Соединительная ткань это сложная коллоидная система, напоминает холодец) Поставим его в холодильник - примет форму ёмкости и «затвердеет», оставим в тепле - растечется.
В миофасциальной практике, при контакте с роллом (толчем ложкой холодец))) происходит «растапливание» гликопротеидов между волокнами, что позволяет волокнам коллагена скользить относительно друг друга. Тем самым создаётся пластичная деформация, которая приводит к освобождению и удлинению тканей.
В отличие от мышц, удлиненная фасция сложнее откатывается к исходному состоянию, ей скорее свойственно слипаться, спаиваться в течение жизни.
Поверхностная фасция - слой, определяющий формы нашего тела. Представляет собой рыхлую соединительную ткань и подкожный жир. Вплетается в кожу.
Глубокая фасция
Покрывает и пронизывает мышцы. Состоит преимущественно из коллагена (прочность) и эластина (растяжимость), что обеспечивает ей пластичность - способность перестраиваться и изменять свою структуру в ответ на специфическую активность или травмы.
Свободная фасция состоит из коллагеновых волокон III типа - ретикулин (гиалуроновая кислота). Обеспечивает скольжение слоев. Обладает вязко-эластичными свойствами.
Как влияет миофасциальный релиз на мышцы и фасции?
В механической модели предполагается, что давление на фасцию «растапливает» слипание в миофасциальных структурах, что облегчает скольжение слоев друг относительно друга.
В нейрофизиологической модели предполагается, что воздействие на проприорецепторы Руффини приводит к местному и системному расслаблению путём подавления симпатической активности.
Так что, эффект освобождения может возникать, как благодаря механическому, так и неврологическому воздействию.
При определенных условиях фасция, не совсем так, как мышца, может сокращаться, благодаря миофибробластам. Клеткам, которые могут модифицировать себя и встраиваться в фасциальную сеть.
Эти клетки особо неподвластны нервной системе, но подвластны химическим веществам, гормонам (окситоцин - доверие, спокойствие, адреналин - бей, замри, беги). Так наш организм готовится к атаке или защите.
После исчезновения стрессового фактора, гормональный фон нормализуется, однако фасция и мышцы не всегда возвращаются к исходному состоянию, особенно если мы говорим о хроническом стрессе. Обратите внимание, как во время стресса дыхание становится частым и поверхностным. В своей практике регулярно сталкиваюсь с «зажатой» грудобрюшной диафрагмой, и восстановление правильного паттерна дыхания (с участием живота и раскрытием рёбер) - одно из ключевых моментов в работе с телом. Ведь диафрагма очень тесно связана с мышцами спины, живота и внутренними органами, но это уже немного другая тема.
Согласно закону Вольфа, в ответ на нагрузку от наших движений (особенно часто повторяющихся) соединительная ткань способна изменяться, создавая более прочные связки и более плотные кости.
К сожалению, она так же может и деградировать в ответ на сидячий образ жизни, травмы, профессиональные позы.
Процесс изменения фасции определяется днями и неделями. Она медленно принимает изменения инициированные извне и придерживается тех изменений, которые она осуществляет внутри.
При повреждении (разрыве сухожилий, связок, переломе костей) не самый положительный эффект этой травмы распределяется по всей сети (вспоминаем тему компенсаций) и сохраняется ещё долгое время после первичного заживления.
Существует неразрывная связь между фасциями: напряжение одной фасции отражается и на тонусе других.
Согласно модели тенсегрити Томаса Майерса, мышцы и фасции неразрывно связаны между собой: расслабление или укорочение одной, влияет и на функционирование всей цепи.
Это очень крутой механизм, придуманный природой, но, к сожалению, он же является и причиной деформаций тела, которые нужно исправить.