Найти в Дзене
«МИРАСТРОЙ»

СКУПОЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ, ИЛИ О ПРИОРИТЕТАХ АРЕНДОВАННОЙ ТЕХНИКИ

Оглавление

Объекты, где нужны покрытия весьма разнообразны по назначению. Помимо дорог, аэродромов, есть еще площадки различных промышленных предприятий, аграрные комплексы, контейнерные терминалы, территории портов. Покрытие должно выдерживать проектные нагрузки, быть устойчивым к воздействию окружающей среды, возможным деформациям грунтов. Необходимо, чтобы покрытие было безопасным и долговечным в процессе эксплуатации.

Во время строительства немаловажно такое свойство, как технологичность, то есть удобство в работе по выбранной технологии. Ведь чем проще строить, тем выше качество можно получить при минимальных затратах.

Конечная оценка объектов утилитарного назначения – это экономическая эффективность. Считаем, что для экономической оценки должен стать аксиомой стать подход оценки всего жизненного цикла объекта. То есть должна оцениваться совокупность затрат на строительство, содержание, ремонты во время всего срока эксплуатации.

Основные виды покрытий – асфальтное, бетонное и ЖБИ.

Давайте бегло рассмотрим преимущества и недостатки разных типов покрытий.

Бетонные покрытия (и монолитные и из ЖБИ) более устойчивы к ударным нагрузкам, деформациям от сжатия, воздействию ультрафиолета и высоких температур, химических веществ - масел, нефтепродуктов. Однако бетон хрупок при изгибающих нагрузках. Предотвращать разрушения от таких нагрузок позволяет металлическое армирование. Однако использование арматуры приводит к удорожанию.

Асфальтные покрытия обладают определенной гибкостью, поэтому им не страшны изгибающие нагрузки, они водостойки и гораздо меньше, чем бетонные, деформируются от перепадов температур. Но асфальт неизбежно разрушается от действия солнца.

Если сравнивать по времени строительства и логистическим особенностям, то для возведения монолитных бетонных покрытий существует небольшое окно – теплый период. Покрытия из асфальта и ЖБИ можно устраивать в более широком временном интервале в течение года. На большей части нашей страны суровый климат и далеко не всегда существенные затраты на создание благоприятных условий в зимний период для строительства будут рациональными.

Для возведения монолитных покрытий необходимо иметь поблизости производство бетона. Плечо доставки асфальта и тем более ЖБИ значительно выше.

Бетон гораздо более долговечен, по сравнению с асфальтом, однако, если возникает необходимость ремонта, то для бетона его стоимость будет значительно выше, при возникновении трещин приходится заменять покрытия целыми картами, тогда как на асфальте возможно провести локальные исправления. У строителей есть такое выражение «бетон не прощает ошибок»

Но вернемся к экономической эффективности. Сложилось устойчивое мнение, что капитальные затраты на строительство бетонных покрытий гораздо выше, чем затраты на асфальтные покрытия. Это не совсем так. В 2023 году сотрудники МАДИ провели большую сравнительную работу. Они посчитали стоимость для разных категорий дорог в двух исполнениях – нежесткие дорожные одежды и жесткие дорожные одежды. Результаты приведены в диаграммах (привести диаграммы) и таблице 1.

Таблица 1. «Различие в стоимости»

жестких и нежестких дорожных одежд за 1 м2 в %

Примечание: “-“ означает, что стоимость дороги с бетонным покрытием выше стоимости дороги с асфальтобетонным покрытием
Примечание: “-“ означает, что стоимость дороги с бетонным покрытием выше стоимости дороги с асфальтобетонным покрытием

Как видно, для многих климатических зон стоимость строительства в асфальте – выше, чем в бетоне.

Сравнения с покрытиями из ЖБИ не проводили, так как они априори дороже, производство дорожных плит – весьма энергозатратно, и стоимость энергии естественно включена в стоимость изделия.

Такая работа проводилась только для покрытий дорог. Оптимально будет, если на этапе проектирования для территорий портов, контейнерных терминалов, промышленных проездов и площадок будут сравниваться различные варианты покрытий.

Если по итогу будет выбрано бетонное покрытие, то самым технологичным будет способ скользящей опалубки. Этот способ подразумевает использование специальных машин – бетоноукладчиков. Эта машина одновременно выполняет укладку, распределение, уплотнение и выравнивание бетонной смеси покрытия или другой конструкции – например, водоотводного лотка, разделительной стенки, тротуара (привести фото бетоноукладчиков за работой)

Рассмотрим рынок этих машин и экономические аспекты использования бетоноукладчиков.

Бетоноукладчик GOMACO GHP-2800
Бетоноукладчик GOMACO GHP-2800

В мире насчитывается не так много производителей бетоноукладчиков. Это: Terex, Apollo, G&Z, HEM, Curb Fox, SP Construction, Power Curbers, Power Pavers и самые известные в нашей стране - Wirtgen, G&Z и Gomaco.

К сожалению, все марки бетоноукладчиков импортные, большинство из недружественных стран. Это одна из причин, почему таких машин у нас в стране около 40 шт., причем часть машин в плачевном состоянии.

Рассмотрим, какие есть варианты у генподрядчика строительства, если он выберет технологию скользящей опалубки. Проследим весь процесс использования бетоноукладчиков и сделаем небольшую калькуляцию.

Допускаем, что объект будет построен за год. Укладка бетона будет вестись в течение 4 месяцев, пока позволяет погода. При выполнении работ по укладке бетона возникают определенные расходы.

Укрупненно разделим их на 4 группы – собственно, техника, персонал, содержание техники, общие/прочие.

Если генподрядчик принимает «волевое» решение о приобретении собственного парка техники, ему нужно будет потратиться на сам бетоноукладчик, его доставку, страховку и постановку на учет. Поскольку существуют только импортные бетоноукладчики, то растаможивание – еще одна обязательная статья. На саму машину с сопутствующими затратами уйдет 267 млн, на страховку 4,005 млн

Бетоноукладчик GUNTERT & ZIMMERMAN S600
Бетоноукладчик GUNTERT & ZIMMERMAN S600

Затраты немалые! Не всякий бизнес может себе позволить одномоментно потратить такие деньги, обычно привлекают заемный капитал. Возникает еще одно направление затрат - проценты по кредиту. Для модели затрат принимаем условия: срок кредита – 5 лет, проценты по кредиту на 1 % больше ставки рефинансирования, то есть 17%. По итогам года возникнет переплата в 39,960 млн.

На объекте необходим штат операторов, механиков, необходимо обеспечить их спецодеждой, жильем, питанием, командировочными. Для порядка и сохранности привлекается охрана. Персоналу придется платить зарплату и в период сезонного отсутствия работы.

При эксплуатации технику необходимо доставить, сохранить, провести подготовительное обслуживание, проводить обслуживание межсервисное и после окончания сезона. Создать запас расходников, запчастей, для возможности оперативного проведения ремонта. Без этого невозможна бесперебойная работа техники.

Ну и общие расходы на персонал, который организовывает мобилизацию техники, людей, логистику запчастей, ведет учет и тд

По итогу получается внушительная сумма – 351,433 млн. Подробно модельные затраты приведены в таблице 2.

Таблица 2. «Модель затрат»

-4

Любой бизнес стремится снижать затраты. Рассмотрим возможности снижения и заодно поговорим о вероятных рисках и их предотвращении.

Снижение затрат чаще всего происходит путем сокращения самой большой статьи. В нашей модели это цена самого бетоноукладчика, от нее же зависит и растаможивание и цена доставки.

Американские и европейские машины давно известны российским эксплуатантам. Китайские и индийские производители пытаются освоить выпуск такой техники, но в России нет знаний, каковы они в работе, какие ремонты и как часто придется проводить. Поэтому при покупке китайских или индийских машин возникает риск приобрести кота в мешке. Для устранения этого риска необходимо провести экспертизу – выехать к производителю и непосредственно на объекты, где эта техника эксплуатируется. В прошлом году мы предприняли такие меры, выезжали в Индию. Мы не смогли должным образом увидеть/оценить качество работы машин, так как машины демонстрировали в песке, а не в бетоне. Это не позволило полноценно оценить нагрузку. Также мы поняли сложность с обеспечением запчастями в нашей стране и полное отсутствие сервиса для индийских бетоноукладчиков.

В отдельную графу стоит выделить вариант покупки «техники с пробегом». Если компания решит пойти по этому пути, ей однозначно потребуется экспертное мнение о пригодности машины к эксплуатации. Минимальная стоимость такой консультации и дефектной ведомости на машину от 300 тыс. Причем, такая консультация не является гарантией того, что машина не выйдет из строя при попытке эксплуатации. Нужно закладывать, что на риск восстановительного ремонта может уйти внушительная сумма. Подробно затраты приведены в таблице 3.

Таблица 3. «Затраты, связанные с приобретением бетоноукладчиков, млн. руб»

-5

В целом, в этих подсчетах есть два неприятных момента.

Первый– стоимость кредитных денег. Эти деньги можно назвать безвозвратными затратами. Если в машине не будет необходимости и после окончания проекта генподрядчик примет решение о ее продаже, продать машину по остаточной стоимости с учетом выплаченных процентов будет не реально. Вообще, такая техника весьма неликвидный товар. Это второй неприятный момент и еще один риск бизнеса.

Второй распространенный путь сокращения затрат – отменять «ненужные» статьи. Например, отказаться от содержания персонала в период, когда нет работы, использовать сдельную систему оплаты труда или гражданско-правовые договоры. В этом случае не очевидны вероятные убытки. Но временные люди работают, не беспокоясь о завтрашнем дне. Могут утащить то, что «плохо лежит», или не провести ежедневный рутинный протокол обслуживания машины. Зачем напрягаться, если завтра ты уже не будешь работать в этой организации. По итогу такие мелочи приводят к отказу техники.

Бетоноукладчик GUNTERT & ZIMMERMAN S600 с экипажем.
Бетоноукладчик GUNTERT & ZIMMERMAN S600 с экипажем.

Итак, все риски можно охарактеризовать поговоркой «скупой платит дважды»

Экономия на компетенциях при покупке машины, экономия на персонале, экономия на запасах запчастей и своевременных регулярных технических обслуживаниях дадут 100% вероятность простоев. Простой бетоноукладчика приведет к простою всех остальных звеньев строительного процесса – и убытки на строительстве объекта возрастут в геометрической прогрессии.

Давайте рассмотрим вариант решения – привлечение арендованного бетоноукладчика с экипажем.

В этом случае у компании нет необходимости привлекать существенный заемный капитал, нет необходимости трат на персонал, запчасти, ТО, хранение и так далее. Есть только распределенные во времени траты на аренду.

Если компания решила арендовать бетоноукладчик ее должна насторожить низкая стоимость аренды. У компании, предоставляющей услуги аренды бетоноукладчиков, все перечисленные затраты имеют место. По сути, в модели затрат, которую мы рассмотрели, это данные из которых складывается себестоимость аренды бетоноукладчика.

Если вы – генподрядчик и вам предлагают стоимость ниже всей суммы этих затрат, то владелец бетоноукладчика на чем-то экономит. Возможно, на персонале, возможно, на запасе запчастей, может, и на всем сразу. Генподрядчик должен понимать, что в этом случае риск простоя стремится к 100%

Исходя из логики затрат на содержание и эксплуатацию бетоноукладчиков конкурентную цену на такие услуги может обеспечить компания, которая имеет парк из нескольких таких бетоноукладчиков, умудряется загрузить эти машины на протяжении минимум теплого сезона, успеть закрыть контракты в нескольких регионах страны в течение года. В этом случае общие затраты и затраты на запас запасных частей распределяются на несколько машин и в расчете на одну машину эта статья затрат становится меньше. Именно так работает наша компания.

Какие-то виды бизнесов возникают и развиваются, потому что на начальном этапе они сильно прибыльны. К этой категории нельзя отнести использование дорогостоящей техники , особенно, если эту технику невозможно использовать круглый год 24/7. Дорогостоящая техника может окупить себя при понятной загрузке работой на протяжении всего срока амортизации – 7-10 лет. Если у генподрядчика в планах строительство объекта с бетонными покрытиями в течение меньшего периода, рациональным решением будет арендовать бетоноукладочные комплексы.

Бетоноукладчики: GUNTERT & ZIMMERMAN S600 и GOMACO GHP-2800; Текстурировщик WIRTGEN TCM 1800 на производственной базе компании «МИРАСТРОЙ».
Бетоноукладчики: GUNTERT & ZIMMERMAN S600 и GOMACO GHP-2800; Текстурировщик WIRTGEN TCM 1800 на производственной базе компании «МИРАСТРОЙ».

В нашей стране есть примеры компании, которые придерживаются экономической оценки жизненного цикла объектов, например, группа Черкизово. Для этой компании наши коллеги по «Ассоциации бетонных дорог» построили бетонные покрытия на маслоэкстракционном заводе и зерновом элеваторе. По требованиям безопасности на этих объектах нельзя было использовать асфальтные покрытия. После пары лет эксплуатации группа Черкизово продолжила заказывать подобные покрытия и на других своих промышленных объектах, и в собственных жилых массивах. Этот заказчик в полной мере смог оценить преимущества бетонных покрытий – возможность максимальной транспортной загрузки в любой сезон, безопасность, низкая стоимость эксплуатации, долговечность, полное отсутствие необходимости сезонных ремонтов.

Иногда бетонным покрытиям нет альтернативы – например, мировая практика тоннелестроения говорит, что использование асфальтных покрытий небезопасно из-за образования ядовитых продуктов горения при возможных авариях, а устройство систем дымоудаления значительно дороже, чем применение бетонных покрытий. На различных промышленных объектах лишь использование бетонных покрытий позволяет работать в безостановочном режиме круглый год, без ограничений в период распутицы и остановок на сезонные ремонты. Именно поэтому бетонные покрытия номер 1 (№1) в документе СП 37.13330- 2012 «Промышленный транспорт».

Наше общение с различными заказчиками говорит, что на рынке есть стойкий интерес к строительству бетонных покрытий. Способствовать этому процессу будет создание актуальных нормативных документов для проектирования и воспитание смелых инженеров-проектировщиков.

Направления: сельскохозяйственное, склады и логистические площадки, морские и речные порты, тоннели, АЗС, аэродромы, дороги и автомагистрали.

Что же касается практики предоставления бетоноукладчиков в аренду, то в производственном портфеле компании «МИРАСТРОЙ» уже более десяти успешно реализованных проектов, включая устройство покрытий аэродромов, портов и, конечно же, автомобильных дорог в сложных условиях эксплуатации Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

Беттоноукладчик GUNTERT & ZIMMERMAN S600
Беттоноукладчик GUNTERT & ZIMMERMAN S600

Еще больше интереного читайте на нашем сайте: https://mirastroy.ru/