Найти тему
Гаврилины сказы

ПРОКЛЯТЬЕ КУЙВЫ (часть вторая)

(Часть вторая)

Замысел готовящегося видео подразумевал преодоление Эльморайока и выход к берегу Сейды. Формат- то у нас документальный (вот теперь думаю, может на фоне книг ролики снимать, и не ездить никуда). Вечер в Кандалакше был полностью посвящен пакованию рюкзаков на трехдневный поход. Рюкзаки в итоге получились достаточно тяжелыми. На месте разберемся, подумали мы, и ранним утром тронулись из Кандалакши в направлении Карнасурты.

Вершина перевала Эльморайок. Погода еще позволяет фотографировать.
Вершина перевала Эльморайок. Погода еще позволяет фотографировать.

На подъезде к перевалу поднялся лютый ветер. После обсуждения дальнейшего плана, было решено штурмовать Эльморайок налегке. Ну как-налегке: тяжелый штатив, камера, еда (весь день в горах), вода и теплая одежда. Сейчас задним умом я понимаю, что все, что не делается-к лучшему. Если бы мы застали бурю с тяжелыми рюкзаками на перевале, то точно заболели бы, если не хуже. Но обо всем-по порядку.

Проходную комбината преодолели очень легко, благодаря заранее поданной заявке на поход к Сейдъявру. Охрана ГОКа сопроводила нас до выхода с территории комбината. Все это время небо было голубым, перьевые облака пролетали вдаль, и в целом ничто не предвещало беды. Перевал Эльморайок в направлении Сейды хорош тем, что подъем на него достаточно пологий. Даже необученному туристу он дается просто, а тем, кто раньше ходил в горы-это как семечек погрызть. Есть несколько участков курумника-огромных каменьев, отколовшихся от горы в результате подрывных работ рудника. Курумы коварны тем, что не улежались на месте, и огромный булыган весом в несколько сотен килограммов может запросто съехать с места под весом человеческого тела.

Те самые курумы. Издалека кажутся маленькими. Но это - иллюзия. Маленький горный ручеек, стекающий с плато в ходе таяния снегов, в бурю превращается в бурный поток.
Те самые курумы. Издалека кажутся маленькими. Но это - иллюзия. Маленький горный ручеек, стекающий с плато в ходе таяния снегов, в бурю превращается в бурный поток.

Впрочем, каменные гурии, оставленные предыдущими ходоками, плюс-минус указывают маршрут. Курумник прерывает его в ряде мест, но при пологом подъеме в сухую погоду это не играет роли. Всего за пару часов мы достигли вершины перевала, и перед нами открылся величественный вид на ущелья древних гор, а впереди маячил кусочек заветного Сейдозера.

На горизонте между гор - заветная Сейда.
На горизонте между гор - заветная Сейда.

Спуск с Эльморайока-очень крутой. Ветер подгонял в спину, и в долину мы спустились за полчаса, бодро и весело. Но обернувшись, я сразу вспомнил прошлый поход: чтоб взобраться обратно на вершину перевала, надо преодолеть очень крутой склон. Хоть тропы и читаются явно, мы в тот раз возвращались крайне медленно. Не взяли воду, а перегруженные рюкзаки мешали подъему. Но в этот то раз со штативом, камерой и едой идем. Казалось бы-что может пойти не так?

Всё пошло не так.

На перевале. Тучи сгущаются. Каменный гурий укажет дорогу в дождь и туман.
На перевале. Тучи сгущаются. Каменный гурий укажет дорогу в дождь и туман.

Где-то в долине небо затянулось облаками, и начался дождь. Дождь на тропе-это мокрая одежда. Плащи мы с собой естественно взяли, но обувь и штаны в сырых каменистых зарослях промокают где-то минут за 15-20. А от перевала до берега Сейды оставалось около 6 км. Досужий критик скажет: чего не подготовились? Могу парировать: человек полагает, а Бог располагает. Мы рассчитывали на короткий бросок.

Эльморайок имеет высоту около 650 м. Окрестные горы-гораздо выше, хотя относятся к самым древним горным массивам планеты. Долина Сейды, таким образом, полностью защищена от горного ветра. И долина эта прекрасна: прозрачная вода голубоватого цвета позволяет видеть камни и листья на дне водоема на глубине больше полутора метров. Она настолько чистая, что практически не дает искажения, если погрузить в воду руку. Всюду покоятся камни, слово обработанные рукой человека-на редкость правильной формы. Неудивительно, что Александр Барченко в 1920-е так впечатлился.

В долине Сейдъявра. Если приглядеться, то можно различить на скале силуэт того самого Куйвы.
В долине Сейдъявра. Если приглядеться, то можно различить на скале силуэт того самого Куйвы.

Однако, горная долина не спасает от бури. Скорее, напротив. Каменистые ручейки, которые мы прошли на «изи» по дороге к Сейде, превратились в пенящиеся потоки на обратном пути. До берега мы так и не дошли-шторм усилился. В паре километров от цели мы приняли решение развернуться. К тому моменту всё, что было ниже кромки плаща, пропиталось влагой. Даже хваленые мембранные ботинки отсырели. Но это было только начало. Преодолев лес, мы спустя время вышли к подножью Эльморайока. Тот ручей, который мы перешли по камням на пути к Сейде, превратился в бурную реку. Пришлось искать новую тропу, и карабкаться вверх под проливным дождем и ветром.

Чем выше ползли мы по горной тропе, тем больше усиливались порывы ветра. Тугие струи дождя хлестали по дождевикам. Одежда промокла насквозь еще по пути к вершине, а предстояло не только покорить гору, но и вернуться обратно к Карнасурте. Спустя долгое время борьбы с порывами ветра и хлещущим словно плеть дождем, мы вернулись к пещере на вершине перевала. Она звала внутрь: отдохните от шквала. Но это было бы ошибкой: насквозь промокшими сидеть среди камней. Так и подохнуть недолго. Мы пошли дальше.

Приближение шторма. Безжизненные голые скалы не спасут от дождя и порывистого ветра.
Приближение шторма. Безжизненные голые скалы не спасут от дождя и порывистого ветра.

Порывы ветра усилились настолько, что приходилось минутами стоять между камней, чтобы не упасть. Дождь пеленой застилал путь. А на спуске нас ждали курумы-скользкие проклятые валуны. Был момент, когда ветер задул с такой силой, что меня сдвинуло с места и ударило коленом о выступ скалы. Спускаясь с Эльморайока, я заметил, что пальцы рук колет, как в лютый мороз. Адский ветер и гонимый им ливень сделали свое дело. Броды у Карнасурты мы шли уже не по камням, а по колено в воде-обувь была смертельно мокрой, и в целом было наплевать. Чувак на проходной Карнасурты очень удивился, что мы вернулись, и из вежливости спросил, как дошли. Ответом ему было одно лишь слово: ж**а.

Почему нет фоток в разгар бури? Очень просто - когда тебя порывами ветра сносит с горы, а одежда и обувь насквозь промокли, не до фоточек)
Почему нет фоток в разгар бури? Очень просто - когда тебя порывами ветра сносит с горы, а одежда и обувь насквозь промокли, не до фоточек)

Ничего в этом мире не бывает зря: если бы мы пошли с мешками, то ночевали бы мокрыми на Сейде под дождем. Мы отправились налегке, сделали за день порядка 30 км, и вернувшись с перевала, поехали в славный город Мончегорск в незапланированную гостишку пить коньяк и греться в горячем душе. И есть на завтрак сендвичи из оленины с травами. А проклятие Куйвы видимо существует, и накрыло оно не только нас, но и попутные группы: те, кто поднимался на перевал перед нами, поставили палатку недалеко от рудника, видимо задолбались, а попутная группа раскинула лагерь в лесу перед перевалом. Им еще предстояло взбираться в гору в то время, когда мы уже чилили в мягких постелях.

#ад #хибины #ловозеро #кольский #сейдозеро #перевал