О Луковой башне и источнике рядом с ней, коей явился молитвами преподобного Сергия, о Водяных воротах и Водяной башне и спорах вокруг их изначального облика
Вступление
От Пятницкой башни на юго-востоке до Водяной башни на юго-западе восемьдесят четыре сажени, или около ста семидесяти метров. Обе башни, что стоят по краям монастыря, восьмигранные. Водяная чуть повыше Пятницкой (двадцать пять метров против двадцати двух), в остальном же и количество ярусов, и количество бойниц совпадает.
Если Пятницкая башня этакая коренастая, приземистая, то Водяная – она «постройнее», но тоже впечатляет своим величием. Однако, стоит башня в не самом «удобном» месте для её созерцания, скрыта она оградой монастырского сада и другими строениями Лавры, да и деревья прячут её от взора туристов. Скрыта нынче от нас южная стена, равно как и западная, скрыты от взора туриста более поздними строениями.
Тот облик башен, что мы видим сейчас, есть результат надстройки стен и башен в конце семнадцатого века.
А вот какими были башни и стены во времена Смуты и ранее? Что ж, постараемся это выяснить, а потому вновь обратимся к Описи 1641 года. Вот что она нам говорит.
От Пятницкой Круглой башни до Луковой башни городовые стены сорок две сажени.
Луковая башня вдоль и поперек по четыре сажени От Луковой башни до полаты где живут и делают (?) деревщики городовые стены сорок одна сажень с полусаженью городовая кровля обвалилась полаты четыре сажени.
От полаты городовые стены до водяных ворот три сажени на воротах башня четвероугольная вверху поперек башни четыре сажени вдоль по городу пять сажен с полусаженью внизу в вортах в проезде полторы саженизатворы в воротах деревянные.
Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 года
Луковая башня
История и облик
По краям южной стены – две башни, да посередине – одна. Та, что посерёдке, исстари зовётся Луковой. Историки в один голос утверждают – название такое дано от того, что перед башней был луковый огород. И на то есть подтверждение в Описи.
Перед Водяной башней в те времена, да и сейчас, есть круглый пруд. По другую сторону пруда «возле монастырские стены монастырско же луковый огород. А на нём живёт в келье Пятницкой [то есть в келье Пятницкого монастыря] Лука Вереитин».
А не в честь ли Луки башня названа «Луковой», в том смысле, что это башня Луки Вереитина?
Луковая башня, среди всех, не самая высокая, девятнадцать метров. Да и бойниц в ней всего лишь пятьдесят. Но сие ни в коем случае не умаляет её достоинств. Луковая башня укрепилась в центре южной стены, а в поддержку ей две мощные башни – Круглая (Пятницкая) и Водяная. Она, Луковая башня, как младшая и любимая сестра, которую хранят, защищают и поддерживают два старших брата, статные и сильные.
Однако ныне первоначальный облик башни утрачен. Ещё в восемнадцатом веке крепостную стену соединили с митрополичьими покоями, сделали на стене прогулочную площадку для знатных гостей. А заодно и верх башни перестроили – придали вид беседки, в коей есть большие окна, внутри жилые помещения. Да и кровлю переделали, была она шатровая, а нынче кровля её лишь отдалённо напоминает очертания воинского шелома русского воина. Часть
Вот две фотографии нашей башни. Первая фотография сделана художником В. А. Соколовым до 1917 года. На фотографии хорошо видно, как перестроили верх башни под жилое помещение.
Вторая фотография – середины двадцатого века. С этого ракурса внешний вид Луковой башни достаточно удачно сочетается с Трапезной на заднем фоне. Но всё ж таки жаль, что башня утратила свой истинный, первоначальный облик.
Ныне и не видать Луковой башни. То деревья её скроют, то другие строения. Если только с дороги, с проспекта, из машины, можно увидеть ту самую кровлю, ломаную и криволинейную, когда едешь со стороны Москвы и уже оставил по правую руку Вознесенскую церковь.
В описи 1701 года сия башня записана как Гульбищная. Видимо, решили дать ей название по её новому назначению – ведь теперь башня была предназначена для прогулок. Однако название сие не закрепилось за башней.
Наряд Луковой башни
В сражении Луковая башня могла знатно поддержать своих старших братьев.
В верхнем бою – «пищаль полковая медяная одиннадцати пядей, в станку на колёсах. Ядро две гривенки. А у ней блиско устья на стороне дира». Слово «дира» имеет несколько значений – дыра, углубление, ямка, прореха. Скорее всего, была у устья какая-то вмятина, но не дыра. Ведь в монастыре в то время были свои оружейные мастерские (об этом – позже). И пушкарь, Трофимка Михайлов, что был при пищале, обязательно бы доложил о «дырке». Иначе, получается, службу свою он нёс плоховато, раз пищаль у него в таком состоянии – коль враг нагрянет, а стрелять то пищаль и не может. В том же, верхнем бою, коза со смолою.
В среднем бою – две пищали. Одна затинная, вторая полковая и ядро у неё гривенка. Порозу и ядер нет при них.
В подошвенном бою – пищаль полковая волконейка, дробовая, девяти пядей. Стоит она по стене «х Круглой башне». Да ещё арганка стоит.
Предание об обильном источнике подле монастыря
В описании Троице-Сергиевой Лавры авторства Е. Голубинского, приводится интересный факт.
Преподобный Сергий избрал себе место на берегу небольшой реки, но выбрал такое место, где из-под берега бил ключ чистой воды. Со временем источник иссяк, братия же числом увеличилась. Монахи вынуждены были носить воду издалека. И ВОТ МОНАХИ взроптали.
В коей раз преподобный Сергий, взяв с собой одного брата «сошел с ним в дебрь яже под монастырем», то есть сошёл в низину под монастырем и, нашедши в одном рву немного дождевой воды, сотворил над нею усердную молитву. По окончании же молитвы явился обильный источник воды.
Автор описания, в коем обсуждается сие предание, Е. Голубинский, ставит вопрос – а где же искать этот источник?
Версию о Пятницком колодце, что близ Пятницкой церкви и над которым стоит часовня, автор считает маловероятной. Он полагает, что источник этот был обустроен в более позднее время. Вернее, здесь был вырыт колодец. Да и расположен он далеко от тех мест, где жили монахи. «Ходьба к нему по тонкой и грязной низине была бы … затруднительна», весной же и летом – совсем невозможна. Место это расположено в пойме реки, в низине, и по весне и осени должны была превращаться в болото. К сведению - низина была засыпана в 1892 году.
С рассуждением автора можно согласиться. Тем более, что от мест, где расположены в те времена были кельи, ближе было бы спуститься к реке на стороне западной, нежели идти в нынешнему Пятницком колодцу. Да и по южной стороне монастыря не так уж и далеко до реки.
Однако автор продолжает рассуждать далее и приходит к выводу, что преподобный Сергий спустился с южной стороны, чуть наискось, на восток, от нынешней Луковой башни, в пяти-шести саженях от неё. В подкрепление своего рассуждения он приводит слова Епифания о том, что он «сошёл в дебрь, которая под монастырём». И данное выражение, считает автор, более подходит южной стороне, нежели западной.
Источник, о коем идёт речь, был расположен на территории Пафнутьевского сада и была над ним построена каменная часовня. При строительстве странноприимного дома часовня была разобрана.
Пытливый читатель вспомнит об источнике на северо-восточной стороне. На реке Кончуре, как раз напротив Каличьей башни. Однако, предание гласит о том, что сей источник возник по молитвам Саввы Сторжевского, коей после смерти преподобного Сергия был избран игуменом Троицкого монастыря.
Заметим, что местные края всегда славились обилием родников, что разбросаны по разным местам вдоль уже почти пересохших рек. Многие из них иссякли, некоторые же по сию пору дают воду. Местные жители, старожилы, знают многие места, где из-под горы бьют ключи.
В целом же следует обратить внимание на множество известий и преданий об источниках, что появлялись в окрестностях монастыря волею и молитвою как самого преподобного Сергия, так и его учеников. Что-то в этом повторении есть тайное и сокрытое.
Источник: «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преподобного Сергия и путеводитель по Лавре Е. Голубинского». Опубликовано в «Чтения в Императорском обществе Истории и Российских древностей про Московском Уриверситете. 1909 год, книга вторая.
Водяная башня
Как изначально выглядела Водяная башня, определить вряд ли возможно. Опись монастыря нам говорит о том, что была она четырехугольной, четыре сажени поперёк и пять саженей по городу. Башня изначально была воротоная, то есть стояла над воротами.
«В воротах в проезде полторы сажени затворы в воротах деревянные»
Если посмотреть на изображение Водяной башни на иконе семнадцатого века, мы увидим, что она не отличается радикально от других четырехугольных башен монастыря. Однако, и ворота на иконе не обозначены. Равно как не обозначены и «полаты», в коих живут деревщики.
Опись 1641 года нам сообщает, что от Луковой башни длина стены – сорок одна сажень. И здесь находятся «полаты», в них живут деревщики. Длина палат – четыре сажени, а далее, через три сажени, водяные ворота и над ними – башня.
Заметим, что позднее башня была перестроена и приобрела тот облик, который хорошо нам сейчас знаком.
Пока не удалось найти что-либо о палатах деревщиков, но, думается, со временем информация будет найдена. Возможно, что таковая палата была перестроена в те времена, когда возводилась новая Водяная башня.
До возведения восьмигранной башни на этом месте располагалась другая башня – с планом в виде буквы «П» и с воротами между ними. Часть этого строения сохранилась и по сию пору. Так считал ахитектор и рестовратор В. И. Балдин. Посмотрим на его реконструкцию.
А заодно и сверим рисунок с тем, что говорит нам опись и с тем, что изображено на иконе семнадцатого века.
На иконе изображен монастырь того времени и, что самое главное, до того, как надстроили стены.
В Описи мы читаем, что Водяная башня – воротная. Так и написано – «… на воротах башня». На иконе же мы видим действительно четырехугольную башню, но без ворот. Хотя Красная башня с воротами изображена именно так, как надо. Хотя справа от угловой башни, ниже, есть нечто, похожее на ворота, там половинка нарисована.
А вот между Пивной и Водяной башнями есть ещё одна башня, и в ней – ворота. Что же эта за башня?
Опись нам говорит, что по западной стене от водяной башни следующая Сытная, далее Погребная и только потом Плотничья, угловая башня. Ныне на западной стене только лишь Пивная башня и Келарская, которая является частью гостиных палат. Ранее они выступали вперёд, но после перестройки составили со стеной единую линию.
Итак, на иконе мы видим, что угловая башня действительно четырехугольная, но у неё нет ворот, но вроде как они обозначены. На западной стене есть башня с воротами, но что это за башня, пока нам неизвестно. Пока лишь зафиксируем это наблюдение и вернёмся к этой загадке позже, в рассказе о западной стене.
Нет на иконе и того, что в описи указана как «полаты, где живут деревщики». А это должно быть здание, являющееся частью стены.
Вернёмся вновь к реконструкции В. И. Балдина. Как мы видим, ворота охраняли две практически идентичные башни, слева и справа. И обе башни – боевые. Тому есть подтверждение в том, что в воротах найдены пазы от опускной решётки, которая называется «герса». Такие решётки изготавливали из металла или дерева, они были массивынмию Сама же решётка завершалась острыми кольями внизу. Этот элемент был открыт в 1938 году при реставрации, которую проводил архитектор Игнатий Трофимов.
Водяные ворота в 1961 году выглядели удручающе, чему свидетельство – нижеприведённая фотография.
А вот тот же участок стены сейчас, после реставрации.
В целом можно согласиться с тем, что справа от ворот стояла ещё одна башня. Но так ли это? Дерзнём предположить, что в рассуждениях В. И. Балдина могла быть и ошибка. Однако, для ответа на вопрос потребуется привлечь больше материалов. Хотя на общей реконструкции монастыря за авторством В. И. Балдина, означена лишь одна угловая башня. Да и на своих макетах он вторую башню не ставил. Обозначал угловую башню и сами ворота.
Как бы то ни было, прав или нет великий архитектор и реставратор, его реконструкция Водяных ворот красива и величественна. Именно таим и должен быть русский стиль крепостных сооружений начала шестнадцатого века и ранее.
Боевой наряд Водяной башни
Каково же было вооружение её в середине семнадцатого века?
Поначалу мы узнаём, что у «Водяных ворот, в полатке, в подошвенном бою у деревщиков: пищаль полковая дробовая медяная шти пядей». Стоит она по стене к Луковой башне.
На самих же Водяных воротах три боя – верхний, средний и подошвенный.
Макарко Недошивка и Емелька Зеленин, два пушкаря у пищалей в верхнем бою. У первого пищаль «полуторная медяная в станку на колёсах» да ядро шесть гривенок. У второго пищаль «полковая медяная в станку на колесах», а ядро – гривенка. Здесь же – две козы со смолою.
Средний бой – три пищали затинных, все в станку. А в подошвенном бою - «арганка, в одном станку три ствола». Пороху и пулек для них нет.
Сами ворота были серьёзно защищены, а вот на самой башне пищалей нет, только лишь «восемь парусов». Но что это – выяснить, пока, не удалось.
У башни же, в стене, стоял «котёл медяной вёдер в сто, держат для осадного времяни на приступных людей, варят в нем вар». Выходит, что в этом котле варили вар на всю крепость и потом разносили по стенам и башням, туда, где козы со смолою стоят.
Назначение Водяной башни
Все исследователи и историки говорят об одном назначении башни и, соответственно, ворот. И говорят они только о назначении хозяйственном. Мол, рядом течёт речка Кончура, тут же – круглый пруд, огороды. Ходили, получается, монахи к реке за водой, поливали капусту, а потом её же, капусту, собирали и уносили в монастырь. В сторону Луковой башни – ещё один огород, луковый. Тоже урожай надо собирать. Тут, конечно, спору нет.
Возле круглого пруда, что напротив Водяных ворот, от Пушкарские слободы монастырский он же капустный огород. Так сказано в Описи
Но ведь ворота защищены очень хорошо, пищалей на них не менее, чем на других башнях. Да на верхнем бою у пищалей пушкари, коих просто так и абы где не поставят. Не огороды же защищать пищали нужны.
Давайте взглянем на карту, тут не важно, какого она времени.
Как мы знаем, старая дорога к Лавре шла через село Клементьево, мимо Успенской церкви. Именно от Успенской церкви русские царствующие особы начинали свой путь к Троице.
Дорога же и сейчас сохранилась, это улица Клементьевская. От Успенской церкви она спускается к Келарскому и Банному прудам, проходит между ними и продолжением её является улица Пушкарская. Она поднимается в гору и ныне упирается в ограду Пафнутьевского сада. Логичным её продолжением кажется направление именно на Водяные ворота.
Взглянем на фотографию шестидесятых годов прошлого века. Справа – Келарский пруд, вдоль которого спускается Клементьевская улица и далее правый поворот. Это уходит в горку улица Пушкарская. На заднем фоне отлична видна колокольня, правее же, на переднем фоне глав церквей, виден купол Водяной башни.
Скорее всего, были Водные ворота, скажем так, основными хозяйственными воротами монастыря. Через них приходили в монастырь и уходили различные грузы как на Москву, так и в другие места необъятного нашего Богохранимого Отечества. Согласитесь, не через парадные же ворота пускать телеги? Предположение такое имеет право на существование. Особенно, если посмотреть на то, что же производили монастырские мастера в оружейной палате. Но об этом мы скажем в своём месте, когда доберёмся до тех мест описи, в коих рассказано о монастырских промыслах.
Ну и, конечно же, лук и капусту чрез Водяные ворота ввозили в монастырь, как же без этого!
Южная стена Троице-Сергиева Монастыря. Заключение
Итак, окинем общим взором южную стену. Посмотрим на неё глазами В. И. Балдина. Он предложил свой проект реконструкции южной стены монастыря.
Ниже приведём не самого лучшего качества фотографию макета монастыря, который был создан В. И. Балдиным. Однако здесь очень хорошо видна южная стена и в верхнем левом углу – Водяные ворота и Водяная башня. Как мы видим, башня здесь указана одна.
В этом нет ничего странного и необычного. Да, есть несколько вариантов реконструкции. И каждый красив по-своему.
Сами же макеты стоит увидеть своими глазами. Их несколько - от пятнадцатого века до века восемнадцатого. Увидеть их можно в музее Сергиева Посада.