Все показанное ниже относится к 2020 году. Мой сын писал диплом на тему реновации Парусинки. Я видела этот совместный проект (разрабатывали втроем), более чем достойный, с максимальным сохранением исторической застройки. Дипломные работы выпускников СПбГАСУ иногда, очень редко осуществляют. С учетом того, что проекты полные, с историческим, экономическим обоснованием – за подобные архитектурные мастерские берут немалые деньги – совершенно непонятно почему так редко, вопрос риторический. Что сейчас в Парусинке не знаю, очень хочется верить, но не верится.
Однако, 2 км от Ивангородской крепости и попадаете в иную реальность, район под названием Парусинка, который одна моя знакомая назвала "гетто" (в корне не согласна).
Легендарный финансист, первый управляющий госбанка России, промышленник и крупнейший благотворитель 19 века, Александр Людвигович Штиглиц как-то сказал: "Отец мой и я нашли свое состояние в России. Если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять вместе с нею свое состояние". Боюсь, сейчас таких нет...
Не буду перечислять все благодеяния, здесь, в Ивангороде, у Нарвских водопадов он строит две мануфактуры – суконную и льнопрядильную, а также поселок для рабочих по образцу английских фабричных поселений, с больницей, библиотекой, столовой. Одним из видов продукции была парусина для нужд флота, отсюда и Парусинка. Другое название Кренгольм, после распада район поделился между Россией (жилая часть) и Эстонией (промышленная) и хотя вот эта часть принадлежит России, от Ивангорода она отделена незастроенными пустырями, а с Нарвой соединяется вплотную.
В 1951-52 построили Нарвскую ГРЭС (сейчас она в России, а энергию продает в Эстонию), за ней русло Наровы разделено на 2 рукава, которые и окружают район, ставший островом. Старое русло почти сухое, а по пятницам "включают" водопад, который когда-то был самым широким в европе. Как было, как стало видно хорошо.
В Парусинке немало советской и современной застройка, а вот в старой части доминирует живописная разруха, но это не гетто, это обалденное место и где-то уже, где-то готовится реставрация, я верю.
Круглое здание называют газгольдерной, это не так, здесь была та самая рабочая столовая, построенная эксплуататором Штиглицем для тогда еще неосвобожденного пролетариата (кстати, на его мануфактурах так хорошо платили, что народ ходил пешком из Ямбурга 25 км). В советское время там был то ли по-прежнему общепит, то ли клуб, а вот когда заброшено не могу сказать, но не более 30 лет назад.
В память 300-летия дома Романовых Штиглиц строит больницу (об этом сообщает доска на фасаде, частично разбитая) для работников ткацкой мануфактуры. Выявленный объект культурного наследия по проекту, говорят, архитектора Кракау. Бросается в глаза какая-то разруха, но нет, это лоджии, состояние, конечно, не очень. Чего там только не было в советское время, здание используется и сейчас, в нем вроде бы филиал университета.
Льнопрядильная мануфактура после развала разделилась на 3 предприятия, одно из которых, говорят, и сейчас лидер по производству джутовых нетканых материалов. На фабрике как много где обосновалась масса маленьких фирм и фирмочек, никак не способствующих сохранению промышленной архитектуры. Насколько знаю, в 2022 здания мануфактуры переданы "Фонду наследия Штиглица" и есть большая надежды, что здесь все теперь будет хорошо.
Как напоминание о советском трудовом прошлом фабрики – вероятно, ткачиха кормит птиц перед корпусами.
Очень много заброшенных, удивительным образом наполовину, зданий, в этой квартире явно живут, а в той выбитые, заколоченные окна. На каких-то домах видны следы ремонта, другие как новенькие, третьи совсем плохи. Очень странные ощущения, как-будто граница времени и безвременья. Состояние крайнего запустения и разрухи, которое все же начинает преодолеваться.
И вдруг раз! практически античность... по состоянию особенно. Раз! И взмывает в небо шпиль
В Парусинке есть своя таможня, до недавнего времени, ивангородцы в Нарву и наоборот ходили пешком по пешеходному мосту. Сейчас наверное все не так просто.
Совершенно очаровательные, сразу видно недюжинный ум, коты. Котов в районе очень много.
Здесь же, в урочище Краморском, на правом берегу Наровы, появилась усадьба. По проекту Кракау был построен деревянный двухэтажный дом, в неорусском стиле, с изящной деревянной резьбой, балконами, башенкой. Вокруг дома разбили великолепный пейзажный парк, в конце которого было задумано строительство храма. В этом доме, в 1890, когда имением владел наследник Штиглица, гос. секретарь Половцов, встречались императоры России и Германии – Александр 3 и Вильгельм 2. Парк был открыт для всех.
Знаете, что обидно? Усадьбу пощадила война, дом разломали в 1970-х, просто так, без причины. Парк парком быть тоже перестал, просто довольно неухоженная зеленая зона. Усадьба не сохранилась, а вот Троицкая церковь для фабричных рабочих, по проекту Кракау, ставшая фамильной усыпальницей, почти не пострадавшая в войну и почти утраченная позднее, полностью восстановлена.
Строительство церкви было связано с печальными событиями в жизни Александра Людвиговича – его любимая жена Каролина тяжело болела. Но закладка произошла уже после ее смерти, не успели. Над ее могилой и вырос храм, с фамильной усыпальницей в подклете. Свято-Троицкая церковь однако не была семейной, предназначалась "для духовных нужд местного населения".
В семейной усыпальнице всего 4 захоронения – сам Александр Штиглиц, его супруга Каролина, их приемная дочь с мужем.
В семье Штиглица не было детей, единственный сын умер в младенчестве. По легенде, Александр Людвигович нашел ребенка у себя в саду, на даче на Крестовском острове. Произошло это в июне – фамилию дали Юнина, а отчество Михайловна, которое намекает на истинное родство. Считается, что девочка была незоконнорожденной дочерью Великого князя Михаила Павловича. Она стала родной в приемной семье, впитав все ее традиции. Впоследствии Надежда Михайловна вышла замуж за Александра Александровича Половцова, ставшего известным историком и политическим деятелем. Он был похоронен рядом с женой.
Храм особенно пострадал от строительства ГЭС, подвалы затапливались из-за повышения уровня грунтовых вод – теперь это берег Нарвского водохранилища. Но до чего ж красиво!
Восстановление Троицкой церкви началось в 1997, усердием многих и многих как организаций, так и граждан.
Последнее про Парусинку – новое русло реки Наровы.
После Ивангорода я всех агитировала на Каргальский полуостров. Ну как же так, быть рядом и не посмотреть, так и помрем не увидев. Из памяти совершенно выпало, что мы там были, в следующий раз придется вернуться на несколько лет вглубь, но оно того стоит.