Церковнославянский проверен веками. С одной стороны, он выполняет охранительную миссию, сохраняя в неприкосновенности те духовные ценности, которые заповеданы нам всей русской культурой. То есть он выше временных состояний. Вторая миссия – очистительная. Ведь в обыденной жизни мы вращаемся в кругу понятий из самых разных культурных слоев. А церковнославянский выводит нас из зависимости от внешних обстоятельств сегодняшнего мира и возвращает в духовное пространство. И тут нет никакой отстраненности, ведь отстраненность предполагает какую-то искусственную среду, а тут все живое – это сразу прорыв вверх. Поэтому мы и говорим, что церковнославянский язык – это достояние Бога.
Главное не то, как вновь пришедший в храм понимает те или иные особенности хода богослужения. Главное в другом – в молитвенном участии в Божественной Литургии. Не случайно слово «литургия» в переводе с греческого означает «общее дело».
Я бы обратил внимание людей, еще только начинающих свое воцерковление, на то, как важны наши молитвы во время исполнения Херувимской песни и в высший момент Литургии: момент пресуществления Святых Даров в Кровь и Тело Христово.
Из книги митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанн "Небо нашей жизни"