- «Казарменный социализм» Троцкого имел также характер перевоспитания масс в новом, глобальном масштабе. Подобно тому, как Платон предлагал на время брачного периода помещать вместе мужчин и женщин, а потом забирать новорожденных детей у матерей, чтобы родители не знали, кто их отпрыски – и тогда наступало подлинное равенство, Троцкий стремился полностью изжить в советском человеке чувство собственности и жажду наживы.
- Интересно, где бы он брал для себя для такого, помощников?
- В этом как раз не сомневайтесь, проблемы не было. Его мировоззрения поддерживали многие архитекторы революции в то время. Его ультралевые принципы реализовывались в предлагаемой экономической политике «первоначального социалистического накопления». Согласно выдвигаемой доктрине, каждый рабочий должен осуществлять жёсткое самоограничение, отказываясь от «излишнего» вознаграждения в пользу развития социалистического хозяйства. Все ресурсы должны быть направлены на инвестиции в светлое будущее. Экономить должна вся страна и каждый отдельный работник.
- Сомневаюсь, что ему б удалось реализовать в России такую программу.
- И тем не менее сейчас мы отчетливо узнаем в идеях Троцкого политику чучхе, проводимую северокорейскими партийными лидерами в течение последних десятилетий. Железная дисциплина на производстве и в армии, единомыслие и коммунистическое мировоззрение масс – все это выводы троцкистского экономического учения.
- Но Корея страна маленькая. Там это легче сделать.
- Как сказать. Хорошо зная правящую элиту коммунистической партии и способы принятия решений, Троцкий дал точный анализ процессам бюрократизации большевистского движения, возвеличиванию отдельных вождей. По-видимому, Троцкий первым ввёл в обращение термин «сталинизм» и «сталинщина» в его отрицательной коннотации (т.е. негативно окрашенном смысле). Он со свойственной ему эмоциональностью публично обличил Сталина, указав на то, что «сталинизм вырос путём разрыва с ленинизмом». При этом Троцкий убедительно это доказал с помощью исследования экономической политики Сталина 1925-1935 годов.
- Сталин конечно не белый и пушистый, - усмехнулся ведущий, - но я боюсь даже предположить, что было б с Россией, победи тогда Троцкий.
- Хороший вопрос. Троцкий затаив обиду, что власть досталась не ему, всячески вставлял Сталину палки в колёса, если сказать так образно. Обличения «сталинского бонапартизма» не прошли для Троцкого даром. В 1929 году Троцкий был выслан из СССР. Но и после эмиграции Троцкий продолжал усиленно работать над своей теорией социалистического государства. Его идеи «перманентной революции» активно не нравились многим государственным деятелям из разных стран, которые считали их экстремистскими и террористическими. В то же время в своих публикациях Троцкий продолжал обличать Сталина и его режим, публикуя при этом компрометирующие советского вождя документы.
- Не успокоился, - хмыкнул ведущий.
- Увы. В итоге в 1940 году по приказу Сталина Троцкий был убит. Но его политическое и экономическое наследие не осталось забытым. Многие идеи Троцкого были взяты на вооружение отдельными политическими лидерами и законспирированными группами, которые и в настоящее время придерживаются теоретических подходов, разработанных Л.Д.Троцким.
- Коммунизм Троцкого как мы видим хорошо подходит для небольших диктаторских режимов. Типа один руководитель, одна власть.
- Заметьте кстати, руководитель в этом случаем пожизненный с правом передачи наследства.
- Марксистский царизм в действии, - засмеялся ведущий.
Впереди показалось селение, и Саид сбавил скорость. Машина уже поравнялась с первыми домами, когда на другом конце села грохнуло и в небе всплыло чёрное облако.
- Это что за война? – подался вперёд Саид, толкая задремавшего Виктора.
- Что там? – сел тот прямо, крутя головой.
Из домов выскакивали жители и с вёдрами бежали к поднимающемуся к небу столбом чёрному дыму. Где – то взвыла сирена. Саиду пришлось ещё сбросить скорость, так как дорога вмиг оказалась запруженной бегущими селянами. Потом он был вынужден остановиться совсем.
Выскочив из машины, парни побежали к пожару. Горел стоящий в глубине двора сарай. Вернее, разгорался. Пока ещё робкие языки огня выбивались из маленького оконца и его дверей, облизывая сухие брёвна сарая. Из – под крыши валил густой дым. Прибежавшие первыми жители уже носили от колодца воду, пытаясь притушить пламя.
- Чёрт, - покрутил головой остановившийся Виктор, - погода сухая, пол деревни сгорит.
- Надо крышу обрушить, - предложил Саид, - давай стены мечами подрежем.
- Всё, сгорел Сёмка, - обхватил голову, остановившийся возле парней пацан лет двенадцати.
- Какой Сёмка? – повернулся к нему Виктор.
- Сёмка, дружок мой, - пацан поднял голову. – Он в сарае взрывчатку мастерил. Вот и взорвалась.
- Твою взрывчатку, - парни переглянулись и кинулись к сараю.
Обежав строение с глухой стороны, вскинули мечи.
- Я пойду, ты страхуй, - поднял левую руку Виктор и провёл по брёвнам мечом. Образовавшийся полукруг он толкнул ногой вперёд. Тот рухнул в метнувшееся навстречу пламя. Закрутив меч веером, Виктор шагнул в проём. И пламя отступило. Глядя под ноги, Виктор стал искать пацана. И нашёл того у задней стены лежащего без сознания. Подхватив пацана на плечо, Виктор двинулся обратно. Выскочив из сарая, отнёс в сторону и положил на землю.
- Давай на раз два, - Виктор вернулся к сараю и встав на правом углу, посмотрел на Саида, стоящего на левом. Парни взмахнули мечами, подрезая углы сарая. Потом толкнули стены и сарай сложился, как будто был из карт. Упавшая крыша придавила пламя. Остатки залили не растерявшиеся сельчане. Виктор вернулся к пацану и подняв его понёс в хату. К нему тут же подбежал назвавшийся другом пацан.
- Ой, дяденька, как вы его вытащили? Я думал хана уже Сёмке.
- Дверь открой, говорун, - Виктор поднялся на крыльцо. Взбежавший первым пацан открыл дверь. Положив Сёмку на диван, Виктор огляделся.
- Родители или кто ещё у него есть?
- Да он вдвоём с сестрой живёт, - дружок присел перед Сёмкой. – Машка в город уехала на работу. Она на выходные только приезжает.
- Поэтому твой сапёр и сараи взрывает? – усмехнулся Виктор, наклоняясь над пацаном.
- Думаете, он специально? А вот и нет. Мы хотели перемычку взорвать на озере.
- Это ещё зачем? – спрашивая, Виктор снял с пацана обгоревшую одежду и обтёр мокрой тряпкой лицо. Дружок, крутился рядом, подавая то воду, то полотенце.
- Мы хотели воду спустить. Там, - дружок махнул рукой на окно, - на дне нашего озера Наполеоновский клад спрятан.
- С чего вы взяли? Наполеон что тут был?
- Наш учитель истории предположил, что он мог тут спрятать награбленные в Москве сокровища.
- А учитель знает, что вы затеяли с Сёмкой?
- Не, не знает, - дружок потупился.
- Кстати, тебя как зовут, кладоискатель? – Виктор посмотрел сердито на пацана.
- Васёк, а что? – напрягся тот.
- Вот что Васёк, в селе медпункт или фельдшер есть?
- Медпункт закрыли у нас в прошлом году. А фельдшерица есть. Она осталась тут. Позвать?
- Зови и скажи, что Сёмка дымом отравился. Она догадается что делать.
Васёк убежал, а Виктор вышел на крыльцо. Огонь уже потушили. Селяне расходились, ругая беспутных пацанов. Саид один бродил вокруг развалин сарая, заглядывая под обломки и выискивая дымящиеся головешки. Увидев Виктора, подошёл.
- Пацан живой?
- Дымом отравился, без памяти, - дёрнул Виктор щекой. – Я за фельдшером послал пацана.
- Тогда я пойду, подгоню машину, - кивнул Саид. – Придётся задержаться.
- Придётся, - Виктор уставился на входящего в калитку крупного мужика.
- Где Сёмка стервец? – остановившись у крыльца, заорал он, - сто процентов это его работа!
- Отравился дымом, без сознания лежит, - нахмурился Виктор, - а вы кто?
- Я сосед, - мужик махнул рукой на соседский дом. – Он же гадёныш пол села б спалил.
- Ну не спалил же, - дёрнул плечом Виктор. – Все целы.
- Слава Богу народ успел, - мужик, сбавив тон, оглядел парня. – А вы кто?
- Мимо ехали, - Виктор оглядел разгромленный двор.
- Посторонний значить? – мужик почесал затылок. – Ну раз посторонний ладно. Я с Машкой говорить буду.
- Уж не о компенсации сосед? – прищурился Виктор.
- О ней конечно, - кивнул мужик. – я с неё за моральный ущерб сдеру. А то я так перепугался, - мужик схватился за левую сторону груди, - что мотор чуть не остановился.
- И у тебя хватит совести прессовать сирот? – удивился Виктор.
- А сердце мне кто лечить будет, а? – взвился мужик. – Пусть радуется, что у меня ничего не сгорело. Тогда б быстро у меня вылетела отсюда.
- А ну иди отсюда по хорошему Петро! – во двор вошла высокая, плотная женщина. – Опять на Машку наседаешь? Уже заел мироед совсем. Иди отсюда, креста на тебя нет!
- Я пойду, пойду, - отступил мужик, - но так всё не оставлю.
- Как земля таких только носит, - женщина поднялась на крыльцо. – Что там с пацаном? – глянула она на Виктора. – Жив?
- Дымом отравился похоже, - кивнул тот, открывая дверь.
Войдя в дом, фельдшерица, а это была она, захлопотала возле Сёмки. Вскоре прибежал Васёк с банкой молока и поставив её на стол затих на скамье у окна. Фельдшерица стала поить Сёмку молоком. Виктор помогал, придерживая голову пацана. Потом его уложили и прикрыли одеялом.
- Маши нет? – глянула женщина на Васька, - тот мотнул головой. – Придётся тогда тебе за другом присматривать. Ему надо пару дней отлежаться.
- Да я запросто, - вскочил с готовностью Васёк, - вы только мамке моей скажите, чтобы не ругалась. А я и заночевать тут могу.
- Скажу, скажу, ночуй, - улыбнулась женщина и посмотрела на Виктора.
- А вы кто будете?
- Да мы мимо ехали, - Виктор кивнул на машину, что уже пригнал Саид.
- Он Сёмку из сарая вытащил, - влез Васёк. – Прямо из огня.
- Прямо из огня? – женщина вгляделась в лицо Виктора, - у вас ничего не? – она обвела своё лицо рукой.
- Нет, нет, у меня всё нормально, - смутился Виктор. – Парню вот что ещё нужно? Может его в больницу в город отвезти?
- Да не нужно, отлежится, - махнула женщина рукой.
- Васька, пои его молоком, - погрозила она пацану.
- Ладно, пойду я, - женщина поднялась, - и это, спасибо за пацана, - она кивнула головой. - Сироты они с сестрой. Защитить вон некому. А по нашим временам беда это.
Простившись, фельдшерица ушла. Пришёл Саид и сел на лавку.
- А сестра его где работает? – посмотрел Виктор на Ваську.
- Так в Демидове, - махнул рукой паренёк, - на кондитерской фабрике. Недавно открыли.
- В Демидове говоришь? – Виктор, кивнув Саиду, направился к двери.
- Что задумал командир? – спросил вышедший следом Саид.