Найти тему

Обучение каратэ. Часть 3

Оглавление

В предыдущих двух частях речь шла о том, какую роль в обучении каратэ составляют 2 первых из «3К» — кихон и кумитэ. Сегодня речь пойдёт о 3-м элементе — о ката.

Я уже писал несколько статей о ката, которые легко найти в подборке статей о каратэ. Поэтому мне не хочется повторяться и в очередной раз рассуждать о роли и назначении ката в каратэ.

Каратэ | Yūdansha Notes | Заметки Юданся | Дзен

В этой части я хочу рассмотреть ката именно как метод обучения и практики каратэ. Какую часть он занимает в тренировочном и обучающем процессе.

Ката и его роль в обучающем процессе каратэ

Как мы знаем из истории, долгое время изучение и практика ката являлся основным методом изучения каратэ. Со временем появилась практика кихон и кумитэ, которая в какой-то мере дублирует отработку технических элементов ката и в бункай. Дошло до того, что сейчас очень многие люди, занимающиеся спортивным каратэ, благодаря этом дубляжу зачастую не понимают необходимости практики ката. По их мнению практика ката является чуть ли не пережитком и толку от неё мало, ведь техника из ката «не работает в поединках», а следовательно является для них совершенно бессмысленным занятием (правда есть ещё так называемые «катисты» — те, которые изучают ката для выступления на соответствующих соревнованиях по ката).

А, и правда, зачем же сейчас нужно отрабатывать ката и бункай, если есть кихон, рендзоку и кихон иппон кумитэ? Ответ на этот вопрос приблизит нас к пониманию отличий спортивного единоборства каратэ от каратэ, как вида боевого искусства и метода самозащиты — так называемого Будо каратэ.

Что такое ката?

Технически ката представляют собой последовательно выполняемые серии движений, состоящие из определённых последовательностей техник защиты и контратаки, которые могут применяться как при борьбе с одним, так и с несколькими противниками. В ката заложены все основные техники и стратегии каратэ в целом и конкретной школы в частности, различные принципы их использования.

Особенностью ката является то, что оно может практиковаться не только парно (в виде бункай и рендзоку бункай), но и в одиночку — наиболее распространённая практика ката. Когда мы практикуем ката в режиме соло, то мы изучаем и отрабатываем такие элементы как: ритм, баланс, координацию, принципы применения силы и дыхания, правильные схемы перемещений при работе с против нескольких противников и, конечно же, сами технические приёмы, многоуровневые смыслы и вариации применения которых раскрываются в бункай — парной отработке элементов ката в партнёром, который, фактически представляет из себя якусоку кумитэ.

По большому счёту именно изучение и отработка бункай является основой для изучения и применения каратэ в качестве эффективного метода самозащиты (именно поэтому далеко не все представители спортивного каратэ способны эффективно применять его на улице для самозащиты — сказывается отсутствие практики и понимания бункай, на который просто банально нет времени). Вариантов бункай одного и того же ката существует великое множество и в каждой школе существуют канонические варианты, считаемые основными.

Обычно все ката разделяются по тому или иному принципу классификации. Например, по техническому уровню они делятся на ученические, ката среднего и высшего уровня, а также специальные. По целевому назначению их можно разделить на ката, предназначенные для физического развития и укрепления мышц и костей, а также ката для развития быстрых рефлексов и скорости, способности к быстрым перемещениям и движениям.

Для чего нужны ката и какую роль они играют в обучающем процессе

Из предыдущего абзаца мы видим, что различные ката несут разный смысл, имеют разные учебно-методические цели и развивают разные аспекты. Вот про эти аспекты давайте и поговорим.

Практика в ката позволяет овладеть и отработать различные методы дыхания, в том числе скоординированного с разного типа движениями; отработать различный темп и ритм движений, разные формы исполнения техники и проработку отдельных её элементов; позволяет научиться правильной концентрации и расслаблению, выработать высокий уровень самоконтроля и осознанности, развивает образное мышление. Правильную тренировку ката в каратэ можно в полной мере назвать психо-физической тренировкой.

Многие люди, том числе и занимающиеся каратэ, воспринимают ката как своеобразный набор техник, этакую библиотеку стиля, которыми ката несомненно являются, однако если их восприятие ката ограничивается только этим, то нет ничего удивительного, что у них ката «не работают».

Ката — это очень универсальный и многоплановый инструмент, позволяющий решать разные задачи как на этапе обучения и освоения техники, так и на последующих этапах её оттачивания и совершенствования. И использоваться они будут в обоих случаях иначе, в соответствии с текущей целью.

Сейчас мы можем наблюдать весьма нездоровую тенденцию, на мой взгляд, когда изучается очень много ката за относительно короткий промежуток времени. В частности это можно наблюдать на детских и юношеских тренировках. В принципе, им за глаза хватило бы ученических ката, но... почему-то все пытаются прыгнуть выше головы и замахнуться на Вильяма, нашего, Шекспира ката более высокого уровня. Типа, это круче и они им больше нравятся.

Как-то несколько лет я спросил у молодого юноши, но уже обладателя 1 дана Дзёсинмон, молодого инструктора детской группы, какое у него любимое ката. Он сказал, что Ананку. Я попросил его показать. Потом спросил: а что вот это движение означает? Он затруднился ответить. Потом я попросил его показать ката Пинан. И тоже спросил как он понимает, например, вот этот элемент, знает ли бункай? Ну, вы поняли...

К сожалению, чудес здесь не бывает (или бывают, но очень редко) и в подавляющем числе случаев мы имеем дело просто с заученной формой при полном отсутствии какого-либо содержания и понимания. Проблема ката в том, что они есть в экзаменационной программе и их там больше, чем нужно. Кому интересно изучать одно ката в год, вдумчиво и скрупулёзно его осваивать и прорабатывать? Детям точно нет. Главное — это получать пояса раз в полгода. Если ты не сдал по какой-то причине на пояс, то это повод для слёз, а у родителей — претензий к тренеру. А кому нужны претензии и потери учеников? Вот и осваивают новые горизонты... Можно ли говорить о какой-то учебно-методической роли ката в их тренировках? Думаю, что нет.

Способы тренировки в ката

Учитывая, что данная статья посвящена именно методам обучения каратэ, а не последующего совершенствования техники, я остановлюсь только на обучающем аспекте и соответствующих методах.

Прежде всего следует сказать, вроде бы простую, само-собой разумеющуюся вещь: ката нужно выполнять максимально осознанно и сосредоточенно.

На этапе изучения и освоения ката нужно максимально придерживаться правильной формы, принятой в данном стиле. Все нюансы являются чрезвычайно важными. Даже если вы не понимаете их смысл, это не означает, что его нет. Просто вы его пока не понимаете. Если в стиле приняты низкие стойки (например, в Сётокан) и большие амплитудные движения, то нужно стараться соответствовать канонической форме. Не оглядываясь на то, что сами мастера так не делают, или в бою это типа не применимо и т.д. Взять те же низкие стойки, которые доставляют так много неудобств начинающим, хотя бы дзенкутсу и кокутсу дачи. Собственно это не столько стойки, сколько положение тела, позиция в момент окончания того или иного технического действия. Это динамическая история. И то, насколько вы будете канонически правильно в ней оказываться будет указывать на то, насколько технически правильно вы выполнили технику. Например, тот же ой цзуки. Собственно, правильная стойка является той самой лакмусовой бумажкой, по которой вы сможет судить насколько правильно было выполнение вашего технического элемента, насколько правильно двигалось ваше тело. Если техника правильная, то вы автоматически легко и непринуждённо естественно приходите в нужное положение (стойку). Если же нет, то стойка будет с ошибками. Поверьте, никто не придумывал стойки, камае такими, чтобы они были красивыми и неудобными. Это просто индикаторы.

Когда мы отрабатываем технику ката соло, то нам не нужно беспокоиться о нашем противнике (как, например, в кихон кумитэ) — у нас есть возможность полностью сконцентрироваться на выполняемой технике и своих ощущениях. Выполняя ката в разном темпо-ритме, с разной скорость, с напряжением и без, с кимэ и без киме мы решаем разные задачи, тестируем себя на правильность и качество усвоения техники, то есть уровень усвоения двигательного навыка.

Естественно, что важной частью освоения ката является парная работа — бункай. Собственно, без бункай делать ката бессмысленно. Это не более, чем гимнастика, которая хоть и дюже полезна для здоровья, но теряет свой главный смысл — боевой. Если вы отрабатываете ката, но не знаете, как применяется та или иная техника, не умеете её применять, то ваша форма всё равно, что пустой сосуд — красивая пустышка и не более того.

Что же касается самих бункай, то тут тоже многие часто допускают очень большую ошибку — считают, что бункай один. Да, в каждой школе есть официально принятый бункай ката. Вот только это не означает, что этот вариант единственный. Все, кто так думает, просто сами на себя надевают шоры. Прелесть и гениальность ката состоит именно в том, что они многоплановы и могут иметь множество прочтений. Тут нет вопроса правильно/не правильно. Вопрос в том, насколько это работает или не работает. Многие технические действия можно реализовать и как ударную технику, и как технику бросков и сваливаний (а также с использованием оружия). Например, связка гэдан барай - ой цзуки с движением вперёд, которую мы наблюдаем уже в самом первом Тайкёку.

Ну, и важнейшей частью отработки ката, на мой взгляд, является правильное дыхание и его согласованность с движением. Особенно правильное дыхание важно в ката для развития и укрепления тела. К примеру, два моих самых любимых ката — это Тэнсё и Хангетсу.

Резюме

Кихон, кумитэ и ката — это основы изучения и практики каратэ, те три кита, на которых базируется правильная практика. Каждый из этих элементов выполняет свою важную роль. Это как трёхногий табурет — если вы попробуете убрать одну из ножек, то сидеть будет весьма проблематично. К сожалению это происходит постоянно. В спортивном каратэ больше делается акцент на кумитэ и в результате этого техника, которая сейчас используется в сиай кумитэ (спортивном поединке), уже стало настолько далека от того самого — изначального каратэ, что и каратэ это уже назвать сложно. Кроме того при практике спортивных поединков теряется сама суть техник каратэ — иккен хисацу, которым пронизано каждое ката, и которые реализуются в иппон кумитэ и бункай ката. Потому что спортивный поединок и самооборона — это совершенно разные и практически несовместимые вещи.

Люди, которые практикуют спортивное каратэ, тратят своё время (являющееся невосполнимым ресурсом) на подготовку к состязаниям и использованию стратегий и тактик чуждых заложенным в ката. Они готовятся драться друг с другом на татами. У них нет времени на осмысление ката и того, что в них заложено. Им это и не надо, так всё это для них совершенно бесполезно. К сожалению надо как-то сдавать на пояса, поэтому приходится учить ката и формально демонстрировать на экзаменах формы-пустышки.

С другой стороны, те спортсмены, которые отрабатывают ката для выступления на соревнованиях, не имеют время на отработку кумитэ. Потому и есть деление на кумитистов и катистов. И те и другие пытаются сидеть на двух ножках, а чаще всего и вообще балансировать на одной. Будет ли их каратэ рабочим?.. Вопрос риторический.

Мне хотелось бы верить, что те читатели, которые практикуют каратэ, в должной мере осведомлены о написанном здесь. А те, кто не практикует или являются новичками, смогут иначе взглянуть на то, что же именно мы делаем/должны делать, когда работаем над ката.

Если есть дополнительные мысли или с чем-то не согласны — добро пожаловать в комменты. Понравилась статья — не забудьте лайкнуть. Как поётся в одной песне: вас 15 копеек не устроит, для меня же доход трудовой...