Найти тему
Курьезная Хроника

Война на одну чашку кофе

Представьте себе ситуацию: вы только что налили чашку кофе, а пока он остывает, вы успеваете разгромить целое государство. Абсурд? Нет, это реальность Англо-Занзибарской войны 1896 года, которая стала самой короткой в истории – всего 38 минут от первого выстрела до капитуляции. Как такое могло произойти и какие курьезы сопутствовали этому событию?

Занзибар, богатый и процветающий остров у восточного побережья Африки, в середине XIX века находился под властью Оманского султаната. Местные правители активно торговали рабами, слоновой костью и пряностями, что приносило огромные доходы. Благодаря этим богатствам, султан Саид ибн Султан в 1840 году решил перенести столицу из Маската в Занзибар. Но в 1861 году Занзибар объявил о своей независимости, отделившись от Оманского султаната.

Эта независимость была во многом инспирирована британцами, которые в то время активно расширяли свои колониальные владения в Восточной Африке. Британцы выступили в роли наставников нового султаната, помогая ему делать первые шаги в мире. Но эта идиллия не могла продолжаться долго.

Протекторат и смерть султана
В 1888 году немцы, также проявлявшие интерес к Восточной Африке, взяли часть побережья в аренду. Вскоре ответный ход сделали британцы, заняв другую часть побережья. В 1890 году было заключено соглашение, по которому Занзибар попал под протекторат Британии, а Германия выкупила у султана ранее арендованные земли. Казалось бы, зоны влияния были поделены мирно и спокойно.

Прошло шесть лет, и ничего не предвещало беды, пока внезапно не умер занзибарский султан Хамад ибн Тувайни, который был ставленником Британии. Он был относительно молод и вел независимую политику, заслужив уважение как британцев, так и немцев. Его смерть вызвала множество подозрений и слухов, что он был отравлен своим двоюродным братом Халидом ибн Баргашем, якобы действовавшим по наущению немцев.

-2

Захват власти
После смерти султана, Халид ибн Баргаш немедленно захватил султанский дворец и объявил себя новым султаном. Это действие нарушало договор с Британией, согласно которому смена власти в Занзибаре могла происходить только с их разрешения. Британцы немедленно предъявили ультиматум, требуя от Баргаша отказаться от претензий на трон и покинуть дворец до 9 утра 27 августа 1896 года. В случае невыполнения условий, они грозили применением силы.


Армия Баргаша: Палки против пушек
Халид ибн Баргаш, уверенный в своих силах и возможной поддержке немецких союзников, отказался выполнять ультиматум британцев и начал готовиться к обороне своего дворца. Однако его армия представляла собой крайне неоднородную и плохо вооруженную силу. В распоряжении Баргаша находилось около трех тысяч человек, включая солдат, дворцовую стражу и рабов.

-3

Основной артиллерийской силой Халида ибн Баргаша были всего несколько пушек, среди которых выделялась бронзовая пушка XVII века, скорее подходящая для музея, чем для боевых действий. По некоторым данным, Баргашу удалось обзавестись одной или двумя современными пушками, однако их количество и состояние оставляли желать лучшего. В его распоряжении также находилась яхта "Glasgow", вооруженная орудием Гатлинга и парой девятифунтовых пушек, которые, увы, не представляли реальной угрозы для мощных британских кораблей.

-4

На фоне этого, британские силы казались непобедимыми. Флотилия, направленная для подавления мятежа, включала три крейсера – HMS «St. George», HMS «Philomel» и HMS «Racoon», а также два канонерских катера – HMS «Thrush» и HMS «Sparrow». Эти корабли были вооружены самыми современными на тот момент орудиями, включая 9-дюймовые и 4,7-дюймовые пушки. В дополнение к морской силе, британцы располагали около 900 морскими пехотинцами и солдатами Занзибарского протектората, готовыми к высадке на берег.
Разница в вооружении и численности была настолько разительна, что шансы Баргаша на успешное сопротивление были минимальны.

Начало войны

-5

27 августа 1896 года, в 9 утра, британцы начали обстрел дворца. Первые же залпы вызвали панику среди занзибарских солдат, большинство из которых предпочли тактику быстрого отступления, скорее бегства, чем сражения. Гордость флота Занзибара – яхта "Glasgow", успела сделать несколько выстрелов, прежде чем была быстро потоплена крейсером "St. George".

-6

Капитуляция и побег
Через 10 минут после начала боевых действий Халид ибн Баргаш осознал, что его армия не может противостоять британскому превосходству. В панике он сбежал, оставив своих солдат на произвол судьбы. Британцы, не зная о том, что султан уже капитулировал, продолжали обстрел дворца до тех пор, пока один из снарядов не сбил флаг с флагштока, что символизировало окончание сопротивления.

За 38 минут боевых действий британцы выпустили около 500 снарядов и более 5000 патронов, нанеся значительный урон. Обстрел разрушил почти все ключевые сооружения дворца и его окрестностей. В результате этой быстрой и беспощадной атаки занзибарские войска понесли тяжелые потери — более 500 человек было убито, тогда как британцы потеряли только одного офицера, который отделался легким ранением и небольшим испугом.

-7

После бегства, Халид ибн Баргаш нашел укрытие в германском посольстве. Британцы, узнав о его местонахождении, окружили здание посольства, но не атаковали, чтобы не спровоцировать международный конфликт. Султану удалось скрыться благодаря уловкам немецких моряков.
Немцы, известные своим умением находить выход из трудных ситуаций, проявили хитрость. Они организовали эвакуацию Халида с завидной ловкостью: несколько немецких моряков, принесли в посольство шлюпку с их корабля. Султан забрался в шлюпку, которая затем была поднята на плечи моряков и доставлена обратно на германский крейсер "Seeadler". По международному праву шлюпка считалась частью немецкого корабля, и следовательно, Халид, находясь в ней, формально числился на немецкой территории. Британцы, понимая, что вмешательство может привести к дипломатическому скандалу, были вынуждены наблюдать за этим театром с беспомощным раздражением.

На борту "Seeadler" Халид ибн Баргаш был увезен в Дар-эс-Салам, где он сначала нашел временное убежище. Однако его жизнь в изгнании была недолгой: в 1916 году он снова попал в руки британцев. Судьба была к нему благосклонна — он избежал казни и провел остаток своей жизни в изгнании, в Момбасе, где скончался в 1927 году.