Советская цензура руководствовалась принципом - "лучше перебдеть, чем недобдеть". И по воле этого органа "на полку" ушёл не один десяток качественных фильмов. Доступ к таким картинам имела исключительно партноменклатура. Однако порой, это становилось палочкой-выручалочкой для режиссёров. Ведь после просмотра ленты в "узком кругу", условное Политбюро могло отменить запрет. Ну а главным "спасителем" конечно являлся Леонид Ильич Брежнев. Именно он дал "зелёный свет" картинам, ставшим классикой советского кино. Давайте изучим, какие ленты мы могли никогда не увидеть.
Калина красная
Василий Макарович Шукшин догадывался, что картина о суровых буднях советской глубинки может не пройти через Госкино. Он торопился со съёмками, дабы предъявить фильм тогда, когда самые строгие члены комиссии будут в отпусках. Однако первый показ всё равно вызвал шквал критики. Шукшину пришлось вырезать из картины слова матери Егора о пенсии в 17 рублей и реплику главного героя: "Живём как пауки в банке...". Также из фильма изъяли несколько планов, с неприглядными сторонами деревенской жизни.
Насколько успешным было второе предъявление фильма мы не знаем. Однако после того, как "Калину красную" свозили на дачу к Брежневу, картине сразу дали зелёный свет.
Интересный факт. Для съёмок, Госкино выделило Шукшину крайне маленький бюджет, устаревшую кинотехнику и неопытную команду. Тем не менее "Калина красная" стала лидером советского проката в 1974 году.
Джентльмены удачи
Обилие уголовной лексики стало главным тормозом при приёме картины. Чиновники потребовали вычистить жаргон из речи героев. Но режиссёр Александр Серый пошёл на хитрость, так в фильме появились псевдоблатные ругательства: "сарделька, сосиска, петух Гамбургской...", "редиска", "Навуходоносор".
Но даже с такими правками "Джентльмены удачи" рисковали уйти "на полку". Всё изменилось в канун Дня Милиции, когда ленту показали членам Политбюро. По легенде, министр внутренних дел Щёлоков смеялся так громко, что заглушал звук фильма. А Леонид Ильич сказал, что половину этих ругательств знает каждый советский мальчишка.
Интересный факт. После отъезда Савелия Крамарова в США, Госкино потребовало вырезать все сцены с ним. За картину вступился Георгий Данелия. Он указал на то, что Савелий Викторович играет негодяя и отщепенца - образ чуждый советскому человеку.
Белое солнце пустыни
Приёмная комиссия указала Владимиру Мотылю на излишне трагичный финал. В первом варианте супруга Верещагина сходила с ума, а женщины из гарема рвали на себе волосы, узнав о гибели Абдуллы. Режиссёру пришлось переснять всю концовку фильма. Однако даже в исправленный вариант Госкино внесло 27 правок. Мотыль отказался переделывать картину, в результате чего "Белое солнце пустыни" легло на полку до ноября 1969 года...
К годовщине Октябрьской Революции на правительственной даче должен был состояться традиционный киносеанс. На этот раз Леонид Ильич собирался посмотреть американский вестерн, но новинки задержались по ту сторону океана. Чиновники Госкино вывернулись, предложив генсеку отечественный "истерн". Картина очень понравилась Брежневу. Он сразу позвонил председателю Романову и поинтересовался, когда фильм выйдет в прокат. После небольших правок, в марте 1970 года "Белое солнце пустыни" появилось на большом экране.
Вот такая тройка фильмов вышла в прокат благодаря Леониду Ильичу Брежневу. А о каких "полочных" кинокартинах известно вам? Пишите ответы в комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее.