В марте этого года не стало Александра Ширвиндта – актёра, театрального режиссёра, сценариста, педагога, писателя-мемуариста... Одним словом – гения и яркой личности. Невосполнимая утрата для мира искусства. 19 июля Ширвиндту могло бы исполниться 90 лет! И в честь этого в театре Сатиры прошёл вечер памяти Александра Анатольевича под названием «Планета Ширвиндт».
В целом, вечер понравился зрителям, которые пришли почтить память великого театрального режиссёра. Было много улыбок и много слёз... Но осталось и немало вопросов. Многие, в том числе и вдова Ширвиндта, сочли представление уж слишком пафосным и откровенным – неприлично откровенным.
Попытки приблизиться к гению Ширвиндта
В целом, вечер памяти вышел уютным и душевным. Он представлял собой сборник номеров – эдаких зарисовок, демонстрирующих разные этапы жизни Александра Анатольевича: от его юных лет и до старости. Для сценок, иллюстрирующих его жизнь, были задействованы фрагменты из его мемуаров и книг. Первая сценка, например, демонстрирует любимое хобби писателя-мемуариста: ни для кого из почитателей его творчества не секрет, что Ширвиндт обожал рыбалку. Несколько минут актёры просидели на сцене с удочками и курительными трубками, показывая, как могли выглядеть эти минуты отдыха и расслабления для самого Ширвиндта.
Артисты также зачитывали отрывки из мемуаров Александра Анатольевича, ведя зрителей за руку сквозь года его насыщенной, яркой жизни... Со сцены было рассказано много интересных вещей и озвучено множество значимых эпизодов жизни: не обошли стороной и детство, когда Ширвиндт – которого всегда тянуло к дворовой компании мальчишек, – вместо того, чтобы веселиться со сверстниками обучался игре на скрипке... Стоит заметить, что такое положение дел ему не нравилось.
Но кое-что многим зрителям не понравилось – несмотря на душевность всех этих сценок. И это подражательство. То, как местами актёры пытались копировать Ширвиндта – его манеру, его интонацию, его юмор, его стиль... Всё это, конечно, выглядело нелепо. Просто потому, что повторить нечто подобное априори невозможно! Ширвиндт – это Ширвиндт! Это как пытаться приблизиться к стилю Элвиса Пресли, но Пресли всегда будет оставаться собой, королём, в то время как люди, копирующие его, всего лишь людьми, которые... копируют его (да, такая вот тавтология). И многим поклонникам Александра Анатольевича это было непонятно. Ну зачем? Зачем было это делать? Ведь так хорошо всё начиналось...
«Ребята молодцы, качественно и очень душевно представили сценки из жизни Александра Анатольевича. Но одного я так и не понял: зачем было таким пафосным образом читать отрывки мемуаров? Словно пытаясь воспроизвести интонацию самого Ширвиндта. Это же глупость... Этот момент всё испортил лично для меня»
«Было приятно слушать, когда они просто читали или говорили тёплые вещи об Александре Анатольевиче. И как же всё это разом перечёркивалось, стоило им начать подражать ему...»
Впрочем, это самая малость, которая вызвала небольшой бунт в комментариях после премьеры. Куда больше возмущения вызвало откровенное письмо Ширвиндта своей супруге Наталье Николаевне...
«Кис! Целую, куда хочу...»
Гвоздём программы стала сценка, где зачитывались личные письма Александра Анатольевича, адресованные его единственной и самой любимой женщине всей жизни – Наталье Николаевне Белоусовой. Женщина, к слову, присутствовала на вечере и была в зале. И в какой-то момент ей пришлось не только ронять слёзы, но и краснеть. И, вероятнее всего, из-за досады и непонимания.
Со своей будущей женой Ширвиндт познакомился в дачном поселке НИЛ. Между ними мгновенно пробежала искра. Молодые люди влюбились друг в друга, а позже поженились и прожили в итоге бок о бок всю жизнь, а если быть совсем точным, то 67 лет (и это только в официальном браке. Без него все 70). На вечере памяти их любви было уделено особое внимание. И чтобы как можно лучше раскрыть их чувства друг к другу, со сцены зачитывали письма, которые Александр Анатольевич писал своей возлюбленной:
«Кис! Целую, куда хочу и куда ты хочешь…»
К таким откровенным строкам были готовы не все – в том числе и сама вдова Ширвиндта. В некоторой степени её это возмутило, что вполне понятно: зачем было зачитывать такое со сцены перед публикой? Неужели в этих письмах мало было других, каких-то менее интимных подробностей? Зачем людям знать такую информацию? Это уже слишком личное... Сама Наталья Николаевна высказалась об этом следующим образом:
«Слишком много пафоса. И зачем столько наших писем? Меня спросили, можно ли их использовать. Я дала согласие. Но эти сантименты, подробности про поцелую... К чему?»
Общие впечатления
В целом, вечер получился прекрасным и тёплым. На сцену вышел Михаил Ширвиндт, да не один – с младшими правнуками Александра Анатольевича, которым по четыре года. Люди хлопали и плакали, улыбались... Атмосфера стояла поистине уютная и нежная, трогательная. Вдова Ширвиндта держалась очень мужественно. Женщина заметно расцвела, когда увидела на сцене детишек.
Что сказать? Вечер оставил приятные впечатления, но всё же упомянутые выше моменты – с подражанием и письмами, – нанесли небольшой отпечаток, осадок. Вечер планируют повторить 1 октября в день 100-летия театра Сатиры. Возможно, недовольства публики примут во внимание и пересмотрят концепцию.
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще