4 серия. Продолжение.
3 серия. https://dzen.ru/a/Zp5laHJ4tB92adjJ?share_to=link
2 серия - https://dzen.ru/a/ZpvbiaK9SiYVPnFX?share_to=link
1 серия, начало - https://dzen.ru/a/Zpo8Me-cxGKTF6qn?share_to=link
Программа концертов кружка состояла обычно из 2-х отделений и включала в себя около 10 имен солистов, каждый из которых исполнял по 2-4 произведения.
Это было необременительно для певца, и для публики были интересны новые лица. В творческих кругах Москвы выступления в концертах кружка считалось большой честью, хотя преимущественно участие артистов было бесплатным. Керзины почти всю выручку тратили на аренду залов, рекламу мероприятий, сопутствующие расходы.
Внутри Кружка царила хорошая творческая, дружеская атмосфера взаимного интереса и поддержки друг друга. Так, Леонид Витальевич Собинов, раз приняв участие в концерте Кружка, стал его постоянным и активным членом, то же произошло и с Иваном Васильевичем Грызуновым. После первого выступления его в 1902 году, когда он еще учился у К. Кржижановского и только постигал азы вокала, мы видим его фамилию во многих программах Керзинского кружка – он поет подряд в следующих четырех концертах и потом еще, и очень часто. В исполнении Грызунова звучат романсы К. Давыдова, П. Чайковского, М. Балакирева, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, М. Ипполитова-Иванова, А. Рубинштейна и других авторов.
«Керзинский кружок» просуществовал вплоть до 1912 года, в 1914-м ушел из жизни Аркадий Михайлович Керзин. В статье газеты «Театр» «Памяти поклонника красоты», есть упоминание и о И. В. Грызунове:
Не стало А. М. Керзина, основателя и вдохновителя столь известного «Кружка любителей русской музыки».
На одном из концертов, лет 12, выступил экспромтом Иван Васильевич Грызунов, теперешний артист Большого театра, и это выступление, сопровождавшееся успехом, открыло ему дорогу на казенную сцену.
А уже упоминавшийся авторский альбом И. В. Грызунова, составленный им самим, открывается статьей из газеты «Курьер» от февраля 1902 года. Эта заметочка – первая в альбоме.
Появление на эстраде нового для посетителей кружка певца г. Грызунова, принятое довольно холодно, после окончания артистом своего номера было приветствовано долгими, дружными рукоплесканиями. Дебютант, обладающий красивым по тембру, сочным, свежим баритоном, щегольнул в спетой им арии из «Иоланты» отчетливой дикцией и музыкальностью и произвел прекрасное впечатление.
Первые концерты Кружка прошли в обыкновенной частной квартире. Затем, узнав про интересное и необычное начинание, публика проявила к концертам Кружка небывалый интерес.
Устроителям приходилось уже арендовать более вместительные помещения – желающих посетить мероприятия становилось все больше и больше! За первые семь лет существования проекта пришлось сменить шесть концертных залов! Наконец, публики стало так много, что через несколько лет был арендован Большой зал Благородного собрания (Нынешний Колонный зал в Москве).
С приходом С. Рахманинова появилась мысль не ограничивать концертные программы только вокальными произведениями, а показывать публике и симфоническую музыку.
Это было сопряжено с рядом трудностей, прежде всего, финансовых – нужно было оплачивать репетиции и выступления оркестрантов, платить за помещение.
Но все волнения были напрасны – симфонические концерты ожидал необыкновенный успех! Были куплены все билеты, были проданы все абонементы! Сергея Васильевича Рахманинова ждал триумф и как дирижера, и как композитора (оркестром руководил сам Рахманинов). Кроме его сочинений в концертах кружка зазвучали симфонические произведения Бородина, Римского-Корсакова, Глазунова, Чайковского, Мусоргского!
В благодарность супругам Керзиным Рахманинов написал в августе-сентябре 1906 года пятнадцать романсов (опус 26) и посвятил им.
Премьера этого сочинения состоялась 12 февраля 1907 года. В программе принимал участие и Иван Васильевич Грызунов. И вот – загадка! В том концерте исполнялись сочинения композитора, которые сегодня составляют золотой фонд отечественной романсовой лирики – «Я опять одинок», «У моего окна», «К детям», «Христос воскрес», «Ночь печальна», «Все отнял у меня» – это и глубинные философские трагедии, и нежные пастельные полотна, и размышления … Пели великолепные певцы – И. Грызунов, А. Богданович, Е. Азерская, А. Киселевская … Аккомпанировал всем великий А. Гольденвейзер! Этим шедеврам сегодня аплодируют в лучших концертных залах мира, их поют звезды мировой оперной сцены, про российских исполнителей и говорить нечего!..
На следующий день в газете «Русские ведомости» появилась краткая заметка, в которой, в том числе, писалось:
Новые 15 романсов, начавшие вечер, не представляют шага вперед по сравнению с прежними романсами композитора и произвели гораздо меньше впечатления, чем его старое трио, закончившее вечер. Отчасти, впрочем, виновата была в этом и непригодность Большой залы Дворянского собрания для таких интимных вещей, каковыми являются большинство новых романсов.
То есть, это был почти провал!!!
Что случилось, и как это было возможно – теперь это загадка истории! Грызунов пел «Есть много звуков», «Все отнял у меня», «Два прощания» в дуэте с А. Киселевской, «К детям», «Христос воскрес», «Вчера мы встретились» и «Проходит все». Сохранившаяся одна из пяти записей Ивана Васильевича «Христос воскрес» производит глубочайшее впечатление. Остальные рахманиновские романсы – это подлинные жемчужины! Как могло случиться то, что случилось?!
То же самое произошло с гениальной оперой «Кармен» Ж. Бизе, которая провалилась на первом представлении, и которой предсказал долгую и счастливую жизнь наш П. Чайковский.
Почему это произошло? – Никто не знает!
В 1912 году «Керзинский кружок» прекратил свое существование. В Москве было неспокойно, приближался 1917 год, до ухода из жизни Аркадия Михайловича Керзина оставалось 2 года.
Сегодня основная часть архивов, рассказывающая о деятельности этого уникального начинания, не опубликована, так что история «Керзинского кружка любителей русской музыки» еще ждет своих исследователей!
Не меньшим ажиотажем в те годы были отмечены и «симфонические концерты С. Кусевицкого», в которых тоже часто принимал участие Иван Васильевич Грызунов.
Сергей Александрович Кусевицкий, контрабасист, композитор и дирижер, играл в оркестре Большого театра, как дирижер дебютировал в 1908 году с Берлинским филармоническим оркестром, исполнив с Рахманиновым его Второй фортепианный концерт.
Осенью 1911 года на собственные средства Сергей Александрович создал в Москве симфонический оркестр, объединив многих выдающихся музыкантов, в том числе, и из оркестра Большого театра. До 1916 года симфонические концерты Кусевицкого собирали огромное количество публики. Ко многим концертам печатались особые программки с биографиями композиторов и исполнителей, слушателей привлекали новые интересные имена, высочайший художественный исполнительский уровень оркестра.
Газеты писали: «Зал переполнен. Публика везде: во всех проходах, в боковых залах...».
Пел И. В. Грызунов и в концертах С. Василенко.
Композитор и дирижер Сергей Никифорович Василенко в 1907 году организовал при Императорском русском музыкальном обществе так называемые «Исторические концерты» и в течение десяти лет дирижировал ими. «Историческими» они назывались не потому, что организатором хотелось подчеркнуть собственную значимость, а потому что основной идеей этих концертов было просветительство самых широких народных масс. Василенко поставил своей задачей представить зрителям и слушателям историю музыки от 15 века до современности. Европейской – отдельно и русской – отдельно.
Для этой благородной задачи организаторам концертов бесплатно предоставлялся Большой зал Московской консерватории и предоставлялось право пользования нотной библиотекой, причем, новые ноты для всего оркестра С. Василенко приобретал за свой счет. Исполнители, которые право выступить в этом проекте считали для себя большой честью, выступали за символические гонорары, их оплачивал из своих средств сам Сергей Никифорович.
«Весь абонемент расхватали в три дня. Приходилось вызывать полицию, так как у касс чуть не дрались», – сообщали газеты.
Цены на билеты были чисто символическими, и преимущественным правом на эти билеты обладали студенты, рабочие фабрик и заводов.
Таким же успехом пользовались и концерты Музыкально-исторического общества, созданного на средства мецената графа А. Д. Шереметева. Симфоническим оркестром под руководством Александра Борисовича Хессина исполнялись популярные и забытые произведения русской и западно-европейской классики.
И во всех этих проектах, и во всех этих программах безотказно пел Иван Васильевич Грызунов. Он был любимцем и кумиром москвичей.
Поэтому, как гром среди ясного неба, была воспринята весть о неожиданной и серьезной болезни всеобщего любимца.
Продолжение следует.