23 марта 2007 года погиб священник Георгий Романенко. Еще тогда лет 15 назад я написал заметку об отце Георгии. Здесь републикую.
***
Я хотел бы сказать несколько слов о чудном и дивном пастыре Христовом - священнике Георгии Романенко.
Он ехал на машине причащать кого-то из стареньких или занемогших прихожан. С грузовой машины перед ним сорвался строительный лист ДСП (или чего-то такого) и на огромной скорости влетел в лобовое стекло машины священника.
Я знал о.Георгия лет 8 с самого конца 90-х, когда начал работать в Даниловом монастыре. Мы были дружны. Именно так, дружны. Я не был его другом, я не знал его семью, его детей. Я ни разу не был у него в храме. Мы вместе не пили пиво. Знаю лишь, что о.Георгий самоотверженно служил в своих храмах в Московской области, очень серьезно относился к пастырским обязанностям.
Про семью о.Георгия я помню только одну его реплику, что он ходил со своими детьми в компьютерный клуб. Он говорил, что был рад разделить интересы своих детей, чтобы быть с ними и понимать их.
Все годы нашего знакомства о.Георгий звал меня и мою семью к себе в храм в Подмосковье. «Приезжайте, помолимся, я вас на ночь устрою», говаривал он. Я так и не нашел времени туда выбраться, но вот одна наша сотрудница вместе с семьей очень подружилась с о.Георгием и несколько лет, пока у нее не родился малыш ездила к батюшке.
Наши же с ним встречи, впрочем, как и наше знакомство, проходили у нас в молодежном Центре при Даниловом монастыре, где я в то время работал. При полной занятости Центра всегда были свободные помещения и гостеприимная трапезная. О. Георгий с завидной периодичностью (1 - 2 раза в месяц) приходил к нам с одной и той же просьбой: «братцы, где я могу поговорить с людьми?». С первого дня знакомства я знал, что это не просто беседы, а пастырско-психотерапевтические консультации. По своей профессии до священства о. Георгий был психиатр. Став священником, он не оставил былое служение и помогал очень многим и в этом вопросе, никогда не просил мзды за оказанную помощь. Иногда, людей на консультацию к нему посылал и его духовный отец, наместник Данилова монастыря архимандрит (ныне епископ) Алексий (Поликарпов).
В отце Георгии меня поразило и навсегда запомнилось и многому меня научило его юродство. В моем восприятии, он был истинным юродивым наших дней и имел уникальную способность быть «равным» с людьми, быть именно рядом с ними. В нем не было ни йоты надменного клирикализма или псевдодуховности: мол, я священник и все обязаны меня слушать... Он был именно пастырь Христов, который изнутри человека чувствовал и знал область и границы пастырства. Но он был и врач, и так же ясно понимал свои границы.
Ни разу о. Георгий не пришел к нам в рясе. Почему? Я не знаю. Жил он, очевидно, скромно может берег ее для богослужений? Часто приходил в простой одежде, в потертых джинсах, иногда в несколько замызганной рубахе или даже футболке. «Это я пивом залил» - говорил он, показывая на потертую футболку, и при этом рассказывал наисмешнейшую историю о том, как это произошло.
О. Георгий был чудный рассказчик и обладал потрясающим чувством юмора. Не раз сотрудники нашего Центра «катались по полу» от смеха и держались за животы от его баек, анекдотов и историй.
Особенностью о.Георгия было неравнодушное отношение к слишком ретивым, слишком «духовным» или неадекватным людям, которых он встречал в нашем молодежном центре и нередко «смирял». Священник не был с ними груб, он не хамил им. Думаю, что в его понимании это была своего рода психотерапия. Достаточно было ему задать один два вопроса «пациентам», - а вопросы были прямо в точку, - достаточно было что-то со строгим видом разъяснить или просто рассказать развеселый анекдот и рьяные христиане «вставали на место». Мне часто казалось (да я и сейчас так думаю), что отец Георгий порой перебарщивал, бывало, я даже несколько раз просил его прекратить эту «психотерапию» и оставить человека в покое. Хотя, надо признать, в большинстве случаев я понимал, что он знает, что делает и знает меру.
Так или иначе, о.Георгий «посмирял» половину сотрудников нашего молодежного центра. Стоило ему увидеть уныние, неадекватную строгость, ссору, превозношение, как он сразу начинал свою «психотерапию». Бывало, что даже в ноги падал, прося прощение или испрашивая улыбки. В итоге, фактически все наши его любили, хотя конечно кто-то считал его визиты пустой тратой времени. Ведь невозможно было заниматься делом, когда у нас гостил отец Георгий.
Я не знаю почему, но единственный человек к которому он относился с подчеркнутым почтением и даже уважением и не позволял себе никаких комментариев и шуток и тем более юродства - это моя жена Таня. Был период, когда Таня работала у нас в центре секретарем. Даже в ее отсутствие, если речь заходила о ней, о.Георгий был всегда оч уважителен.
Как-то о.Георгий был у нас в монастыре. Мы пили с ним чай и разговаривали. Мне позвонила Таня и я сбросил звонок. "Кто это был?" - спросил о.Георгий. "Жена" - ответил я. "Никогда так не делай. Всегда отвечай ей. Она - твоя ЖЕНА! Даже если будешь у Патриарха или Президента и позвонит жена, то обязательно возьми трубку, а им так и скажи, что звонит жена и они должны дать Тебе возможность с ней поговорить" - строго сказал отец Георгий.
О.Георгий не мог даже на природном каком-то уровне терпеть слишком большой мрачности, серьезности, строгости, занудства и высокомерия. Как-то он буквально ворвался к нам в офис и просил его спрятать в какой-нибудь комнате или даже, «хоть под столом». Он действительно был напуган и очень взволнован. Но до пряток так и не дошло. Желание поделиться происходящим и рассказать нам новую смешную историю взяло верх. Оказалось, что прибежал о.Георгий из лавки оптовой книжной торговли монастыря, куда зашел за книгами для храма. На выходе он встретил трех человек в рясах, небольшого по сравнению с ним роста и очень строгого, скорее даже хмурого вида. Их священнические кресты были спрятаны в складках ряс. Сам же о.Георгий был, как полагается, в гражданском. Желая развеселить «собратьев» он сказал им: «И откуда ж к нам такие маленькие попЫ приехали?» Я уверен, что дальше о.Георгий непременно поговорил бы с ними, пообщался и извинился за свой «наезд», но цель была бы достигнута... Однако, в этот раз лица пришедших исказились... В их эмоциональном запале у одного из «маленьких попов» из складок рясы выпал не крест, а панагия. Это был епископ. Поняв с кем связался, о.Георгий, испросив прощение, моментально испарился и прибежал к нам, ожидая, что за ним гонится разъяренный архиерей... Надо сказать, что о.Георгий очень почтительно относился к епископскому сану и потом долго переживал о случившемся не столько даже из страха, сколько из экклезиологических соображений. Но как же нам тогда было смешно, когда всю эту историю мы слушали «в ролях» с визуальными образами...
Еще о.Георгий очень уважал образованных людей. Никогда не стеснялся что-то спросить, попросить помощи. Если мнение специалиста противоречило его пониманию какого-то вопроса, он смело соглашался принять компетентную точку зрения.
Хочется сказать о некоторой ревности о.Георгия по справедливости и человеколюбию. Он не переносил лицемерия, мздоимства, гордости, не переносил тоталитарных духовников. Мне почему-то кажется, что о.Георгий много претерпел от подобных людей. Не называя имен, о. Георгий часто рассказывал нам поучительные истории о некоторых властьпридержащих в Церкви. Бывало, что после беседы с «пациентами», то есть теми, кто приходил к нему на консультации (а среди них были и дети и подростки), о. Георгий не мог удержаться от критики в адрес их духовников или их родителей. Он всегда был на стороне угнетенных. Незадолго до смерти батюшка приходил к нам и эмоционально делился своими переживаниями об одном забитом и подавленном юноше, мать которого читала его исповеди с разрешения духовника (очень известного в Москве священника).
Одна из последних историй от о.Георгия. Он рассказывал, что в Воронежской области, кажется, в Задонском монастыре наконец-то встретил настоящего монаха! Так он решил потому, что во время исповеди открыл монаху-священнику о своем грехе - пристрастии вкусно поесть. На что пожилой изможденный болезнями священник истинный монах похлопал по отечески с любовью о.Георгия по плечу, посмотрел ласково на отнюдь не худую и не маленькую фигуру исповедующегося и сказал: «Ну что ж... Ешь, пока естся..." Это нескончаемо утешило о.Георгия и он вспоминал эту историю, как пример истинной любви и сострадания.
Как-то, примерно за месяц до смерти о. Георгия мы с женой встретили его в Ашане. Было начало Великого Поста. Мы обычно закупаемся на пару недель. Телега наша была перегружена, и чего в ней только не было, в том числе молоко, сыр, куры, рыба и т.д. И вдруг, лицом к лицу сталкиваемся с о тцом Георгием. У него пустая тачка. «Ребята, - говорит он, - я рад Вас видеть. Если не торопитесь, то пошли в ресторан ИКЕЯ, там можно очень недорого перекусить, почти даром. Пообщаемся. Я только что оттуда, но с вами с радостью схожу». «Хорошо, - говорим, - давайте после Ашана созвонимся». Пока мы отстояли очередь, к нашей кассе снаружи подходит о.Георгий и показывает на свою телегу: «Вот как поститься надо, а то накупили тут молока, сыра, кур». А сам смеется. В его телеге лежит несколько упаковок минеральной воды и штук 8 огромных свежих батонов хлеба, не багетов, а именно батонов килограмма по два каждый, которые пекут в Ашане.
Пошли в ресторан ИКЕЯ. О.Георгий взял себе грибной суп-пюре (по вкусу, типичный советский пакетированный суп из шампиньонов), какие-то булки, картошку фри, пиво, чай и стаканчик для газировки. Меня все время подбивал взять побольше всего, намекая на мое телосложение. Подходим к столику, о.Георгий отдает моей жене Тане пиво. «Ты, - говорит, - тут одна не за рулем, пей, я хоть за тебя порадуюсь». Это было приятно!
Во время еды батюшка, как всегда, дурачась, поведал нам свою теорию ресторана ИКЕЯ. «Тут, - говорит, - недорогой суп, бесплатный майонез, кетчуп и газировкой хоть упейся, заплатив за стаканчик». В суп надо побольше этого майонеза и кетчупа лить. Так сытнее. И... бах продемонстрировал это, превратив свой суп-пюре в кетчупо-майонезную массу. И, добавил с улыбкой: «Я тут нередко завтракаю». Я, зная о.Георгия, понимал, что все это именно дурачество, в самом хорошем смысле. Я уверен, что так он скрывал от всех свой внутренний мир, свою личную жизнь.
Одна из самых любимых историй о.Георгия такая. В одном женском монастыре, где он служил, настоятельница просила его делиться исповедями монахинь. Конечно, ей было отказано. После этого она возревновала священника к сестрам и даже запретила некоторым из них общаться с ним. Как-то раз батюшка пришел в трапезную. Сестра раздатчица была именно из тех, которые не имели права на общение. Молча, опустив глаза, не смотря на о.Георгия, монахиня поставила перед ним суп. По привычке, она решила спросить его о сметане, но, опомнившись, стоя прямо перед ним, даже не повернув голову, закричала другой сестре в противоположном конце трапезной: «Сестра N! А он сметану будет? Класть ему?» Монахиня даже не назвала священника по имени! Представьте эту историю «про послушание», рассказанную о. Георгием «по ролям» с яркими подробностями!
Вечная память священнику Георгию от нас и Царство Небесное от Господа Иисуса Христа, которому о.Георгий отдал всю свою жизнь!