1. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Учитель выписывает на доску слова из диктанта, в которых допустили ошибки. Учащиеся выходят к доске и объясняют правописание этих слов, например, подбирают проверочное или вспоминают правило.
Сначала работаем над падежными окончаниями, затем с остальными словами.
Каждый учащийся выполняет индивидуальную работу над ошибками в своих тетрадях и при необходимости обращается за помощью.
Если диктант написан с пятью и более ошибками, его дают на дом переписать.
2. Объявление темы урока. Сегодня мы начинаем изучать окончания прилагательных в форме женского рода. Выберите из словарика любое существительное женского рода (например, берёза). Запишите на доске. Подберите к нему подходящее по смыслу прилагательное (например, белая, светлая, русская).
Просклоняем это словосочетание:
И.п. есть белая берёза
Р.п. нет белой берёзы
Д.п. дать белой берёзе
В.п. виню белую берёзу
Т.п. творю белой или белою берёзой
П.п. предложение о белой берёзе
- Какие окончания у прилагательных женского рода? (-ая, -ой, -ую, -ою).
- В каких падежах окончания совпадают? (Р., Д., Т., П.)
- В каком падеже возможна вариация окончаний? (в Т.п.)
- Как проверить окончания прилагательного? (вопросами какая, какой, какую)
3. Работа по теме урока. Откройте учебники на стр. 37 параграф 9. Прочитайте текст под заголовком параграфа. укажите род, число и падеж словосочетаний.
Составим таблицу окончаний прилагательных женского рода, опираясь на таблицу стр. 38:
- Когда пишем окончание с буквами А, О, У, а когда с буквами Я, Е, Ю? (при твердом произношении А,О, У при мягком - Я, Е, Ю).
Подчеркнем букв синим и зеленым цветами.
Упражнение 126. Просклоняем словосочетание родная деревня, дальняя дорога и понаблюдаем за окончаниями.
- В каких прилагательных окончания безударные? Подчеркнем их.
- Как проверить безударные окончания прилагательных? (вопросами).
Упражнение 128 (2). Потренируемся определять падеж прилагательного женского рода в тексте. Прочитайте второе стихотворение из упражнения 128.
- Найдите прилагательное. (Холодной).
- Определите его падеж. (Трудно определить, так как окончание -ой есть в Р., Д., Т. и П. падежах).
- Значит надо найти существительное, которое согласуется с этим прилагательным. (Во мгле).
- Определите падеж этого существительного. (Встает в чем? во мгле - предложный падеж).
Значит и прилагательное холодной будет в форме предложного падежа. Сравним с таблицей: в П.п. окончания -ой, -ей.
Легче всего определять падеж прилагательного по существительному.
Упражнение 128 (1). Спишите первое стихотворение Аполлона Майкова, подчеркните прилагательные волнистой линией и обозначьте падеж.
Самостоятельная работа. Проверка:
4. Домашнее задание. Упражнения 127, 128(3). Переписать диктант, у кого неудовлетворительная отметка.