Найти тему

Что такое коучинг?

Коучинг - что же все-таки это такое? Этот вопрос продолжает будоражить умы коучей, психологов и всех людей, кто когда-либо в своей жизни слышал слова «коуч» и «коучинг». В информационном пространстве в последнее время мы все чаще слышим эти слова скорее в негативном смысле, чем в позитивном. К сожалению, слово «коуч» употребляется в контексте инфошарлатанства, обмана доверчивых людей и чего-то вызывающе лже- и псевдонаучного.

Но правильно ли употребляют и понимают это слово те, кто сами называют себя коучами? Можно с уверенностью сказать, что практически у каждого коуча, у каждой обучающей или объединяющей коучей организации есть свое определение коучинга. Более того, коучи часто путаются в своих собственных определениях. Когда Джона Уитмора, создателя популярной коучинговой модели GROW, в очередной раз попросили дать определение коучингу, он иронично сказал:

«Если вы попросите меня дать определение коучинга, я сначала вспомню, какой сегодня день недели, и какое определение коучинга я даю в этот день. Конечно, это шутка, но в ней есть правда - определения коучинга нет. Их так много, что можно определять, что такое коучинг, целый день.»

Алексей Маркович Улановский в своей статье «Коучинг с оглядкой на науку: практики позитивной жизни» проиллюстрировал это следующими словами:

«Р. Бисвас-Динер и Б. Дин называют это парадоксом коучинга: он является профессией, которая систематически помогает людям добиваться реализации своего потенциала, однако сам пока никак не может достичь реализации собственного потенциала и пребывает в некотором «профессиональном младенчестве».

Можно ли наконец дать этой практике более или менее однозначное и короткое определение? Ведь, в каком-то смысле, от решения этой задачи зависит и судьба этой практики.

С нашей точки зрения однозначное, понятное и общеприемлемое определение коучингу дать можно! Но для этого нужно четко осознать, в чем ключевое отличие коучинга от других близких к нему практик. И что, наверно, еще сложнее - необходимо перестать делать попытки с помощью определения «продать» коучинг. Что значит, «продать» коучинг? Даже если не брать в расчет те случаи, когда коучингу придаются откровенно магические свойства, можно заметить, как много в определениях коучинга общих слов о том, насколько это удивительно прекрасная, позитивная, преображающая практика. Ведь коучинг - это про будущее, про развитие, про сильные стороны человека, про его потенциал и возможности, про глубокую трансформацию. Но подумайте, какая помогающая практика, при желании, не могла бы похвастаться тем же, а именно, что она про развитие, про раскрытие потенциала, про повышение эффективности, про высокие результаты, про трансформационные изменения в людях, про будущее… а не про прошлое. Последнее звучит, наверно, особенно странно, ведь любая деятельность направлена на изменения в настоящем и будущем, которые невозможны без сознательного или бессознательного обращения к опыту и знаниям, полученным в прошлом. Любое обучение, любая психотерапевтическая практика, любой тренинг, конечно, также про раскрытие потенциала, повышение эффективности в жизни и деятельности, про трансформацию людей. Но именно в коучинге подобные формулировки часто превалируют над содержательным элементом, завораживая людей приятными обещаниями и отключая их критическое мышление.

Может, поэтому к коучингу и сложилось отношение как неопределившемуся, но пылкому подростку, который настойчиво предъявляет себя миру, с первых моментов, с первых слов в социальных сетях, в самом своем определении. Хотя в этом стремлении самоопределиться слышится скорее отсутствие истинной идентичности, попытка создать максимально положительное впечатление, показаться чем-то гораздо большим, чем он есть на самом деле, желание любыми способами сепарироваться от своих родителей, даже в ущерб себе.

Но как убрать все лишнее, напускное, бессодержательное и выделить то малое и ключевое, что на самом деле отличает его от других практик? Если подойти к решению этой задачи по-научному, то, можно, например, провести анализ некоторого количества определений коучинга и выделить в них исключительно те смысловые элементы, которые встречаются наиболее часто, но при этом не могут быть перенесены на другие практики. Анализ уже первых пяти определений даст вам понимание, что эти элементы: цель, результат, эффективность, решение. Если обобщить эти элементы с помощью одного слова «цель», то станет понятно, что только у коучинга цель коучинга – это постановка и достижение самой цели, какой бы она ни была. И ведь, действительно, наиболее распространённая коучинговая модель GROW начинается с буквы G (Goal – цель) и заканчивается буквой W (Will – выбор действий в направлении этой цели). Таким образом, коуч – это специалист, который помогает человеку определить свои цели, а затем достигнуть их - с помощью нестандартных решений и повышения эффективности своих действий. Звучит парадоксально, но коучинг - это деятельность, которая находится как бы в метапозиции по отношению ко всем остальным практическим видам деятельностей, так как сфокусирована именно на процессах целеполагания и целедостижения. И тогда становится понятно - коуч помогает людям повысить свою эффективность и получить желаемый результат именно потому, что знает, как создать наилучшие условия для осуществления процессов целеполагания и целедостижения.

Рассмотрим роль коучинга в такой деятельности, например, как обучение. В обучении основное значение имеет не постановка своей личной цели, поиск своих решений и выбор своего пути, а следование стандартному образовательному пути, использование общих дидактических решений, достижение внешне поставленных целей обучения. Где же здесь может быть место для работы коуча? Роль коуча здесь будет заключаться в том, чтобы помочь человеку осознать и сформулировать свои личные цели обучения, важные именно для него самого, а также найти собственные нестандартные решения для того, чтобы пройти свой индивидуальный образовательный путь наиболее комфортно и эффективно. Коучинг в обучении способен значительно повысить мотивацию учащегося, создать условия для поиска креативных решений и поддержать человека на протяжении всего пути достижения образовательной цели. Можно ли обойтись без коуча? Ведь большинство людей пока обходятся без этой услуги. Да, конечно, можно. Особенно, если это простая непродолжительная деятельность, с достаточно четкой инструкцией и определенностью окружающей среды. Однако для более сложной деятельности, при работе в сложных системах, при большой степени неопределенности - очень важно, чтобы кто-то помог сформулировать свои значимые цели, найти креативные решения и устойчиво двигаться своим путем к желаемому результату. И тогда, как это замечательно описано в деятельностном подходе А.Н. Леонтьева - правильно поставленная цель оказывается связанной с мотивом, правильно выбранный мотив ведет к удовлетворению истинной потребности, а целенаправленная деятельность легко разделяется на операции так, что сама по себе становится желанной и продуктивной.

И тогда у вас может возникнуть вопрос: «А как так произошло, что именно за словом “коучинг” закрепилась такая практика помощи людям, как определение и достижение своих целей»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории. История коучинга начинается с того, что прямое значение слова коуч - это тренер в спорте, хотя первоначально само слово пришло из образования. Первое использование слова «coach» для обозначения инструктора зафиксировано около 1830 года в Оксфордском университете - «коучем» на жаргоне стали называть человека, помогающего студенту готовиться к экзамену. Слово «коучинг» получило значение «переносить людей с их места туда, где они хотят быть» (кстати, слово «коуч» также означает «повозку», отсюда слово кучер). И да, для спорта постановка цели и ее достижение – это ключевой момент. Выиграть матч, пробежать быстрее, заработать больше очков, поразить больше мишеней… При этом для спортсменов и тренеров (коучей) очевидно, что достижение цели зависит не только и не столько от усвоения знаний, формирования навыков и изменения физического состояния, сколько от психологического состояния: от умения найти и поддерживать свою мотивацию, осуществлять эмоциональную, когнитивную, поведенческую саморегуляцию, находить нестандартные решения, как при подготовке, так и на выступлении. Профессиональный тренер (коуч) работает не только со знаниями, навыками и физическим состоянием спортсмена, но и с его психическим состоянием. И при этом надо учитывать важный аспект такой психологической работы – эта работа не означает корректировку психических дисфункций человека. Психика, как и тело спортсмена – это весьма здоровая, хорошо функционирующая система. Для того, чтобы хорошо работающая система работала еще лучше, не подходят стиль работы, который направлен на коррекцию. Нужна позиция и стиль работы, которые способствуют внутренней самоорганизации спортсмена (в том числе на уровне личности), его способности ставить цели для самого себя, самостоятельно находить решения, брать ответственность на себя и проходить свой путь. Поэтому в таком директивном виде деятельности, как тренерство, вполне закономерно появилось место для недирективного стиля работы с мышлением и поведением спортсмена, который, постепенно выделившись из спортивного мира, стал распространятся в деловую сферу под названием «коучинг».

Здесь, конечно, самое время упомянуть, что недирективный стиль в психологической работы с человеком появился в психотерапии еще в 50-х годах. Называется он личностно-ориентированная недирективная терапия. Удивительным образом в стандартах, компетенциях и в обучении многих коучинговых организаций слово в слово повторяются положения этого подхода, но при этом нет ни одной ссылки на него или упоминания имени Карла Роджерса. Не знаю, является ли это «изобретением велосипеда» со стороны «отцов» коучинга или желанием максимально сепарироваться от своего «родителя», но как бы то ни было, главное, что они распространяли и популяризировали это. Кстати, именно Карл Роджерс ввёл понятие «активное слушание» в 1957 году, которое стало важнейшим элементом сначала в психотерапии, а только затем в коучинге. К сожалению, не все коучи про это знают и верят в то, что психотерапия – это исключительно директивная практика, в которой клиент находится в позиции «не эксперта». Когда коучи говорят, что коучинг – это пространство свободное от советов, то им надо пояснить, что если говорить о житейском понимании слова «советы», то профессиональное психологическое консультирование – это не менее, а то и более свободное от таких советов пространство. Сложно сказать, был ли знаком Тимоти Голви со психологией спорта или с клиент-центрированной недирективной психотерапией Карла Роджерса, когда писал о том, что основная игра теннисиста происходит не на игровой площадке, а в голове игрока. Он использовал собственные термины и концепции типа «внутренней игры» для того, чтобы привнести практику недирективной работы с мышлением и поведением в бизнес среду, где процессы целеполагания и целедостижения не менее важны, чем в спорте. Откровенно говоря, эти процессы имеют большое значение для всех видов целенаправленной деятельности, но, видимо, именно в спорте и бизнесе они определяют результат, в том числе и финансовый, а значит, оправдывают траты на этот вид помощи. Тимоти Голви, его последователям и коучинговым организациям удалось сделать главное – показать значение «внутренней игры» (то есть мышления человека) в постановке и достижении целей, а также указать на роль недирективного способа работы для помощи в таких целенаправленных видах деятельности, как спорт и бизнес. Но при всей важности недирективности в работе с мышлением и поведением человека, нужно понимать, что любой вопрос, любая техника, которые использует коуч, по умолчанию являются в какой-то степени директивными. Кроме того, некоторых изменений в мышлении и поведении человека практически невозможно добиться недирективными способами. Также, как и в спорте – трудно представить коуча-тренера, который не научит спортсмена основным способам саморегуляции и самомотивации, а будет недирективно предлагать спортсмену самому постепенно дойти до всего этого. Недирективный стиль работы с человеком является важнейшей чертой коучинга, но отнюдь не единственной.

Здесь, возможно, вы встретитесь с таким возражением: «Со спортом и бизнесом все понятно, но что заставит обычного человека обратиться к коучу»? Хочется ответить встречными вопросами: «А вам удалось реализовать все обещания, которые вы дали себе в новогоднюю ночь? А вы легко решили задачу «выучить иностранный язык»? А у вас случалось такое, что вы не знали, что делать и при этом рядом не было человека, с которым можно было это обсудить? Думаю, эти вопросы заставят задуматься любого человека и осознать потребность в подобной помощи. Именно эта потребность за отсутствием других альтернатив ведет людей в «Марафоны желаний», к мотивационным спикерам, заставляет покупать очередную книгу о том, как стать богатым, здоровым и счастливым. К сожалению, нас учат всему в школах, институтах, на работе, но только не тому, как ставить и достигать цели, используя знания о мышлении и поведении. Это область знаний и навыков, которая лежит на стыке менеджмента, обучения, психологии, эвристики, фасилитации, и по всей видимости, является теоретической и практической основой для коучинга. И это отнюдь не простая наука. Как писал Энтони Грант, основатель направления «Психология коучинга» (Coaching Psychology) и доказательного подхода в коучинге: «Возможно, теория целей не преподается в программах коучинга потому, что существует огромное количество материалов о целях и процессе их достижения, и установить четкие связи между этими знаниями, а затем соотнести этот материал с практикой коучинга не так-то просто».

Возможно, что значимость этих процессов для людей не такая уж и большая, чтобы выделить целое направление профессиональной деятельности только для их обеспечения. Но обратимся к великому ученому Ивану Петровичу Павлову, лауреату нобелевской премии, человеку, который заложил рефлекторную природу психофизиологических процессов человека. Он сказал следующие слова о значении целей для человека: «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой. Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели.» И действительно, если говорить о принципиальном отличии человека от других животных, то только человек может осуществлять столь эффективную деятельность, предвидя будущее, ставя цели и организовывая свое поведение таким образом, чтобы целенаправленно достигать желаемого.

Таким образом, коучингу можно дать очень простое, но при этом достаточно дифференциирующее определение:

Коучинг – это вид профессиональной деятельности по сопровождению человека в определении и достижении своих целей с использованием знаний о мышлении и поведении.

Многие коучи помнят, как преподаватели коучинга повторяли, что коуч - не эксперт, что коуч не дает советов. Но это противоречит самой сути обучения коучингу - его длительности, и его содержанию. Конечно, коуч не обязан быть экспертом в деятельности, в которой клиент хочет каких-то позитивных изменений и решений. И важно в первую очередь быть недирективным в работе, чтобы клиент поставил свои цели и нашел свои решения в своей жизни и деятельности, в которых он гораздо больший эксперт. Но коуч обязан быть экспертом в том, как эффективно определять и формулировать цели, как искать хорошие и нестандартные решения на пути к ним, как организовать целенаправленную деятельность, чтобы получить значимый результат. Это общие для любого человека и любой деятельности научно-практические знания из таких областей, как психология, эвристика и фасилитация. Глубина и широта этих знаний должны быть одними из самых значимых факторов при выборе коуча клиентом.

Итак, данное определение, может, и не так хорошо «продает» коучинг, но оно вполне понятно каждому человеку и по-научному строго. Ту часть определения, в которой говорится о мышлении и поведении можно уточнять в зависимости от подхода, в котором работает коуч – знаний из когнитивно-поведенческого подхода, подхода, ориентированного на решение, из гештальт-терапии, психоанализа и т.д. или оставить, как есть, если это знания из разных подходов.

Можно расписывать то, что это практика, которая нацелена на будущее, а не на прошлое (цель ведь не может быть в прошлом), что она опирается на сильные стороны человека, который находится в достаточно благополучном состоянии (а иначе как человеку осуществлять деятельность), что помогает добиться успеха, повысить эффективность и результативность, раскрыть потенциал, стать более счастливым, богатым, здоровым и счастливым (как любой процесс определения и достижения своих целей).

Также можно говорить о том, каким чудом является недирективность коучинга, благодаря которой человек начинает верить в самого себя, идти в сторону желаемого, искать нестандартные и очень хорошие решения (процесс сопровождения).

И еще можно много говорить о том, что благодаря коучингу у человека происходят инсайты, у него меняется мышление и поведение, он личностно трансформируется (использование знаний о мышлении и поведении).

Мне кажется, можно смело оставить эти части маркетологам, которые хорошо чувствуют и знают, что и в какой момент нужно сказать людям, чтобы продать любую услугу.

Но желательно, чтобы мы сами хорошо понимали истинную суть коучинга, и передавали это понимание не только клиентам, но и всем людям. Это поможет изменить отношение людей к этой профессии, а самому коучингу наконец самоопределиться, избавиться от подросткового максимализма, от бесконечной многозначности и неопределенности, а значит - «повзрослеть». На такую «сапоопределившуюся» профессию будет гораздо сложнее навешивать негативные ярлыки. А, повзрослев, коучинг неизбежно начнет все больше и больше обращаться к фундаментальным научным знаниям из психологии, к практическими знаниями из психотерапии, эвристики и фасилитации.

И тогда, всем нам, коучам, будет не стыдно говорить о себе во всеуслышание:

"Я коуч. Я эксперт".

Я верю, что у профессионального коучинга большое будущее, которое только начинается!

30.07.2024

Василевский А. С.

когнитивно-поведенческий коуч

PS Если вы находите информацию в этой статье заслуживающей внимание, помогите сделать так, чтобы о ней узнало чуть больше людей – поделитесь ссылкой на нее с теми, кому это может быть интересно.