Отношения между людьми являются самым главным в жизни каждого человека. Они порождают лучшие чувства, эмоции, значимые и острые душевные переживания.
Формирование межличностных отношений берут свое начало с самого детства, ведь именно тогда значительно растет значимость общения со сверстниками. У дошкольников оно делится на три этапа:
С 2 до 4 лет сверстник - это и есть партнер, когда дети подражают друг другу, эмоционально поддерживая;
С 4 до 5 лет рождается потребность в ситуативно деловом общении. Содержание общения порождает совместную деятельность, умение договариваться;
С 6 до 7 лет проявляется черта вне ситуативности, происходит отбор предпочтений в отношениях между детьми.
Общение между сверстниками несет за собой различные мотивы, например, деловой (сотрудничество в целях практического взаимодействия, с помощью которого оба получают положительные эмоции от процесса совместной деятельности), личностный (феномен «невидимого зеркала», дети наблюдают в других отношение к самому себе) или познавательный (общение с равным по возрасту партнером благодаря которому происходит познание и самопознание).
У старших дошкольников доминируют деловые и личностные мотивы в общении. Значительно растет вовлеченность в деятельность и переживание сверстника. Они, чаще всего, внимательно смотрят за действиями собеседника и присоединяется к нему эмоционально. В этом возрасте дети намного активнее и стремительнее, чем были ранее, наблюдается стремление к обширному, богатому и разностороннему общению. Это создает основу для формирования сотрудничества и дружбы.
Старшим дошкольникам становятся доступными чувства эмпатии (сопереживание, умение понимать чувства другого), возникает желание помочь и поддержать. Также проявляется повышенная чувствительность нервной системы, это несет частые конфликты между детьми, понижение настроения, агрессию и демонстративность.
У появления конфликтного поведения среди старших дошкольников имеются причины. Первая заключается в необходимости положительных эмоций и отношений со стороны сверстника, а еще нет осознания того, что другу нужно то же самое.
Вторая – дети плохо понимают свои чувства и переживания, свой внутренний мир. Следуя из этого, они не могут понять другого человека. Конфликтов становится меньше только примерно к шести годам, когда сверстник сам по себе становится интересен не как средство для самоутверждения, а как друг, с которым можно хорошо провести время – поиграть, погулять, почитать книгу, поговорить и т.п.
Способности в области коммуникации и социальная компетентность должны формироваться с помощью организации совместной деятельности – игры, которая должна основываться на хорошем опыте общения и нравственных критериях воспитания детей. Многие педагоги и психологи игру представляют как самостоятельную сферу жизни дошкольника, которая шагает рядом с трудом и обучением.
Старший дошкольный возраст является самым благоприятным для развития навыков общения, межличностных отношений, потому что именно тогда дети проявляют наибольший интерес друг к другу как к личности. Взрослые обязательно должны помогать детям в их развитии, направлять их деятельность для получения необходимых результатов, быть для них примером и опорой.
#педагогБулаева