Сравнительно недалеко от нас в Подмосковье есть удивительный лес. Рукотворный. Не верите? В нынешнем Можайском районе вокруг Поречья в XIX веке этот лес посадил лесничий графа Алексея Сергеевича Уварова немец Карл Францевич Тюрмер. О чудесах в методах его лесопосадки пишут статьи и серьёзные работы до сих пор. Сегодня деревья, родившиеся пару столетий назад, выросли, возмужали и бережно хранят свои молчаливые тайны.
Однако о прошлом места, где сейчас в небо устремляются пышные кроны, до XIX века широкая публика практически не ведает.
Карл Тюрмер родился 2 сентября 1824 года в местечке Кунцендорф в Верхней Силезии в семье старшего пастуха. Никто не мог и предположить, что спустя много лет имя мальчика из крестьянской семьи будут помнить, а дела его чтить - но не в Германии, а в ставшей его второй родиной России.
Закончив сельскую школу в 1835 году, следующие восемнадцать лет он работает в лесном хозяйстве, в питомниках и на лесозаготовках. Проделав долгий путь - обучение лесному делу, служба в егерском полку, работа лесничим у частного владельца - к 30 годам Карл Францевич всё ещё был бедным человеком. Он хотел накопить на инструменты, которые позволили бы ему занять пост лесничего в Пруссии. А тут внезапное предложение переехать в Россию на должность начальника охоты в неизвестное имение Поречье под Можайском. Работа в России у графа с окладом 500 рублей в год была хорошим подспорьем в достижении его цели. Однако охотой Тюрмеру заняться было не суждено: увидев запустение лесов в Поречье, он сразу предложил Уварову план ведения лесного хозяйства по интенсивной технологии:
«При охотах в его и соседних лесах я имел возможность познакомиться с теми жалкими положениями, в которых находились леса, и был немало удивлен встречать такую бесхозяйственность, которая везде царила. При всяком удобном случае я высказывал свои мнения и возмущения без всякого стеснения». [Автобиография К.Ф. Тюрмера, перевод с немецкого его сына, Алексея. Из архива Российского музея леса]
И граф Алексей Уваров доверился молодому немцу.
Кстати приглашать на работу иностранцев, чтобы они ухаживали за посадками в усадьбах или следили за состоянием лесов вокруг них, было тогда вполне рутинной практикой.
Но лес в России никогда не рассматривался как важный экономический ресурс, а именно это предложил графу Тюрмер, если он станет заниматься лесовосстановительной деятельностью в его поместье.
Карл Францевич Тюрмер приехал в Поречье в 1853 году на три года, чтобы заработать необходимое количество денег для покупки инвентаря, и остался здесь на полвека. Из запущенных, малоценных порецких лесов он сотворил прекрасные высокопродуктивные насаждения, являющиеся ныне памятником природы и классическим образцом ведения лесного хозяйства прошлого века.
Порецкая лесная дача, возглавляемая Тюрмером, пользовалась "среди лесохозяев и лесничих громкою и справедливою известностью, благодаря тому, что представляет собою единственный в Московской губернии и весьма редкий в России вообще пример рационального лесного хозяйства", — сообщал журнал «Сельское хозяйство и лесоводство» в 1882 году.
Тюрмер экспериментировал с различными типами смешения лесных культур: лиственница с сосной, лиственница с елью, сосна с елью. Карл Францевич проводил серьёзные научные исследования, публиковал результаты своей научной и производственной деятельности в специальных журналах. Он был активным членом Московского отделения Лесного общества, членом Императорского Вольного Экономического общества. За большие заслуги в деле искусственного лесовозращения К. Ф. Тюрмер был награжден Большой золотой медалью в память лесовода Майера и орденом Святого Станислава 3 степени. Высоко ценил деятельность лесничего А. С. Уваров. Тюрмер писал:
"Едва ли или, лучше сказать никогда больше деятельность лесничего не будет оценена гак, как мне незабвенный мой Господин, покойный Граф Уваров, уезжая в последний раз из Поречья, выразил свою признательность следующими словами: "Прощайте, дорогой Тюрмер! Вы столько пользы принесли нашему имению, за что мы не в состоянии достаточно отблагодарить Вас!" Вот это были слова сердечные, которые я услышал с радостным чувством".
К сожалению, Карл Францевич не ужился с наследников графа Алексея Сергеевича - его сыном Фёдором Уваровым. Порецкому лесу пришла "крайняя нужда", и 67-летний Тюрмер в 1892 году вынужден был "оставить службу в лесу, к которому привязан всем сердцем; но … чувство чести для него дороже чувства любви к лесу…".
Для Тюрмера отъезд из Поречья — трагедия. Утешает лишь то, что на новом месте работы — в имении В. С. Храповицкого во Владимирской губернии — прекрасные сосновые леса, напоминающие ему о лесах Пруссии и юных годах.
Ему всё пришлось начинать вновь. Огромные успехи К. Ф. Тюрмера в ведении хозяйства в Муромцевской лесной даче породили зависть у корыстных сослуживцев, нездоровая атмосфера делала пребывание его на занимаемой должности невыносимым. Граф А. С. Уваров был редким человеком, а Храповицкий — заурядный помещик, и Тюрмер вновь на грани ухода. Но Храповицкий предпочел создать приемлемые условия для талантливого лесовода. Еще четыре года прослужил Тюрмер муромским лесам. Но подобные неприятности не способствовали долголетию. В сентябре 1900 года Тюрмер ездил с Храповицким осматривать молодые посадки. Попал под сильный дождь, изрядно промок, заболел и вскоре умер.
Удивительно, но в ситуацию вмешалась Прасковья Сергеевна Уварова, предложившая семье бывшего своего лесничего и достойное содержание, и достойное захоронение Карла Францевича. По желанию Прасковьи Сергеевны Уваровой и благодаря её многочисленным хлопотам его тело было погребено в Поречье у церкви Рождества Богородицы. Над могилой был воздвигнут надгробный памятник из темного мрамора со словами: "Ты памятник себе воздвиг в лесах великий".
Жаль только после революции могила бывшего графского лесника была уничтожена. Памятник снесли, выбросили в овраг. Его смогли восстановить, когда стали восстанавливать память о К.Ф. Тюрмере.
Тюрмеровские культуры на площади 282 га расположены вдоль дороги Владимир-Муром в Андреевском леспромхозе и также объявлены заказником и памятником природы.
На территории уникальнейшего парка В Поречье произрастает более 1000 редчайших деревьев и растений. Здесь К. Ф. Тюрмер создал один из первых рукотворных лесов в России, существующих и сегодня. На площади 3000 гектаров были посажены туи, сосны, европейские и канадские ели, лиственницы: более 90 видов местных и экзотических деревьев и кустарников. Около здания Пореченского лесничества был установлен памятник К. Ф. Тюрмеру - глыба из чёрного мрамора
28 августа 2017 года заместителем Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководителем Федерального агентства лесного хозяйства Иваном Валентиком подписан приказ о переименовании Порецкого участкового лесничества Бородинского лесничества Московской области в Порецкое участкового лесничества имени К.Ф. Тюрмера.
Однако про Карла Тюрмера больше помнят во Владимирской области, чем в Подмосковье.
На карте Владимирской области имя знаменитого лесовода осталось в названии поселка Тюрмеровка, что располагается под Судогдой.
А в октябре 1999 года на въезде в поселок Тюрмеровка, близ насаждений, заложенных замечательным лесничим, была установлена памятная стела с барельефом, выполненным скульптором членом Союза архитекторов СССР и России А. Бурковым. На скромном обелиске написано: "Творение рук твоих -лесной алмаз. Карлу Францевичу Тюрмеру от лесоводов Андреевского лесхоза".
В Порецком же лесничестве к 2021 году осталось всего шесть тюрмеровских участков. Даже на космических снимках они выделяются ровными линиями посадок. Самый старый из них - урочище Пустошь, где до Тюрмера были заброшенные сельскохозяйственные земли.
Кстати! О технологии поквартальной посадки леса, которую когда-то разработал Карл Тюрмер современные лесоводы вспомнили в середине 1990-х годов. Тогда была внезапная вспышка заражения хвойных лесов короедом-типографом. Уничтожались большие площади ели. Остановить первую волну смогли вырубками леса. После санитарных рубок начала 2000-х сотрудники Рослесозащиты предложили попробовать поквартальную тюрмеровскую технологию, поэтому в течение нескольких лет кварталы постепенно освобождались, и по раскорчеванным площадям сажали культуры. Сегодня вполне можно констатировать, что технология работает! А леса благополучно - потихоньку - восстанавливаются.
Он был влюблён в русский лес. Его имя навсегда останется в истории XIX века. А его технологиями продолжают пользоваться в веке XXI.
Лайки помогают развитию канала!
В статье использовался материал с сайтов: