
  • Макару Каэси-но-Тама (Драгоценный Камень Воскрешения): связан с идеей возрождения и обновления.
  • Тарутама (Драгоценный Камень Изобилия): представляет богатство и плодородие.
  • Чикаэси-но-Тама (Драгоценный Камень Возвращения на верный путь): символизирует изменение направления или новые начинания.
  • Ороти-но-Хире (Шарф, Отпугивающий Змей): связан с мифом о Окунинуси и представляет защиту от зла.
  • Хати-но-Хире (Шарф, Отпугивающий Пчел): также связан с мифом о Окунинуси и символизирует защиту.
  • Кусагуса-но-Моно-но-Хире (Шарф, Отводящий Различные Вещи): представляет универсальную защиту от множества угроз.

Существует теория, сравнивающая эти десять с Тремя Священными Сокровищами Императорской семьи, так что зеркала представляют Ята-но-Кагами (зеркало), меч и хире (шарфы, которые женщины надевают сверху и свешивают концы шарфа с плеч на равной длине спереди) представляют Кусанаги-но-Цуруги (меч), а магадама (бусина в виде запятой) представляют Ясакани-но-Магатама.

Yata no Kagami (八咫鏡)

Ята-но-Кагами  — одно из Трех Священных Сокровищ Японии, являющееся символом японского императорства и играющее ключевую роль в религии Синто.

Историческое и мифологическое значение

  • Мифологические корни: Согласно синтоистской мифологии, Ята-но-Кагами было использовано богиней солнца Аматэрасу. Когда она скрылась в пещере, окутав мир тьмой, другие боги повесили зеркало перед пещерой. Заинтригованная своим отражением, Аматэрасу вышла из пещеры, возвращая свет миру.
  • Связь с императорской властью: Ята-но-Кагами символизирует мудрость и истину и считается одним из символов легитимности японского императора как потомка Аматэрасу.
Аматэрасу выходит из Небесной Скальной Пещеры, возвращая солнечный свет в мир (Триптих Кунисады)
Аматэрасу выходит из Небесной Скальной Пещеры, возвращая солнечный свет в мир (Триптих Кунисады)

Культурное и религиозное значение

  • В Синто зеркала часто используются в ритуалах и храмах как символы духовного отражения и очищения.
  • Ята-но-Кагами как объект культа отражает глубокое уважение к предкам и природе, характерное для синтоистской традиции.

Kusanagi no Tsurugi (草薙の剣)

Мифологическое происхождение

  • По легенде, меч был обнаружен в теле, а точнее в четвертом хвосте, восьмихвостого и восьмиголового змея Ямата-но-Ороти. После победы над змеем, Сусано подарил меч Аматэрасу в знак примирения.
Произведение искусства изображает Сусано-но-Микото, убивающего восьмиглавую змею Ямата-но-Ороти в верховьях реки у Хирокава в провинции Идзумо. Опубликовано Идзавой Гэндзиро, 1887 год. Чрезвычайно редкий триптих. Отличное качество изображения и цвета. Подпись Тайсо Ёситоси га.
Произведение искусства изображает Сусано-но-Микото, убивающего восьмиглавую змею Ямата-но-Ороти в верховьях реки у Хирокава в провинции Идзумо. Опубликовано Идзавой Гэндзиро, 1887 год. Чрезвычайно редкий триптих. Отличное качество изображения и цвета. Подпись Тайсо Ёситоси га.
  • Символ мужества и силы: Кусанаги-но-Цуруги символизирует мужество и силу, и связан с воинственной природой императорской власти.

Меч часто упоминается в японской литературе и искусстве, оставаясь значимым символом японской культурной идентичности.

Yasakani no Magatama (八尺瓊勾玉)

Историческое и мифологическое значение

  • Связь с богиней солнца Аматэрасу: Считается, что Ясакани-но-Магатама был одним из трех драгоценных даров, которые богиня солнца Аматэрасу передала своим потомкам, легендарным предкам японского императорского рода.
  • Символ благословения: Магатама символизирует доброту, благословение и благополучие, и считается оберегом, приносящим удачу и защиту.
  • Магатама в японской культуре: форма магатама, напоминающая запятую или маленькую изогнутую бусину, часто встречается в традиционных японских украшениях и символизме.
Художественное изображение Аматэрасу, выходящей из пещеры, держащей ожерелье магатама в левой руке и меч в правой.
Художественное изображение Аматэрасу, выходящей из пещеры, держащей ожерелье магатама в левой руке и меч в правой.

Особую важность императорских регалий подчеркивает тот факт, что все они скрыты от людских глаз. На данный момент нет реальных фотографий, только интерпретации того, как эти три сокровища императорской семьи могут выглядеть.

заключение

Эта статья служит вводным обзором, затрагивая основные формы мифов и их важность в различных культурах. В дальнейших статьях этого цикла я хотела бы раскрыть разнообразие мифологий различных стран, изучить их уникальные особенности и исследовать, как древние повествования продолжают влиять на современную культуру, искусство и общественные убеждения.