#портреты_дней
В Евангелии описана праздничная трапеза Христа с учениками и установление в процессе этой трапезы таинства Евхаристии (благодарения).
Да Винчи создал монументальную роспись, изображающую сцену последней трапезы Христа с учениками.
Не он первый "высказался" на эту тему. Например, Фра Беато Анджелико за полвека до Леонардо создал фреску "Тайная вечеря: Причастие апостолов".
Джорджо Вазари в первом издании "Жизнеописаний" представил Леонардо чудаком-еретиком. Во втором издании, спустя 18 лет стал более сдержан и писал, что Леонардо усердно изучал всё, что касалось религии и святой христианской веры.
Тем не менее репутация безбожника закрепилась за да Винчи надолго.
В записных книжках Леонардо называл святых отцов — фарисеями, но писал также и о том, что изучение природы, научное знание — один из путей созерцания и понимания сущности Творца.
В последующие века да Винчи стали приписывать разную еретическую чушь, отгадывать загадки, искать коды, то есть, конспирология имени да Винчи — одна из неисчерпаемых тем, разработка которых приносит неплохие дивиденды.
Как и научные, псевдонаучные и совсем ненаучные реплики по поводу самой фрески, композиция которой многократно воспроизведена, а значение проинтерпретировано в массовой культуре.
Борцы с духовным нигилизмом и религиозным отступничеством задумываться не хотят, что обсуждая и осуждая причудливые отражения фрески Леонардо в поп-культуре, обсуждают и осуждают самих себя.
Содержание фрески — трапеза Христа с учениками, а значение зависит от объективно существующей действительности и от наших представлений о ней. Иными словами, человек, убеждённый в реальном присутствии Христа в Евхаристии как католики и православные или символическом значении, как протестанты, не сочтёт ни саму фреску, ни любое её отражение (интерпретацию) в культуре кощунственным. Для него просто не будет связи между содержанием (смыслом) фрески и её значением. Те же, кто эту связь находит и определяет, как безбожную, свидетельствует о том, что в его реальности бог уязвим и беспомощен, поскольку может быть произвольно включён в знак и стать референтом имени, его значением.
В общем и иными словами. Оскорбить чувства верующего невозможно в силу, хотя бы, логической семантики. Или верующий или с оскорблённым чувством верующего, что, понятно, не одно и то же.
В Евангелии описана праздничная трапеза Христа с учениками
30 июля 202430 июл 2024
3
1 мин