Найти тему
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

«Утро в сосновом лесу»: два таланта в одном шедевре

Название картины: «Утро в сосновом лесу».  Авторы: Иван Иванович Шишкин (1832-1898), Константин Аполлонович Савицкий(1844-1905). 
Год написания: 1889 г. Размер: 139 х 213 см. 
Стиль: реализм. 
Жанр: пейзаж. 
Техника: масло. 
Материал: холст. 
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Название картины: «Утро в сосновом лесу». Авторы: Иван Иванович Шишкин (1832-1898), Константин Аполлонович Савицкий(1844-1905). Год написания: 1889 г. Размер: 139 х 213 см. Стиль: реализм. Жанр: пейзаж. Техника: масло. Материал: холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«Утро в сосновом лесу» —один из самых известных пейзажей в истории русского искусства, едва ли не самая известная работа художника Ивана Шишкина. Пробуждающийся таинственный лес, окутанный утренней дымкой, кажется живым. Контраст сумрака и солнечного света завораживает. На переднем плане изображена поваленная сосна с ползающими по ней медвежатами. Верхушки устремленных в небо могучих деревьев срезаны: этим автор подчеркивает необъятность природы. При взгляде на картину зритель ощущает первозданный покой чащи, существующей независимо от человека.

Заповедный лес мастер увидел на острове Городомля, который расположен посреди озера Селигер.

Остров Городомля озера Селигер
Остров Городомля озера Селигер

Зарисовки были выполнены ранним утром, когда по лесу ещё расстилался туман, пропускавший первые солнечные лучи. Сначала Шишкин намеревался оживить чащу жанровой сценкой с зайцами, но потом отказался от этой идеи: милые зайчишки как-то не соответствовали величественному антуражу. Замысел пейзажа Ивану Ивановичу подсказал художник Константин Савицкий.

Константин Аполлонович Савицкий
Константин Аполлонович Савицкий

Он же и написал медведицу с тремя медвежатами, но по эскизам Шишкина. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах (например, в Государственном Русском музее хранятся семь вариантов карандашных набросков Шишкина).

И.Шишкин. Набросок к картине "Утро в сосновом лесу", 1889
И.Шишкин. Набросок к картине "Утро в сосновом лесу", 1889

Опасные, грозные, сильные, олицетворяющие саму Россию животные гармонично вписывались в ландшафт.

Почему Шишкин сам не изобразил медведей на своём полотне? Всё просто. Он хотел дать возможность заработать нуждавшемуся в деньгах собрату по кисти. Ведь не зря объединение художников-передвижников именовалось Товариществом, в состав которого и входили оба мастера. Савицкий получил четверть гонорара — тысячу рублей. Об этом он сам сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю».

Под картиной, которая первоначально была названа «Медвежье семейство в лесу», подписались оба автора. Но заказчик, коллекционер Павел Михайлович Третьяков, купив холст, дал распоряжение стереть фамилию Савицкого скипидаром, поскольку посчитал его роль в создании картины незначительной. Однако именно медвежата стали главной причиной невероятной популярности картины: в то время изображать диких животных в русских пейзажах было непринято. В них, скорее, можно было увидеть лошадей, коров и домашнюю птицу. Позже Константин Савицкий от авторских прав благородно отказался.

Репродукции «Утра в сосновом лесу» широко тиражировались в СССР. Впрочем, это началось ещё до революции, в частности уже с XIX века репродукция воспроизводится на обёртке шоколадных конфет «Мишка косолапый».

-5

-6

Благодаря этому картина хорошо известна, нередко — под названием «Три медведя» (хотя животных на картине четверо).

Спасибо, что дочитали до конца ❤️

Исследуйте искусство вместе с нами: подписывайтесь на канал о создании картин!